Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Поможем храму, где началось «Милосердие Храм цесаревича димитрия при первой градской больнице

Церковь троицы живоначальной, что в листах Храм троицы в листах сухаревская

Селедка под шубой с огурцом — кулинарный рецепт

Пошаговый рецепт приготовления ленивых хачапури из лаваша Самые ленивые хачапури в духовке

Как приготовить пюре: суп-пюре, картофельное, гороховое, овощное

Домашнее мороженое со сгущенкой (без яиц)

Кукурузные палочки с ирисками

Приготовление печеночной колбасы у себя дома

Путассу — рецепты приготовления оригинальных и простых рыбных блюд

Описание калорийности разных сортов сыра

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Вячеслав Володин — новый спикер Госдумы

Невзоров а г уроки атеизма

Столетняя война: причины, ход и последствия Воины времен столетней войны

Невзоров а г уроки атеизма. Уроки атеизма


Чтобы я мог посоветовать верующим? Я бы мог посоветовать им чувствовать себя как можно лучше, и как можно увереннее, как можно спокойнее и победительнее.

Очень, очень совместились бы с бесконечными рассуждениями о совести, нравственности и национальной идее просто высказанные, четкие, понятные желания: мы хотим платить налоги за всё! Мы хотим платить налог с прибыли, с выручки, мы хотим платить налог на недвижимость, мы хотим полностью сделать прозрачной свою бухгалтерию, мы хотим жить честно. Это один способ.

Второй способ, что всё-таки церковь должны содержать верующие люди. Для этого верующие должны пойти на некую форму добровольного налога с верующих. Это есть во многих странах, и законодательно и финансово это уже отработанный вариант, когда именно верующие берутся содержать свою церковь. Там уж кому хватит на лишний килограмм икры, кому не хватит, это уже вопрос двадцать пятый. Важно, что через это действие, потому что сейчас Русская православная церковь находится в роли содержанки, а я не знаю до какой степени это приятно, и к тому же тогда странны всякие истерики, потому что содержанка должна уметь выслушивать критические замечания, и должна уметь сносить то, что самодостаточное существо сносить совершенно не обязано.

И вот через этот, скажем так, добровольный налог, на основании которого и существует церковь, вероятно, все верующие люди будут чувствовать себя значительно лучше и приятнее.

И с нас, которые не хотят содержать Вас с Вашими представлениями, с Вашими порчами, с Вашими патриархами, с Вашими сказками, мы не хотим Вас содержать и нас достаточно большое количество.

Нас вынуждают к этому, вынуждают опять-таки через не совсем праведное распределение денег, которое у нас берут в качестве налогов. Мы Вас содержим.

Избавьте нас от этого, пожалуйста. И тогда у Вас появятся все основания, с гораздо большим звоном в голосе, произносить слово совесть.

Комментарии: 10

    Александр Невзоров

    Что такое пост? Зачем существует пост? Откуда взялся пост и причины происхождения поста? Понятно, что физиологически это совершенно абсурдное действо, не только не полезное, но и чрезвычайно вредное, так как вслед за эпохой лишений наступает время чудовищного разнузданного обжорства, которое имеет соответствующее название в разных религиозных практиках. Откуда взялись посты? Откуда взялась необходимость поститься?

    Александр Невзоров

    Есть ещё такая деликатная и замечательная тема, как оскорбление чувств верующих. Конечно, чувства верующих должны быть оберегаемы от всяких оскорблений, и мы должны очень тщательно за этим следить и понимать, что верующие – это особые люди, они шныряют всюду и всюду ищут возможность оскорбиться. Они шныряют по послесловиям и предисловиям книг, по сайтам, по журналам, по выставке и везде жадно ищут возможности чему-нибудь оскорбиться и устроить очередную истерику. Но, они имеют право на эти истерики, и мы конечно должны эти чувства беречь. Вот такое трепетное отношение к их чувствам абсолютно, впрочем, не мешает нам поковыряться в истории того, что же на протяжении мировой истории оскорбляло верующих, оскорбляло христиан. Какие факторы для них были наиболее оскорбительны, и что вызывало у них наиболее массированные, продолжительные и шумные истерики?

    Александр Невзоров

    Очень важным вопросом является то, как вообще разговаривать с верующими или с теми, кто считает себя верующими. Вообще, конечно, таких разговоров лучше избегать, но, если вас всё-таки спровоцировали на этот разговор, то надо говорить очень доброжелательно, очень ласково. Помнить, что эти темы для них предельно болезненны, предельно сложны и что они легко приходят в состояние сильной истерики, поэтому лучше убрать спички, лучше убрать всякие острые, тяжелые предметы и действительно демонстрировать терпение, ласковость и доброжелательность.

    Александр Невзоров

    А теперь поговорим о строительстве и восстановлении так называемых храмов. Это очень интересная тема, особенно интересная сегодня. Особенно интересная после этой истории с песнями и танцами каких-то девушек в каком-то очередном молитвенном собрании христиан. И в связи с тем, что мы вновь, наконец, даже те, кто не хотели этого, увидели знакомый звериный оскал, увидели дикую злобу, увидели агрессию, увидели, что, по сути дела, религия, в её таком доминирующем состоянии совершенно не совместима ни с цивилизацией, ни с демократией. Что она является существенным препятствием для строительства и организации любого гражданского общества. Именно в связи с этим стало понятно, что дни её, наверное, сочтены.

    Александр Невзоров

    Насколько я понимаю, эти девочки верующие, эти девочки просто несколько экзотично и непривычно помолились. Но для нас нет никакой разницы: одни странно одетые люди поют и танцуют или другие странно одетые люди поют и танцуют. К тому же, как Вы знаете, никаких понятий типа там кощунство, которым любят щеголять нынешние бородоносцы и служители культа, нам вообще непонятны и неизвестны, мы не обязаны знать, что это обозначает и что под этим подразумевается. Это целиком проблемы церкви. Ни в одном законодательном акте, ни в одном документе такого понятия не содержится, и мы этого, повторяю, не обязаны знать и знать этого не хотим.

    Александр Невзоров

    Жизнь с верующими воцерковленными родителями - это мучение и огромная проблема. Мальчишки и девчонки искренне и растерянно спрашивают, что делать, как им быть. Каким образом им сосуществовать с такими родителями? Александр Невзоров отвечает на один из самых сложных вопросов подрастающего поколения.

    Легенда отечественной публицистики Александр Невзоров известен как последовательный и бескомпромиссный критик церкви. Выпуски его передачи «Уроки атеизма» в Сети смотрели миллионы человек. И вот наконец все тексты собраны под одной обложкой. Как беседовать с верующими, что такое христианские ценности, как из века в век складывались взаимоотношения науки и церкви, для чего понадобилось защищать чувства верующих, - об этом и о многом другом Александр Невзоров в своей фирменной саркастичной манере рассуждает на страницах книги. Книга «Уроки атеизма» выпущена издательством «Эксмо» вместе с аудио-версией уроков в октябре 2015 г.

    Александр Невзоров

    Сегодня я постараюсь ответить на крайне любопытные вопросы, которые мне предложил, как это ни парадоксально звучит, подпольный (подпольный!!) атеистический кружок одного из Санкт-петербургских вузов. Там действительно дело доходит до маразма, причём до такого маразма, что в библиотеках запрещают выдавать Ярослава Голованова, Такселя, Ламетри и различные сочинения Руссо по этому поводу. И вот студенты, которые уже наиболее интеллектуальные, наиболее самостоятельные и разумные, объединяются в какие-то атеистические кружки, и от них пришли вопросы. Надо сказать, что вопросы отличаются, действительно, некоторым знанием предмета и определённого рода остротой.

    Александр Невзоров

    Вы можете себе представить ситуацию, при которой эта не похвальная выходка девушек в ХХС доставила бы верующим удовольствие? По крайней мере, удовлетворение? Такую ситуацию представить не сложно. Всё тоже самое: тот же самый танец, те же самые поворачивания к алтарю попами, те же самые задирания ног и непонятные тексты, но в финале всей этой процедуры, соответственно, молнии, испепеление кощунниц до состояния: либо пригоршни праха, либо просто кровавые куски мяса с обрывками вязаных шапочек вперемежку. Но этого не произошло. Этого в очередной раз не произошло. И судя по реакции самих верующих, они понимают, что этого никогда не произойдёт.

    Александр Невзоров

    Сегодня мы можем наблюдать усугубляющуюся истерию вокруг этой простой жизненной реалии, которая есть, была и будет, вероятно, очень важной приметой свободы человека в вопросах решения, как своей судьбы, так и в вопросах решения судьбы производных своего организма. Право на это решение, на эту свободу относится, вероятно, к числу фундаментальных свобод человека. Это очень важно знать и понимать. Точно также важно знать и понимать, что наука в этом вопросе давным-давно сказала своё слово, определив, причём с большим подстраховочным запасом, безопасные для организма женщины сроки прерывания беременности, а также место и статус эмбриона.


С чем связана необходимость появления этих роликов, посвященных вопросам атеизма?

Исключительно по той причине, что на больших, да и не на очень больших, государственных и не очень государственных ТВ-каналах православная цензура стала до такой степени бесстыжа, свирепа.

Существенно, что для серьёзного, свободного, вольнодумного и здравомысленного разговора о религии место осталось только в Интернете.

Ну, что ж, место не хуже любого другого, как я полагаю.

Мы будем говорить об атеизме. Хотя, наверное, нам труднее быть в большей степени атеистами, чем непосредственно сами попы, сами представители культа, служители культа, особенно, это касается, так называемого культа РПЦ.

Это касается той огромной, по сути дела, секты, по сути дела, тоталитарной секты, которой на сегодняшний день является так называемая Русская православная церковь.

При том, что, это моё мнение, я глубоко убеждён, что в 99% случаев, говоря о так называемой вере, мы имеем дело с абсолютно чистым притворством. И никакой веры, на самом деле там нет и не может быть, потому что, неплохо зная их литературу, неплохо зная нормативы поведения, которые заповеданы в этой литературе, мы знаем, что ими сказано: «идите и проповедуйте». Ими вообще много чего сказано, но из очень сложного комплекта указаний, существующего в их религии, они выбрали себе только позолоченные тряпочки, наряды, бижутерию и болтовню в теплых студиях.

Почему- то никто из них не идёт целоваться с прокаженными, например, в лепрозории. Никто не дарит свои квартиры или автомобили бомжам. Да? По крайней мере, такие случаи науке неизвестны.

К тому же, если у них есть такой зуд проповедования, они вполне бы могли найти те территории, где ещё не прозвучало никак так называемое слово божье, например, Афганистан. Кто бы им мешал купить билетики, отправиться и проповедовать там.

Здесь так называемое слово божье уже прозвучало и не произвело особого впечатления. Но они не должны останавливаться на достигнутом. Тем не менее, мы видим, что никто из них тех, характерных для верующего человека особенностей, никак не проявляет.

Проявляется только то, что обычно сопутствует не вере, а идеологии. То есть злоба, агрессивность, нетерпимость, страсть писать доносы в милицию и прокуратуру, страсть обижаться, страсть устраивать истерики и страсть подгребать под себя как средства массовой информации, так и книгоиздательства, да и всё остальное прочее.

Почему я говорю с такой уверенностью о попах, как об образчиках атеизма.

Прежде всего, давайте посмотрим на поведение их главного попа. Фамилия у него Гундяев, звали его когда-то Владимир Михайлович.

Посмотрите внимательно, когда говорится о том, что его охраняет Федеральная служба охраны, все обращают внимание на юридическую пикантность этой ситуации.

То есть на то, что лицо, которое не имеет права на такую охрану, тем не менее, её получает. Но помимо юридической стороны, есть не менее пикантная и, так называемая, религиозная, атеистическая сторона.

Ведь когда смотришь на охрану Кирилла Гундяева, то понимаешь, что мухи отдельно, а котлеты отдельно.

Игра в золотые тряпочки, разговоры проникновенным голосом о душе и нравственности, о вере и вечности – это одно, а реальность – это совершенно другое.

И конечно, в этой реальности, в реальной жизни – ФСО гораздо надежней, чем какой-то там теоретический бог.

То есть никаких даже предположений, что в сложной ситуации, в ситуации возникновения какого-то злого умысла на этого занятного персонажа, какие-нибудь ангелы, какой-нибудь бог самостоятельно отведут от него беду, даже таких предположений нет. Есть ФСО, есть главный поп, которого надо с шумом и пафосом охранять.

Потом мы видим удивительную страсть верующих писать доносы в различные инстанции на людей, которые осмеливаются мыслить свободно и вольно. Что, в общем-то, право писать доносы, и ничего здесь удивительного бы не было, если бы это не было примером бытового атеизма. Причём блестящим примером бытового атеизма! По идее, зная характер своего бога, который легко, за какую-то полную фигню истреблял города, поливая их серой и огнём, города со всеми детьми, женщинами, стариками.

Зная, что характер у этого сверхестественного существа истеричный и крайне тяжелый, они, вполне, должны были бы предполагать, что любое свободомыслие будет немедленно наказано, ну, как в случае со мной, каким-нибудь инсультиком, параличком каким-нибудь, чем-нибудь таким. Я уже не говорю про какие-нибудь молнии или падающие с неба раскаленные метеориты. Тем не менее веры в то, что это произойдёт нет. И эта возможность того, что, тот, кого они считают богохульником, будет наказан непосредственно сверхестественными силами – нет. Они пишут доносы.

Мы видим эти прелестные приметы чистой идеологии. Конечно, никакой веры здесь нет. Понятно, что это в чистом виде притворство и бизнес. Бизнес, который нуждается в этом всём притворстве. И притворство, которое нуждается во всём этом бизнесе.

Тем не менее, я полагаю, что за невозможностью говорить где-то в другом месте на эти темы, поскольку от этого отчасти зависит интеллектуальное будущее России, всё-таки эта необходимость есть, и говорить мы будем, но с определенной периодичностью.

Комментарии: 1

    Александр Невзоров

    Очень важным вопросом является то, как вообще разговаривать с верующими или с теми, кто считает себя верующими. Вообще, конечно, таких разговоров лучше избегать, но, если вас всё-таки спровоцировали на этот разговор, то надо говорить очень доброжелательно, очень ласково. Помнить, что эти темы для них предельно болезненны, предельно сложны и что они легко приходят в состояние сильной истерики, поэтому лучше убрать спички, лучше убрать всякие острые, тяжелые предметы и действительно демонстрировать терпение, ласковость и доброжелательность.

    Александр Невзоров

    Итак, у меня есть, как это ни странно прозвучит, два вопроса к верующим. У меня есть свои ответы на эти вопросы, но, возможно, они неправильные, возможно, я что-то неверно или неточно понимаю. И мне хотелось бы узнать те ответы, которые могут предложить на эти вопросы верующие или так называемые верующие или те, кто считает себя верующим, не суть важно.

    Александр Невзоров

    Итак, сегодня разговор о том, как спасать ребенка от так называемых основ православной культуры, а по сути дела, от прямой, лицемерной и предельно наглой религиозной пропаганды, которая вторглась уже и в школы.

    Александр Невзоров

    Выяснилось, что из 15 действующих архиереев Болгарской Православной церкви 11 архиереев имеют агентурные дела, и эти агентурные дела были обнародованы. Вернее, был обнародован факт наличия агентурных дел. В связи с этим возникает естественный вопрос, а с какой планеты прилетели ещё 4 архиерея, и почему этот архиерейский прилёт прошёл незамеченным для астрофизиков, уфологов. В конце концов, это не такое уж рядовое событие. Откуда взялись целых 4 архиерея, которые в системе церкви не работали бы в агентурных сетях КГБ. Совершенная загадка. Но я вам могу объяснить и легко разгадать эту загадку потому, что, если у сотрудника церкви нет агентурного дела, значит, у него есть личное дело.

    Александр Невзоров

    Понятно, что в связи с последними событиями, всем хорошо известными, православным, вероятно, предстоит сделать выбор – выбор в кого же они всё-таки веруют. То ли они веруют в некого Лунтика, существо тихое, забитое, который может от любой газетной публикации забиться под коврик, в угол, рыдать и требовать защиты. То ли они всё-таки верят в некое существо, которое они называют всемогущим богом. И, если это существо всемогущий бог, которому покорно и подвластно всё на этой планете и за её пределами, то, вероятно, это существо способно само за себя постоять, само наказать богохульников, кощунников и другую публику, скажем так неуважительно или непочтительно относящейся к нему, к его фан-группе, к аксессуарам этой фан-группы. Но, как мы видим, это сверхъестественное и всемогущее существо молчит.

    Александр Невзоров

    Позвонил мне тут мой старый друг Александр Петрович Никонов, замечательный писатель, глава московского атеистического фронта и предложил мне подписать петицию против закона об оскорбленных религиозных чувствах. Надо сказать, что эти московские атеисты, они замечательные ребята, очень романтичные, они полагают, что зло – это то, с чем можно бороться путём сбора подписей. Нет. Я отказался.

    Александр Невзоров

    Сегодня в России религия превратилась в серьёзную проблему и проблему раскалывающую, проблему раздирающую общество. Причём видно, что края этого раскола не зарастают, не рубцуются, не остеопластируются, а становятся всё более-более зияющими, всё более-более гнойными. И здесь дело, вероятно, прежде всего в том, что до сих пор не существует никакого точного, никакого взвешенного, никакого юридического и никакого, вообще, вменяемого объяснения о том, что же такое верующий человек.

    19 апреля 2014 года в Петербурге в Концертный зале у Финляндского прошел творческий вечер писателя, журналиста и колумниста «Сноба» Александра Невзорова, во время которого он ответил на множество вопросов из зала. Бумажки с вопросами были сложены в ведро. Винегрет в этом ведре вышел удивительным: от просьбы посоветовать, стоит ли причащать ребенка, до вопроса в лоб: а не предатель ли Невзоров? Публикуем избранные вопросы и ответы.

    Александр Невзоров

    Сегодня я постараюсь ответить на крайне любопытные вопросы, которые мне предложил, как это ни парадоксально звучит, подпольный (подпольный!!) атеистический кружок одного из Санкт-петербургских вузов. Там действительно дело доходит до маразма, причём до такого маразма, что в библиотеках запрещают выдавать Ярослава Голованова, Такселя, Ламетри и различные сочинения Руссо по этому поводу. И вот студенты, которые уже наиболее интеллектуальные, наиболее самостоятельные и разумные, объединяются в какие-то атеистические кружки, и от них пришли вопросы. Надо сказать, что вопросы отличаются, действительно, некоторым знанием предмета и определённого рода остротой.

    Александр Невзоров

    Истоки мифа о гонениях. Сила сценизма. Солдаты Суворова/Кутузова и репрессивная система. Русское язычество. Наполненность семинарий. Природа атеизма.

Несмотря на неважное самочувствие после госпитализации, 83-летний Далай-лама провел в мае в Дхарамсале 10-е ежегодные учения для российских буддистов и дал эксклюзивное интервью РИА Новости.

Всемирно известный духовный лидер рассказал, на чем основана его вера в светлое будущее человечества, что он думает о Путине, Трампе и роли России в мире, какое послание адресует новому поколению, что необходимо современной науке и системе образования и как работать с «шестым сознанием», чтобы обрести счастье.

Ваше Святейшество, вы не раз говорили, что люди становятся лучше: проявляют все больше сострадания, не хотят воевать, бережнее относятся к природе. Но теперь заявляете, что человечеству не хватает ответственности - и мир близок к катастрофе. Вы изменили свое мнение, разочаровались в человечестве?

- Нет, я не изменил свое мнение. Даже еще больше в нем утвердился. Каждое существо, даже насекомое, не хочет страдать, а хочет прожить жизнь счастливо. И у каждого есть право на то, чтобы быть счастливым.

Далай-лама беседует c журналистом РИА Новости Ольгой Липич. © Фото: Павел Платонов/ Предоставлено фондом "Сохраним Тибет"

Кроме того - и это очень важно - согласно последним данным науки, по природе своей человек склонен к состраданию. Это же очевидно: в первые несколько лет после появления на свет мы нуждаемся в материнской любви и заботе, без них мы бы не выжили. Так происходит у всех общественных животных. Мы, люди, тоже общественные животные. Коллективное чувство в определенной степени заложено в нас биологически. На протяжении тысячелетий люди выживали именно благодаря чувству общности, взаимопомощи и заботе друг о друге.

- Тогда в чем же проблемы сегодня?

- В сегодняшнем мире есть проблемы, которые находятся вне нашего контроля. Например, такая серьезная проблема как глобальное потепление. Недавно я встречался с учеными, среди которых был один лауреат Нобелевской премии в области химии с Тайваня. Он сказал, что вопрос о том, продолжит наш мир существовать или нет, решится в ближайшие восемьдесят лет.

Мы должны серьезно озаботиться вопросами экологии. Сегодня все больше и больше людей задумываются о сохранении окружающей среды, и это хороший знак.

И еще. Сколько человек погибает от рук других людей! Если бы с самого начала люди убивали друг друга, как это делают сегодня, то нам было бы не о чем беспокоиться - человечество исчезло бы с лица земли.

Я думаю, это неразрывно связано с феодальной системой. В феодальном государстве король или королева, а иногда религиозные лидеры собирали армии и отправляли их убивать других людей… Но все солдаты без исключения, я уверен, ценят свою жизнь. Если бы у них была свобода выбора, они не пошли бы убивать друг друга.

Далай-лама проводит учения для буддистов из России и стран Балтии. © РИА Новости / Ольга Липич

У вас, россиян, есть горький опыт жизни при Сталине, а у ваших противников (немцев) был опыт жизни при Гитлере. Во времена правления Сталина в Советском Союзе и Гитлера в Германии были убиты миллионы людей… Эти миллионы погибших - наши братья и сестры.

Первая мировая война, Вторая - разве они принесли что-то хорошее? Нет. Только породили еще больше ненависти. Если не считать хорошим результатом развитие военной промышленности. Но единственное предназначение оружия - в том, чтобы убивать.

Сама концепция войны, которая заключается в том, чтобы мобилизовать солдат и отправить их убивать друг друга, - это принадлежность феодальной системы. Она безнадежно устарела.

Двадцать четыре корабля из 14 стран принимают участие в совместных учениях войск НАТО Trident Juncture 2018 («Единый трезубец») в Норвежском море. 7 ноября 2018 года. © Фото: U.S. Navy

Не так давно в Таиланде провозгласили нового короля, взошел на трон новый император Японии, а в Британии родился еще один принц… Я действительно считаю, что монархическая форма правления устарела. Большевистская революция в России положила конец царизму, а Французская революция покончила с монархией во Франции. Я думаю, что это было правильно. (Смеется.) Это все устаревшее мышление: короли, королевы. К тому же в монархии делался слишком большой упор на военную силу.

- А какую форму правления вы считаете оптимальной?

- Сегодня настало время демократии. Мир принадлежит семи миллиардам людей. Каждая страна принадлежит своему народу. Когда люди получили соответствующее образование, когда у них правильный образ мысли, они вряд ли будут настроены убивать друг друга.

Возьмем для примера Европейский союз. В прошлом веке европейские страны вели друг с другом кровопролитные войны. А потом, после Второй мировой войны, два государства, которые были, казалось, непримиримыми врагами - Франция и Германия, - решили, что гораздо лучше думать об общих интересах, чем об интересах Франции или Германии в отдельности, поскольку это отвечает сложившимся реалиям. Так появился Европейский союз. И благодаря этому с последней половины XX века и по сей день его страны-участницы не сражались друг с другом, не проливали кровь своих граждан.

Порой я говорю, что и России надо присоединиться к Европейскому союзу.

Переходя к России… Президент Путин шутит, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем. А вы как полагаете? Есть ли сегодня политики, способные изменить мир к лучшему, как Ганди, или роль политиков в наши дни не так уж важна?

- Прежде всего, я хочу сказать, что Российская Федерация - это великая страна, обладающая большой мощью. Последние события показали, что Путин как руководитель страны уделяет большое внимание происходящему в разных частях мира, и это хорошо.

А вот коллега Путина, президент Трамп… (делает жест рукой, свидетельствующий о его безнадежности.) Как и Путин, он руководит огромной страной, несет на себе большой груз ответственности. Лидер такой страны должен видеть картину в целом. И думать о том, что будет полезно для страны в долгосрочной перспективе. Это очень важно. Он не должен думать только о получении краткосрочных результатов. Конечно, у меня нет права критиковать деятельность президента Трампа. Но вы только подумайте: он продал миллиарды единиц оружия Саудовской Аравии. На мой взгляд, это неправильно. Он также вышел из Парижского соглашения по климату. Это весьма прискорбно.

Президент России Владимир Путин и президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции по итогам встречи в Хельсинки. 16 июля 2018 года. © РИА Новости / Алексей Никольский

Сегодня мир находится в критическом положении. И Путину нужно очень тщательно обдумывать свои действия, принимать во внимание картину в целом и думать о том, что принесет пользу в долгосрочной перспективе.

- Вы говорили, что Россия может внести большой вклад в развитие мира. По-прежнему так думаете? И почему?

- Да. У Российской Федерации есть еще одно преимущество: с географической точки зрения она служит мостом между Востоком и Западом.

И еще. Я буддист, но никогда не говорю, что буддизм - наилучшая религия. Все крупные религиозные традиции подобны лекарствам, помогающим обрести покой ума. Нельзя выбрать одно лекарство и сказать, что оно лучшее для всех. Врач сперва обследует пациента, а уже потом, исходя из его состояния, рекомендует лекарство, которое наиболее эффективно в данном случае. То же самое можно сказать и о верующих. Среди них есть люди с самыми разными предрасположенностями. Для одних больше подходит одна религия, для других - другая. Тем не менее, среди множества религиозных традиций буддизм, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, которой следуют буддисты Российской Федерации, предлагает весьма научный подход к учению Будды.

Российские паломники на духовных учениях Далай-ламы в Дхарамсале, Индия. © РИА Новости / Ольга Липич

Буддизм и современная наука могут идти рука об руку. В России есть регионы, в которых люди традиционно исповедуют буддизм. Это республики Бурятия, Калмыкия, Тыва, а также Забайкалье. Когда я жил еще в Тибете (до 1959 года), у нас было много блестящих ученых-философов и настоятелей крупных монастырей из Бурятии, Калмыкии и Тувы.

Не только буддисты, но и многие люди, не исповедующие эту религию, считают вас мудрым наставником и хотели бы сохранять связь с вами, из жизни в жизнь. Возможно ли это, каким образом?

- Вопрос о том, будет ли в дальнейшем существовать институт Далай-ламы или нет, предстоит решать самим народам, населяющим территории распространения тибетского буддизма. В том числе народам России, Монголии, Тибета и всего Гималайского региона.

Далай-лама на ежегодных учениях для российских буддистов в Дхарамсале. © РИА Новости / Ольга Липич

Само название «Далай» - это монгольское слово (в переводе означает «океан», «великий». - Прим. ред.). Этот титул получил Третий Далай-лама во время посещения Монголии. Если убрать из моего имени слова «Далай-лама», то я не смогу подписываться, потому что у меня подпись - «Далай-лама» (смеется).

С народом России нас связывают уникальные, совершенно особые отношения, уходящие корнями в историю.

Эти отношения приносят пользу всем - как Далай-ламе и тибетцам (в основном так называемой Школе желтых шапок, Гелуг), так и россиянам. Многие монахи из России годами учились в монастырях Тибета и становились очень хорошими учеными-философами и настоятелями.

В будущем, независимо от того, буду я жить или нет, эта связь продолжит свое существование. Сегодня в наших монастырях обучаются по меньшей мере несколько сотен учеников из Монголии и буддийских регионов России. Так что связь не обрывается. Приходит новое поколение.

Дети молятся у портрета Его Святейшества Далай-ламы XIV во время молебна-поздравления в Центральном калмыцком хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». © РИА Новости / Мерген Бембинов

- Какое послание вы адресовали бы сегодня новому поколению?

- Как я уже говорил, среди различных религиозных и философских традиций традиция монастыря-университета Наланды - самая современная и научная. Вы можете ее применять. Прежде всего ее должны как можно глубже изучить те, кто принадлежит к традиционным буддийским сообществам.

Кроме того, сегодня все больше небуддистов среди россиян, в том числе профессура МГУ, проявляют интерес к традиции Наланды, к науке об уме. Это очень обнадеживающий знак. Сейчас ситуация действительно созревает. Поскольку Россия - это большая страна, а также мост между Европой и Азией, она может внести существенный вклад в продвижение идеи о важности покоя ума.

Только молитвы или вера не помогут достичь покоя ума. Нужно осознать, что гнев - это разрушительная эмоция, а сострадание - созидательная. Самое важное - понимать, что основа гнева в неведении, ограниченности мышления. А основа сострадания - это логические доводы, умение смотреть на вещи в широкой перспективе.

Согласно буддизму, мы можем продвигать сострадание с опорой на аналитические размышления, а также с опорой на современную науку.

Далай-лама и российский профессор, специалист в области аналитической философии сознания Давид Дубровский (Институт философии РАН) на конференции в Дели после первого диалога о природе сознания. © РИА Новости / Ольга Липич

Сострадание также можно прививать в рамках системы образования, применяя данные научных открытий. Чем больше сострадания - тем меньше гнева. Причина гнева в неведении, близорукости - у него нет прочной основы.

- А есть ли эта основа у счастья, и что это вообще такое? Как быть счастливым?

- Счастье - это очень серьезная тема. В западном мире образование в целом направлено на обретение материальных ценностей. Материальные ценности могут подарить нам только чувственные наслаждения.

Нам нравятся захватывающие зрелища, например спортивные состязания, некоторые спортивные болельщики буквально теряют голову от радости, когда выигрывает их команда. Здесь практически не задействовано мышление - все происходит на уровне чувственного восприятия. Люди также получают удовольствие от красивой музыки - она заставляет их плакать. От вкусной еды, приятных запахов, прикосновений, в том числе сексуального наслаждения. Ощущение счастья, которое они испытывают при этом, полностью основано на чувственном восприятии.

Такое счастье непостоянно. Когда у вас есть какие-то материальные причины для счастья, вы счастливы. Когда они исчезают, у вас остаются одни лишь воспоминания. Настоящее же счастье связано с шестым сознанием.

Во время визита Москву в 1979 году я встречался с несколькими советскими учеными. Я сказал им, что в буддизме выделяют пять видов сознания, связанных с органами чувств, и шестой вид сознания - ментальный. Они тут же заявили, что это все религиозные материи, и не пожелали ничего обсуждать. Конечно, я не стал с ними спорить, но для меня тогда было очевидно, что это ограниченное мировоззрение.

Далай-лама XIV проводит учения для паломников из России. © РИА Новости / Ольга Липич

Итак, подлинное счастье вызывают не ощущения, полученные органами чувств, но переживания ментального характера. А потому, если вы испытываете неприятные ощущения, связанные с органами чувств, то при наличии определенного опыта работы с ментальным уровнем вы можете сохранять покой ума. Таким образом, ментальное сознание - выше видов сознания, связанных с органами чувств. Но в силу того, что мы ведем материалистический образ жизни, мы становимся рабами чувственных переживаний.

- Вы могли бы назвать пути выхода из этого рабства, методы достижения покоя ума, счастья?

- В связи с этим я хотел бы сказать вот о чем. На Западе распространены теистические религии, в которых основной упор делается на веру в Бога... В то же время в Индии уже более трех тысячелетий назад была разработана концепция шестого вида сознания. Медитации - «шаматха» (однонаправленное сосредоточение) и «випасана» (аналитическая медитация) - помогают привести шестое сознание в состояние покоя. Поэтому я считаю индийскую цивилизацию наиболее развитой.

В VIII веке эти древние индийские знания пришли в Тибет. Их принес нам Шантаракшита из монастыря-университета Наланда, и с тех пор уже более тысячи лет мы сохраняем эти знания. Кроме того, Дрогон Чогьял Пхагпа посетил Монголию и познакомил ее с буддийской дхармой. А позже Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, также принес в Монголию учение Будды, в том числе традицию глубоких диалектических диспутов.

Визит Далай-ламы в Монголию. © Фото: Игорь Янчеглов, фонд "Сохраним Тибет"

Когда я жил в Тибете, у нас было много монахов монгольского происхождения, все они усердно учились и вели себя образцово. Среди них не было ни одного нарушителя монастырских правил. Например, ген Легден был великим ученым-философом родом из Монголии, он бежал в Тибет после русской революции. Он рассказывал мне, что днем прятался под овечьей шкурой, а ночью шел в сторону Тибета. Так он пришел в Лхасу, где приступил к учебе и через 20-30 лет стал одним из лучших ученых-философов. Так что между нами - Тибетом, Монголией и Россией - существуют особые взаимоотношения. Поэтому я возлагаю на Россию определенные надежды.

- Ваши надежды на Россию связаны с наукой и образованием?

- В последние несколько десятилетий я веду беседы с западными специалистами в области образования, психологии, нейронауки. И они проявляют по-настоящему искренний интерес к знаниям, накопленным тибетским буддизмом. Но, общаясь с западными учеными, я обычно испытываю некоторые сомнения и стараюсь не пропагандировать буддизм. Потому что буддийские концепции могут подорвать их однонаправленную веру.

Далай-лама. © Фото: Павел Платонов/ Предоставлено фондом "Сохраним Тибет"

Например, у меня есть один друг-христианин, отец Уэйн Тисдейл - очень хороший монах-католик. Мы с ним часто обсуждали наши общие практики: сострадание, прощение, терпимость и тому подобное. Однажды он спросил меня о шуньяте (пустоте), и я ему ответил: «Не спрашивайте меня об этом, это вас не касается». Я считаю, что положения квантовой физики и шуньята очень близки друг к другу - они говорят о том, что все взаимозависимо, нет ничего абсолютного. И Бог тоже не абсолютен. Именно потому я сказал своему другу-христианину, чтобы он не спрашивал меня о пустоте.

Но в России, с россиянами я не испытываю подобных сомнений. Потому что у вас уже много веков есть эти знания и контакты c нами. Поэтому я хочу сказать, что сегодня российским буддистам следует уделять особое внимание изучению буддизма. Нужно извлечь из буддизма психологию, квантовую физику, логику - все эти предметы, содержащиеся в буддийской литературе и применяющиеся в духовной практике, могут изучаться и в академическом ключе. Так этими знаниями смогут пользоваться люди самых разных вероисповеданий, а также неверующие.

Я уверен, что у российских буддистов большое будущее. Следует хорошенько это обдумать. И тогда больше людей станут близкими друзьями России. Так что и с политической точки зрения это принесет пользу (смеется).

Ольга Липич

Александр Невзоров

Уроки атеизма

© А. Невзоров, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Теория и практика кощунства. Часть 1

У всех культов и религий есть одна небольшая проблемка. Она заключается в отсутствии бога как такового, а также любых косвенных признаков его существования.

Эта досадная мелочь, конечно, нервирует верующих. Правда, не всегда. Они сами уже научились мириться с этим фактом, но очень переживают, когда о нем узнают другие. Верующим кажется, что когда открывается истинное положение дел, то они со своими свечками, культом вяленых мертвецов и чалмами выглядят глуповато.

Секрет отсутствия бога, конечно, можно маскировать невнятицей пышных обрядов, ритуальными танцами или демагогией про «духовность».

Можно. Но только до определенной минуты. А она рано или поздно приходит, и тогда практическое отсутствие божества становится очевидно всем и каждому. Согласитесь, для верующего это не слишком приятное мгновение. Выставленный дурачком, он, как правило, впадает в бешенство, которое (в меру его испорченности) может быть реализовано как через простой скандал, так и через очередь из «АКМ».

Есть много различных способов обнажить пикантный факт богоотсутствия. Но универсальной способностью расставить точки над i в этом вопросе обладает лишь хорошее, сочное кощунство.

Почему? Потому что, напрямую задев личное достоинство бога, кощунство по идее должно спровоцировать его на немедленные ответные действия.

По сути, бог получает подзатыльник. Конечно, он может поджать хвост и промолчать, но для существа с таким грозно-кровавым имиджем, как, например, у иудео-христианского бога, это не слишком приличная поза. Безмолвие и бездействие божества в этом случае работает на его десакрализацию, т. е. на рассвященивание. Рушится профессиональная репутация бога, крепко вколоченная в сознание публики.

Сочинители религий списывали основные черты богов с самих себя. Поэтому мстительность, мнительность и истеричность стали характерными особенностями и сверхъестественных персонажей.

Конечно, есть вариации. Есть культы помягче и пожестче. Но вот иудаизм, христианство и мусульманство давно попали в капкан собственной пропагандистской кампании. Они в отличие от других религий отрезали себе всякие пути к отступлению, придумав для себя не просто очень злобного, но еще и чрезвычайно капризного бога. Их бог начисто лишен чувства юмора, а 80 % его лексики – это шантаж и кровавые угрозы.

Конечно, все божества – от буддийской Палден Лхамо до чукотского Пивчунина – склочничают, истерикуют и истребляют людей. Но Зевс хотя бы периодически отвлекается на осеменение зазевавшихся гречанок, Палден часть времени тратит на пошив аксессуаров из кожи сына, а вот у библейского бога нет никаких других занятий, кроме самолюбования и запугивания бедных homo. Самоутверждается он исключительно посредством массовых убийств и распальцовок. И то и другое, судя по Библии, имело сумасшедший успех у скотоводов древности:

«И изолью на тебя негодование мое, дохну на тебя огнем ярости моей… Ты будешь пищею огню, кровь твоя останется на земле, не будут и вспоминать о тебе ибо, я, господь, сказал это» (Иез. 21–31, 22).

«И будете есть плоть сынов ваших и плоть дочерей ваших будете есть» (Левит 26–29).

«Старика, юношу и девицу и младенца и жен бейте до смерти» (Иез. 9–6).

«Кто вдали, тот умрет от моровой язвы; а кто близко, тот падет от меча, а оставшийся и уцелевший умрет от голода… и узнаете, что я – господь…» (Иез. 6-12,13).

Даже ничем не обиженный, этот бог кидается с неба камнями, поливает людей огнем или насылает на них эпидемии, войны и несчастья (Нав. 10–11).

Он может засушить дерево, не обнаружив на нем в марте месяце плоды, а даму, оглянувшуюся на свой пылающий дом, щелчком пальцев превращает в соляной столп (Мф. 21–19; Бытие 19–26).

Без всяких причин он уничтожает целые города и вырезает народы, а в один прекрасный момент устраивает массовое убийство всего человечества в целом. В водах Всемирного потопа библейское божество хладнокровно топит всех, включая грудничков, беременных дам и древних старух, сделав исключение лишь для своего доверенного лица по имени Ной.

Отметим, что Библия предлагает нам очень специ-фическую картину бедствия. Все внимание акцентировано на кораблике, где уютно расположились зверюшки и Ноево семейство. Сотни тысяч, а возможно, миллионы детей и взрослых людей, мучительно умирающих в этот момент, удостоены лишь небрежного упоминания: «истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота…» (Быт. 7-23).

Если рассматривать всё население планеты и исследовать религиозные верования, то можно увидеть, что большинство людей исповедуют ту или иную религию. Атеистов меньшинство, но они существуют, и они уверены в истинности своих суждений. Людям необходима вера, она даёт надежду и успокоение, но атеисты убеждены в том, что вера – для глупых, для тех, кто хочет сбежать от реальности или не готов взять ответственность за свою жизнь на себя. Взгляды могут быть разными, так же как и формы выражения атеизма. Например, Александр Глебович Невзоров очень ярко выражает своё мнение, и о нём слышали миллионы людей.

В книге «Уроки атеизма» изложены тексты его речей в одноимённой передаче. Александр Глебович открыто критикует церковь, и он не желает искать никаких компромиссов. Для тех, кто не знаком с его передачами, информация в книге может быть интересна, но в то же время она может шокировать. Верующим людям не рекомендуется читать подобную литературу, чтобы не оскорбиться в чувствах. Автор жестко и прямолинейно выражает своё мнение, приводя доводы в пользу своих идей. Он говорит о христианских ценностях, науке и церкви, о чувствах верующих и своём отношении к ним. Его слова полны цинизма и сарказма в отношении веры, а потому слишком чувствительным и эмоциональным людям тоже стоит быть осторожнее с книгой. Однако тот, кто является абсолютным атеистом, возможно, даже испытает радость, читая эти тексты.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Уроки атеизма" Невзоров Александр Глебович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Вам также будет интересно:

Кто правил после Елизаветы Петровны?
Елизавета Петровна – российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей...
Применение эхинацеи пурпурной в спорте: поддержка иммунитета спортсмена «Эхинацея П»
1. Иммунитет Иммунитет – способность организма поддерживать гомеостаз (постоянство...
Филлохинон препараты. Витамин К (филлохинон). Воспаление и иммунология
Филлохинон (Phytomenadione) получил такое название благодаря гематологу Куику из Америки,...
Евгений головихин - программа дополнительного образования детей
Завтрак: 150 г овсяной каши; 2 яйца всмятку; 1 ломтик отрубного хлеба; 100 мл зеленого...
Акафист «Взыскание погибших» и происхождение иконы Божьей Матери Псалтырь и акафист божией матери взыскание погибших
Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от...