Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Евгений головихин - программа дополнительного образования детей "самбо"

Акафист «Взыскание погибших» и происхождение иконы Божьей Матери Псалтырь и акафист божией матери взыскание погибших

Поможем храму, где началось «Милосердие Храм цесаревича димитрия при первой градской больнице

Церковь троицы живоначальной, что в листах Храм троицы в листах сухаревская

Селедка под шубой с огурцом — кулинарный рецепт

Пошаговый рецепт приготовления ленивых хачапури из лаваша Самые ленивые хачапури в духовке

Как приготовить пюре: суп-пюре, картофельное, гороховое, овощное

Домашнее мороженое со сгущенкой (без яиц)

Кукурузные палочки с ирисками

Приготовление печеночной колбасы у себя дома

Путассу — рецепты приготовления оригинальных и простых рыбных блюд

Описание калорийности разных сортов сыра

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Любовный гороскоп для Овна

Вещи во сне не совсем настоящие

Мощи святой матроны московской. Для всех и обо всем

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого Храм Вид хранения
преподобный Сергий Радонежский Троицкий в раке
преподобный Максим Грек Духовская в раке
преподобный Антоний (Медведев) Духовская в раке
святитель Иннокентий Московский Успенский в раке
святитель Макарий (Невский) Успенский в раке
святитель Серапион Новгородский Никоновская под спудом
святитель Иоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобный Дионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобный Михей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви , а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану , который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года , через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского . Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы , а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека , который открыто высказывал сомнения в святости Сергия . Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин , настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично» . Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского .

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому , профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву , члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого . Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

На протяжении многих лет Римско-католической церковью было обнаружено, что тела некоторых святых нетленны. Этот список с фото состоит из десяти самых известных нетленных тел святых.

Умер в 1963 г.

Анджело Джузеппе Ронкалли, родился на севере Италии в городке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо 25 ноября 1881 года. 28 октября, 1958 года Анджело Джузеппе был избран двести шестьдесят первым Папой католической церкви и стал самым пожилым (на момент избрания) папой ХХ столетия. Был причислен к лику блаженных 3 сентября 2000 года, вместе с папой Пием IX.


Умер в 1878 г.

Был Римским Папой с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878 года. Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший первый Ватиканский вселенский собор в 1870 году, утвердивший догматическое учение о безошибочности Римского первосвященника. Понтификат Пия IX длился найдольше в истории Римско-католической церкви (31 год, 7 месяцев и 22 дня), после апостола Петра. Пий IX погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура.


Умер в 1888 г.

Иоанн Боско родился 16 августа 1815 года, был итальянским католическим священником, педагогом, который обучал методом, основанным на любви, а не на наказании. Причислен к лику блаженных 2 июня 1929; канонизирован 1 апреля 1934; основатель ордена салезианцев. Святой считается заступником подмастеров, редакторов, книгопечатников, а также молодёжи.


Умерла в 1272 г.

Святая Римско-Католической Церкви. Считается покровительницей горничных и домашней прислуги. Святая Зита родилась в 1212 году в деревне Монсаграти, около городка Лукка, область Тоскана. Когда ей исполнилось 12 лет, Зита стала прислуживать в доме семьи Фатинелли. Она считала свою работу призванием Господа и элементом личного покаяния. Святая умерла 27 апреля 1272 года в возрасте 60 лет, прослужив семье Фатинелли 48 лет. В 1696 году Зита была причислена к лику святых.


Умерла в 1727 г.

Вероника Джулиани родилась 27 декабря 1660, Меркателло-суль-Метауро, княжество Урбино, Италия в богатой семье. При крещении она была названа Урсула. В соответствии с католической энциклопедией, Вероника продемонстрировала признаки святости ещё с самого раннего возраста. 17 июня 1802 года Вероника Джулиани была причислена к лику блаженных римским папой Пием VII, а 26 мая 1839 года римский папа Григорий XVI причислил её к лику святых.

Святой Сильван


Умер в 350 г.

Мало чего известно о Святом Сильване. Известно лишь то что, он согласно преданию, был диаконом, которого убили вандалы в Агедунуме (Agedunum), или Акитодунуме (Acitodunum). Учитывая, что его телу более 1600 лет, оно замечательно сохранилась.


Умер в 1660 г.

Католический святой, основоположник конгрегации лазаристов и дочерей милосердия. Во время одной из поездок на юг, был взят в плен берберами и увезён в Тунис, в рабство. В 1607 году по неясным причинам был освобождён и сразу же отправился на родину. После освобождения прибыл в Париж, в 1612 году был назначен настоятелем маленького прихода около Парижа. Папа Бенедикт XIII провозгласил его блаженным (13 августа 1729 года), а папа Климент XII канонизировал (16 июня 1737 года). Мощи святого хранятся в капелле, названной в его честь, на улице Севр в Париже.

Святая Тереза Маргарет


Умерла в 1770 г.

Жизнь святой Терезы Маргарет была тихой и скрытой. Она умерла 7 марта 1770 года от перитонита в возрасте 22 года, пять из которых, провела в монастыре кармелитов во Флоренции. Свою короткую жизнь святая прожила спокойно и с достоинством. Ныне нетленные мощи святой Терезы Маргариты Святейшего Сердца Иисуса хранятся в часовне монастыря во Флоренции, где она приняла монашеское облачение.


Умер в 1859 г.

Католический святой, считается покровителем приходских священников и исповедников. Жан-Мари родился в деревне Дардильи возле Лиона 8 мая 1786 года. Последние 20 лет своей жизни он проводил в исповедальне по 17 часов в день, за что его прозвали «узником исповедальни». Арсского пастыря называли святым ещё при жизни, беатифицирован он был в 1874 году, а в 1925 Папа Пий XI канонизировал святого.


Умерла в 1879 г.

Католическая святая, известна благодаря тому, что как она утверждала, ей являлась Дева Мария. Эти удивительные явления были признаны Католической церковью, настоящими (подлинными), что превратило город Лурд (где Бернадетта родилась 7 января 1844 года) в место массового паломничества. 16 апреля 1879 года святая умерла от туберкулёза. Храм в Лурде впоследствии стал главным местом паломничества, привлекая миллионы католиков каждый год.

Святых свойственно христианству с древнейших времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников, пострадавших за веру. Эта традиция положила начало правилу: литургия всегда служится на святых мощах. Поэтому при освящении храма на его престол полагают антиминс - особый плат, в который зашита частица мощей святого.

Храм, где почивают мощи угодника Божия или их часть, становится местом особого почитания, паломничества верующих. Тела святых полагают в благолепно украшенные ковчеги либо, если они остаются под спудом (погребенными) - устраивают над ними торжественные надгробия. Создание ковчегов (рак для мощей) во все времена поручалось искусным мастерам; их убранство свидетельствует об уровне художественного и ювелирного искусства своего времени. Рака символизирует славу, которая осеняет угодника Божия в Небесном Царствии . Нередко ее убранство образным языком повествует и о земных подвигах того, кто упокоился в ней.

Как правило, рака представляет собой ковчег, внутри которого находится гроб с мощами святого. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к размерам человеческого тела.

В Древней Руси рака могла представлять собой каменный саркофаг - так, сказание о перенесении мощей благоверных князей Бориса и Глеба сообщает, что их положили «в раку каменну». Эта традиция, видимо, происходит из древнейших времен: например, в храме Мир Ликийских (ныне - г. Демре, Турция) можно увидеть старинный мраморный саркофаг, где до перенесения в Бари (Италия) почивали мощи святителя Николая Чудотворца .

В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. Пожалуй, интереснейший пример раки - та, в которой хранились мощи благоверного (преподобного) князя Александра Невского . Собственно, исторически для этой святыни было создано несколько ковчегов. Наиболее известны своей художественной ценностью выполненные в XVII и XVIII столетиях. В 1695 году мощи благоверного князя были положены в деревянный ковчег, верхний край которого украшала серебряная пластина с прочеканенной надписью: «Въ сей сребропозлащенной раце положены святыя мощи благоверного и христолюбивого князя Александра Ярославича во иноцехъ преподобного Алексия Невского и Владимерского и всея России чудотворца...» Интересно, что по исполнению и декору рака благоверного князя Александра напоминает серебряный ковчег для мощей великомученицы Екатерины, пожертвованный русскими царями в конце XVII века в монастырь Святой Екатерины, что на горе Синай . Вероятно, эти две раки родились в одной мастерской. В XVIII столетии для мощей благоверного Александра Невского изготовили новую раку. Сегодня она находится в Эрмитаже. Эта рака представляет собой великолепный образец церковного искусства эпохи барокко . Созданная в правление царицы Елизаветы Петровны, она, по сути, является скульптурной композицией и несет в себе не только церковную, но и государственную символику.

Обратимся к современным образцам рак, выполненных для мощей святых. Их изготавливают как из металла, так и из дерева; применяются и различные сорта камня. Стилистику чаще используют древнерусскую. Как правило, раку - прямоугольный ковчег - располагают на помосте и украшают сенью, укрепленной на колоннах, так что ее пространство оказывается выделено из общего помещения.

Необычную форму имеет рака, вырезанная из дерева, для мощей праведного воина Феодора Ушакова , почивающих в Санаксарском мужском монастыре (Мордовия). Она выполнена в виде стилизованного корабля. Такое художественное решение указывает на житие этого угодника Божия, который был одним из лучших адмиралов Российского флота. В то же время форма корабля глубоко символична: она напоминает нам о значении Церкви Божией как корабля спасения, преодолевающего волны житейского моря и ведомого Премудрым Кормчим - Христом.

Рака святого князя Александра Невского

Благоверный князь Александр Невский - небесный покровитель Петербурга . Рака, выполненная из серебра для его мощей в правление императрицы Елизаветы Петровны , представляет собой сложное и монументальное сооружение: помимо самого ковчега с мощами, оно включает пирамиду с изображениями херувимов, самого благоверного князя Александра и его супруги княгини Александры, а также «трофеи», составленные из знамен и оружия. Общий вес раки равен приблизительно полутора тоннам.

В XX веке это уникальное произведение церковного ювелирного искусства едва не погибло вместе со многими другими, переплавленными ради драгоценного металла, который отправляли за рубеж. Но нашлись люди, не побоявшиеся вступиться за историческую и культурную ценность.

10 мая 1922 года председателю ВЦИК Калинину и сестре Троцкого, которая курировала «пролетарское искусство», была отправлена телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры - памятников мирового художественного значения». Подписали прошение Тройницкий - директор Эрмитажа, Сычов - директор Русского музея и Александр Бенуа. Иконостас Казанского собора спасти не удалось, а рака была передана в Эрмитаж, где находится по сей день.

Храм (базилика) Святого Николая Чудотворца в г. Миры Ликийские

На территории Турции, в г. Демре, сохранился храм, посвященный свт. Николаю Чудотворцу, где, до перенесения в Бари, почивали его мощи. Здесь можно увидеть древние саркофаги, в одном из которых и был погребен святитель. Базилика была возведена практически сразу после кончины свт. Николая, в IV столетии. На стенах храма сохранились фрагменты росписей и мозаик XI века.

На фреске, изображающей отцов I Вселенского Собора , можно увидеть изображение свт. Николая - вероятно, самое древнее и достоверное из существующих ныне.

Саркофаги, сохранившиеся в храме, выполнены из мрамора, которому резец мастера придал совершенные и символичные формы. Крышка саркофага, где, согласно предположению ученых, почивали мощи Святителя, покрыта узором в виде чешуи рыбы. Как известно, в древней Церкви рыба символизировала Христа.

Саркофаг украшают изображения голубей, напоминающие о явлении Святого Духа, а также оливковых ветвей, знаменующих собой мир и милость Божию. Миры Ликийские - город с древней историей.

В первые века нашей эры здесь, на окраине Римской империи, во множестве собирались последователи гонимой христианской веры.

В Мирах сохранился и древний амфитеатр, где устраивали представления с участием хищных зверей и где могли пострадать христианские мученики.

Алина Сергейчук


Источник материала: журнал «Благоукраситель» № 39 (лето 2013 г.) издательства «Русиздат».

Святой Сергий Радонежский - иеромонах Русской Церкви, основатель монастырей, среди которых всем известная Этого святого не зря называют защитником земли Русской, он приложил все усилия к ее объединению для решительного отпора вражеским завоевателям. С его именем связано возникновение духовной культуры Святой Руси, он стал основоположником русского старчества, с ним возобновилось монашество, которое начинали великие подвижники Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В XV веке Сергий Радонежский был причислен к лику святых. И прежде чем ответить на волнующий многих вопрос о том, мощи Сергия Радонежского где находятся, окунемся сначала в историю жизни этого великого святого.

Житие

Богоносный отче родился 3 мая 1314 года в благочестивой крестьянской семье Кирилла и Марии (которые тоже были канонизированы) в Ростове. Правда, звали его тогда Варфоломей. Сам Господь выбрал его для служения людям. Беременная Мария, стоя на службе в храме, вдруг трижды из чрева своего услышала крик младенца, слышали и люди, окружавшие ее, и сам священник, который сразу понял, что скоро появится на свет истинный служитель православной веры.

В юном отрочестве Варфоломея отправили на учебу в школу, но слабая память не давала ему возможности хорошо учиться. Однажды, гуляя по дубраве, он увидел старца-инока, который был похож на ангела, тот и благословил его на хорошую учебу. Варфоломей много времени уделял чтению Священного Писания, он хотел посвятить свою жизнь Богу и стать иноком, но, пока были живы родители, дал себе зарок.

Вскоре вся их семья переехала из Ростова в Радонеж, где через некоторое время родители преставились перед Господом. В 1337 году Варфоломей раздал все свое имущество и вместе с братом Стефаном, который уже был иноком поселился на безлюдном холме Маковец. Брат вскоре не выдержал суровой жизни в дикой глуши и вернулся к братии обратно.

Варфоломей остался один, тогда ему было 23 года. Однажды к нему пришел иеромонах Митрофан, который и благословил его на монашество с именем Сергий.

О благочестивом иноке очень быстро узнали в округе, и к нему потянулись другие монахи. Вместе они стали строить небольшую часовенку в честь Затем с Божьей помощью был построен монастырь. Смоленский архимандрит Симон как-то раз специально заехал к ним и оставил братии драгоценные дары на расширение монастыря и сооружение большой церкви.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

С 1355 года с благословения Филофея в монастыре отца Сергия Радонежского был принят общежительный устав. Очень скоро Свято-Троицкий монастырь стал центром московских земель, поддерживаемый князьями. Именно здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского (21 сентября 1380 г.).

Преподобный Сергий отдал душу Господу 25 сентября 1392 года. Он предчувствовал это и заранее собрал братию, чтобы благословить на игуменство своего ученика - умного и опытного преподобного Никона.

Святой Сергий Радонежский сыграл огромную роль в объединении Руси. Он сделал буквально невозможное - примирил две на то время враждующие религии. Он объяснил ведическим руссам, что вера в Иисуса Христа с западным христианством не имеет ничего общего и что Христос не учил крестовым походам, разрушению ведических идолов и сжиганию еретиков на костре. Он объяснил всем, что сейчас совсем нет времени для вражды, когда с Запада идет такое извращенное христианство. Эти псевдохристиане под прикрытием имени Христа творят самые гнусные преступления. Святой Сергий Радонежский был настоящим печальником земли русской, он всегда молился за Русь, чтобы не одолел ее недремлющий враг окаянный.

Крепкие стены монастыря

В знаменитом Свято-Троицком монастыре крестились наследники царского престола Василий III и Иоанн Грозный. Вскоре эта обитель превратилась в оборонительную крепость, которую обнесли каменными стенами с 12 башнями. Иоанн Грозный лично руководил строительством. Все это потом пригодилось при защите от войск Лжедмитрия II.

В 1608-1609 годах Сергиево-Посадская земля дала отпор мощной многотысячной армии поляков под предводительством воевод Сапеги и Лисовского. Тогда русскими воеводами были князь Г. Б. Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Они беспрестанно молились и знали, что им всегда помогает святой Сергий Радонежский. Мощи его они хранили как зеницу ока. У гроба святого старца все целовали крест и клялись, что ни за что живыми не оставят свою обитель.

в чем помогает?

В любом храме всегда можно найти образ преподобного старца Сергия. Его икона передает нам взгляд глубокий, полный смирения и мудрости. 3 мая/16 мая 2014 года отмечалась великая дата - 700-летие со дня рождения святого Сергия Радонежского, которого уже при жизни все считали святым. Его уважали разные правители, князья, бояре и простой люд.

Многих не зря интересует вопрос: «Икона Сергия Радонежского в чем помогает?» Люди с искренней молитвой обращаются к лику святого, чтобы получить защиту и помощь в неприятных жизненных обстоятельствах. А родители просят у него за своих детей, чтобы они хорошо учились, были воспитанными и добрыми и никогда не попадали под чье-то дурное влияние.

Помощь молитвенника

Никого не оставляет безутешными преподобный Сергий Радонежский: мощи его обладают той силой, которая способна исцелять. Монахами монастыря описано огромное количество случаев чудотворного исцеления.

Он заставляет каждого задуматься над своей жизнью и прочувствовать, а готов ли он положить за Отчизну жизнь свою, как это делали наши древние предки с подсказки святого провидца?

Настоящий оберег России от ее врагов - это Преподобный Сергий Радонежский. Мощи, к которым приезжают сотни тысяч паломников, чудодейственные и целительные.

Святой старец мирно отошел к Господу 25 сентября/8 октября 1392 года. По прошествии трех десятков лет были величественно обретены чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского, которые всегда хранились в монастыре, пока это было безопасно.

Многих интересует вопрос о том, как правильно прикладываться к мощам. По обыкновению, все прикладываются только к серебряному ковчегу, в котором хранятся мощи святого отца Сергия, где на уровне главы сделана специальная створка, которую иногда открывают, тогда есть возможность приложиться к покрытой голове святого.

История мощей

Тему «Сергий Радонежский: мощи» хочется дополнить одним удивительным рассказом внука священника В Лазареву субботу перед Пасхой 1919 года должно было состояться вскрытие мощей преподобного советскими властями. Безопасная сохранность мощей оказалась под вопросом. Об этом узнал отец Павел, который устроил тайное совещание с наместником лавры отцом Кронидом, графом Ю. А. Олсуфьевым (членом комиссии по охране памятников), С. П. Мансуровым и М. В. Шиком, которые затем стали священниками. Они тайно пришли в Троицкий собор, прочитали молитву перед ракой с мощами преподобного, потом с помощью копья отделили главу святого и заменили ее головой некогда похороненного в лавре князя Трубецкого. Главу же святого Сергия временно оставили храниться в ризнице. Граф Олсуфьев после поместил главу преподобного в дубовый ковчег и стал хранить ее у себя дома (Сергиев Посад, ул. Валовая). В 1928 году он, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

Успешная операция

В 1933 году, после того как арестовали отца Павла, Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, там он рассказал эту историю Павлу Александровичу Голубцову (будущему владыке Сергию - епископу Новгородскому), которому вскоре удалось забрать ковчег из сада графа и переместить его в Подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Там ковчег хранился до окончания Великой Отечественной. Вернувшись с войны Голубцов, передал ковчег со святыней приемной дочери Олсуфьева Е. П. Васильчиковой, которая тайно в 1946 году отдала честную главу святого Сергия Патриарху Алексию I. И он благословил вернуть ее в Троице-Сергиеву лавру, когда она вновь открылась.

Заключение

Вот теперь можно в полной мере ответить на вопрос: "Мощи Сергия Радонежского где находятся?" Они и до сих пор хранятся в Свято-Троицкой лавре. Почти каждый день помолиться святым мощам приезжают тысячи паломников. В лавре возле мощей происходят настоящие чудеса, которые не остаются без внимания и подробно записываются, чтобы каждый имел веру и надежду на исцеление.

В честь преподобного игумена Сергия построено огромное количество храмов и монастырей в Москве и в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Архангельской, Тульской, Тюменской и других областях.

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

Вам также будет интересно:

Невзоров а г уроки атеизма
Чтобы я мог посоветовать верующим? Я бы мог посоветовать им чувствовать себя как можно...
Столетняя война: причины, ход и последствия Воины времен
столетней войны
Столетняя война между Англией и Францией самый длительный в истории прошлого военно -...
Кто правил после Елизаветы Петровны?
Елизавета Петровна – российская императрица, ставшая последней представительницей монаршей...
Применение эхинацеи пурпурной в спорте: поддержка иммунитета спортсмена «Эхинацея П»
1. Иммунитет Иммунитет – способность организма поддерживать гомеостаз (постоянство...
Филлохинон препараты. Витамин К (филлохинон). Воспаление и иммунология
Филлохинон (Phytomenadione) получил такое название благодаря гематологу Куику из Америки,...