Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Пошаговый рецепт приготовления ленивых хачапури из лаваша Самые ленивые хачапури в духовке

Как приготовить пюре: суп-пюре, картофельное, гороховое, овощное

Домашнее мороженое со сгущенкой (без яиц)

Кукурузные палочки с ирисками

Приготовление печеночной колбасы у себя дома

Путассу — рецепты приготовления оригинальных и простых рыбных блюд

Описание калорийности разных сортов сыра

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Рецепт: Грудинка по-домашнему - вареная при низкой температуре

Вячеслав Володин — новый спикер Госдумы

Помидоры в желе на зиму: рецепт с гвоздикой

Как действуют мантры на деньги и богатство

Баклажаны запеченные в духовке

Применение эхинацеи пурпурной в спорте: поддержка иммунитета спортсмена «Эхинацея П»

Филлохинон препараты. Витамин К (филлохинон). Воспаление и иммунология

Шорский национальный костюм. Шорский национальный женский костюм


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ Шорцы и телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.


НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА Почему важно изучать национальные костюмы Почему важно изучать национальные костюмы Телеутский национальный женский костюм Телеутский национальный женский костюм Шорский национальный женский костюм Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов Таблица сходства костюмов


Почему важно изучать национальные костюмы Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность..


Телеутский национальный женский костюм Одежда телеутов по сравнению с соседями- шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону.ширина пояса была около 3-5 см,иногда до 12 см,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали,обычно таким же, что и ластовица материалом.




Шорский национальный женский костюм Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеуток. Она изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Материя раскраивалась острым ножом, детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками.. Дифференциации по крою женской и мужской одежды у шорцев не было. Разве только женская одежда более обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья (кунёк), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.


Шорские украшения Очень популярными у шорок были украшения: серьги из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами, тонкие кольца или медные перстни с камнями, накосники и ожерелья. Шорский женский накосник


Сходство национальных костюмов шорцев и телеутов При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисера. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.



Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18»

Кукла

в национальном

костюме

коренных народов

Кузбасса

с региональным компонентом.

Учитель ИЗО

Ленинск-Кузнецкий

Технологическая карта урока

Чернова Марина Федоровна

Место работы

МБНОУ «Гимназия №18» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская обл.

Должность

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Темы и номера уроков в теме

4 четверть (4)

Мода, культура и ты. Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Базовый учебник

Изобразительное искусство. учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменског. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

Тип урока: изучение и нового материала

Класс: 8

Урок № 30

Тема: Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Особенности костюма шорцев и телеутов.

Задание: Выполнить куклу в национальном костюме коренных народов Кузбасса

Цели для ученика

Познакомиться с особенностями костюма телеутов Выполнить куклу в национальном костюме.

Задачи

Образовательные:

Собрать информацию о народном костюме телеутов

Развивающие:

Развивать наблюдательность, память, речь, мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитательные:

Расширять кругозор, интерес к национальной культуре

Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости

Тип урока : у рок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины: : костюм, телеуты, тошток, чампар, телен, очкор, тагайа, чарык

Зрительный ряд: таблицы с национальным орнаментом телеутов, презентация преподавателя, готовая кукла,

Литературный ряд : Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. - Кемерово.: ИПП Кузбасс, 2007.- 28-29с.

Оборудование для учащихся : гуашь или восковые мелки или фломастер, карандаш, ножницы, клей, кисти, бумага, ткани.

1 Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы [Текст] / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.

2 Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г Издательство Русское слово

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют наличие материалов и инструментов

Регулятивные УУД

Самооценка готовности к уроку

2.Введение в тему (2-3 мин.)

Решение ребуса [прил.№1]

Как называются коренные народы Кузбасса? Где проживают.

Решают ребус. Слово «костюм»

Личностные УУД сформированность уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;

3.Восприятие учащимися учебными материалами (7-10 мин.)

Показывает презентацию. Знакомит с особенностями национального костюма телеутов[прил.№2]

Сравнивают телеутский костюм с русским национальным женским костюмом.

Отвечают на вопросы:

Какие особенности костюма телеутов вы узнали? Какие элементы русского женского костюма вы знаете? Что общего в этих костюмах и чем они отличаются? Какие новые слова узнали и что они обозначают?

Предметное УУД

сформированность художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Коммуникативные УУД

аргументировать свою точку зрения и давать оценку о выборе

4.Подготовка к практической работе (3-5)мин

Формулирует задание «Выполнить по шаблону куклу в национальном костюме»

Предлагает:

1.Вырезать куклу по шаблону;

2. Рассмотреть орнаменты в таблицах;[прил. №3]

3.Оформить шаблон материалами по выбору (гуашь, мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги, коллаж из ткани);

4. Собрать куклу

Выбирают материал для практической работы

Регулятивные УУД

Развивать умения планировать свои действия в соответствии творческой задачей,

фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом, формировать способы деятельности,

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

5.Практическая работа(15-20)мин

Показ работы с элементами шаблона.

Показ вариантов готовых кукол.

Выполняют работу индивидуально

6.Рефлексия деятельности на уроке (3-5)мин

Подводит обучающихся к выводу о особенностях национального костюма телеутов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Выделяет оригинальные куклы.

Оценивание работ одноклассников

Познавательные УУД

Уметь определять понятия, сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения

Перечень оборудования Компьютер, проектор

Список информационных источников 1.Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст]; учеб. пособие./Д.В. Кацюба - Кемерово, КемГУ,1991- с.128-139.

2.Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? [Текст] Этнографические очерки В.М. Кимеев - Кеме­ровское книжное издательствоД989. -с. 103-106.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с основными видами орнамента шорцев;
  • Развить умение применять свои знания, полученные на уроке на практике;
  • Привить эстетический вкус и любовь к прекрасному.

Необходимо подготовить раздаточный материал: карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. На доске схемы орнаментов воротников шорцев.

Схемы 1.

У северных народов свое представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего рукодельница, расторопная и экономная хозяйка, заботливая мать.

Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в мешочек для рукоделия – тутчан. В тутчане могло храниться и "находилище для шьющих" - игольница. Даже отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с тутчаном, он может понадобиться в любой момент. Невозможно себе представить шорскую женщину без дела, ее руки всегда заняты. И нет, наверное, более сложной и кропотливой работы, чем шитьё одежды. Женщина является и носительницей орнаментальных традиций.

Орнамент – мощный пласт сегодняшней культуры шорского народа. Он богат и многогранен. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности северных народов, - культу огня, различным явлениям природы – человек обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствуя себя частицей этого большого мира. У шорского народа орнаментом украшались одежда, орудия труда охоты, утварь, курительные трубки, чехлы для ножей, сумки и др. предметы быта. Орнамент наносился на предметы из ткани, дерева, бересты, кости, рога, кожу и др.

Орнаментальные мотивы на различных предметах делятся на 3 группы:

  • геометрические;
  • растительные;
  • животные.

На женских поясах чётко просматривается геометрический орнамент. В геометрическом орнаменте широко использовались таки фигуры, как треугольники, прямоугольники, зигзаги, окружности, просто линии с соблюдением строчной симметрии.

Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта.

Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Прежде чем вышивать орнамент, надо научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента. (Работа с раздаточным материалом схемы 2).

Когда на трафарете-схеме построен узор, можно подбирать цвет ниток “мулине” для выполнения вышивки в цвете.

Схемы 2.

а) трафареты-схемы

б) эскизы рисунка

в) готовые узоры

Схемы 3. Вышивка.

При выполнении орнамента чаще всего используются счётные швы: роспись или полукрест, набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобелен.

Вышивку можно выполнять на корсажной ленте, ленте-канве и использовать потом как вышивку для одежды, браслет, закладку для книг.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

  1. 1. Телеутский национальный костюм..…………………………….5
  1. 2. Шорский национальный костюм……………………………….8

Глава II Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и телеутов………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………........14

Литература…………………………………………………………………….16

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

В 2013 году Кузбассу исполнилось 70 лет с момента образования. Нам много рассказывали о родном крае, о людях здесь проживающих. Но меня больше заинтересовал рассказ о коренных жителях Кемеровской области. Оказывается, они живут рядом с нами, а мы так мало знаем об их культуре, творчестве. Я долго думала над темой и выбрала «Одежда коренных жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать о том, каким был народный костюм у телеутов в древности, сравнить его с шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

И тогда я решила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

Цель:

Изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

В ходе работы были использованы следующие методы:

Анализ источников информации;

Сравнение;

Обобщение полученных данных.

Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка, обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Глава 1. ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

  1. Телеутский национальный костюм

Телеуты – коренные жители нашего края – это прямые потомки тюрков. В настоящее время телеуты живут в Беловском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Когда-то это был один из самых процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края добровольно приняли русское подданство.

Одежда телеутов отличалась своей изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток всегда отличалась своей красотой.

Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти. Женщины носили пояс всегда, так как платья носили длинные и широкие. (Приложение 6)

Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом. (Приложение 1)

Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты квадратики. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике нечётное число. (Приложение 5)

Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено тоштоком – манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11. Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная береста. Подкладка пришивается из цветного ситца. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи. Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. - начале 20 в., были покупными.

Поверх платья одевалась чиймек - из бархата или сукна синего цвета, лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен, делали на 30 см короче. (Приложение 2)

Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна. Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то, что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

Помимо этого в телеутский национальный костюм входит телен - лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет собой короткий кафтан, скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон, обшивается телен бархатом.

Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу. Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940-х годах очень редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1 пуговицу.

Так же у телеуток имеются очень красивые шубы - тон. Тон - это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1 пуговицу. (Приложение 4)

В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал - это демисезонное стеганое пальто, сверху покрытое шелком, с яркой цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов, подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком. (Приложение 3)

В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль. Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок – тагайа - имела округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо. Такой вид шапок относится к 19 веку.

Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток. Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого. (Приложение 7)

Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички, украшенные ракушками. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. В женском костюме накосные украшения – важный элемент.

В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это вселяет надежду на то, что телеутская одежда не скоро исчезнет.

  1. 2. Шорский национальный костюм

Шорцы - это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеутов. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Одежда изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

Платье-рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин. Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от амбаров и ящиков. В холодное время этот вид одежды одевался под халат, а летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи. Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх платья надевался фартук. У шорских платьев прослеживается пять типов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка.

1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники, оборки, рюши.

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских.

4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского покроя.

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других тюркских племён монгольских народов Сибири.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев. Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным орнаментом. Халат не имел подклада. (Приложение 11) Он, как и платье имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трёх цветов преимущественно красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или ромбами из бисера или бересты.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи или бересты. Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову платком (плат), сложенный пополам на угол, с концами, завязанными на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого цвета.

Обувью шорцев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вместо портянок ноги обёртывали мягкой травой осокой. Вначале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушубков, кафтанов или шуб (тон) или чынча. Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями - ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Ушные украшения. Среди них, в первую очередь, выделяются серьги, с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных. Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шнурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.

Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. На шею надевали несколько нитей бус. (Приложение 17)

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги одук из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины – охотники в таежных поселках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому мы видим одинаковые элементы одежды, кроя, похожие платья и халаты.

При тщательном анализе мы обнаружили сходство:

Использование в крое платья клиньев;

Туникообразный крой платья;

Наличие воротников;

Украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером.

И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.

Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Свои наблюдения мы оформили в виде таблицы.

Таблица 1

Сравнение костюмов

Название одежды

у телеутов

у шорцев

Платье

Платье – рубаха (кунек)

Манишка (тошток)

Фартук (шабур)

Накидка (чиймек)

Рубаха

Штаны (чампар)

Штаны (штан)

Кафтан (телен)

Кафтан

Шелковые халаты (очкор)

Халат холщевый

Пальто (сырмал)

Шуба (тон)

Шуба (тон, чынча)

Полушубок

Шапка (тагайа)

Шапка

Платок

Платок, шаль

Сапоги (чарык)

Ботинки, сапоги (чарык)

Кушак

Кушак (кур)

Украшения

Украшения

Заключение

Целью моей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

  1. Собрать информацию о народном костюме шорцев и телеутов.
  2. Выявить различия костюмов шорского и телеутского.
  3. Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

Передо мной возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов телеутов и шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому естественным является заимствование элементов одежды, кроя и т.д.. При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы. Очень сходными были украшения и обувь.

Одежда телеутов, по сравнению с одеждой шорцев, отличалась большой изысканностью. Она была и остается очень красивой и более разнообразной. Но также мы увидели, что в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Мужской национальный костюм шорцев и телеутов полностью вышел из применения. В то же время национальные особенности женской одежды телеуток в значительной степени сохранились, потому что национальная одежда и ее элементы - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Каждый из народов сумел сохранить свою индивидуальность и оригинальность.

Список используемых источников

  1. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Учебное пособие. - Кемеровское кн. изд – во, 1983.- 9-16 с.

    Предлагаем вашему вниманию дайджест на тему "Шорцы. Традиции, обычаи, обряды". Из опыта работы мы знаем, что читатели часто спрашивают литературу по истории нашего края, в том числе и о шорцах.
    Дайджест позволяет сконцентрировать в одном издании разрозненные сведения, избавляет от необходимости обращаться к старым газетным материалам.
    Дайджест рассчитан на читателей среднего и старшего школьного возраста. Он поможет при подготовке к урокам, при написании реферата, расширит кругозор.

    По каменным страницам
    Горной Шории
    Как по истлевшим
    Древним письменам
    Гуляет эхо грозовой истории
    И гул невнятный
    Долетает к нам.

    С.Печеник


    В бассейне р.Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор". По его имени стали называть всех жителей верховьев Томи и ее притоков - Мрассу и Кондомы. Ближайшие исторические предки шорцев - различные тюрко-язычные племена, роды и территориальные группы, известные в русских источниках под общим названием кузнецких, мрасских и кондомских татар.
    На территории Горной Шории выделяются две этнографические группы: горно-таежная южная, предки которой входили в Алатырский улус енисейских кыргызов под общим названием "бирюсины" и северная лесостепная, исторические предки которых носили название "абинцы".
    Большинство северных шорцев является потомками телеутов, живших в далекие времена на этой территории. Интенсивное освоение этой земли русскими привело к тому, что большинство северных шорцев переселились в города Междуреченск и Мыски, а селения их очень малочисленны. Компактно они проживают в селах Подобас, Чувашка, Косой порог, Бородино, Сыркаши.
    Южные шорцы являются, в основном, потомками древнего населения этих мест, а именно кетов, самодийцев и, частично, древних тюрков.
    В настоящее время шорцев насчитывается около 16,5 тысяч человек. 85,2% всего шорского населения проживают в городах, где они составляют меньшинство.

    Обычаи и традиции шорского народа

    К первым достоверным историческим сведениям о традиционных занятиях кузнецких татар, обитавших в верховьях Томи, следует отнести грамоту Б.Годунова от 20 января 1604 г. В ней помимо предписания в сооружения Томского острога сообщается, что в "Томской вершине живут 200 человек кузнецов, а делают доспехи и железца стрельные и котлы выковывают". По другим сведениям их было тысячи три.
    На древность занятия кузнечным делом указывают и данные фольклора. В героическом эпосе северных шорцев говорится о богатыре (по другим данным, злом духе Эрлике), ковавшем раскаленное железо руками, употреблявшим пальцы вместо щипцов, а кулак вместо молота.
    Еще Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля.
    Там, где издавна шорские кузнецы добывали железную руду, а из нее выплавляли металл, в 1771 году был построен Томский железоделательный завод (ныне село Томское Прокопьевского района). Появились более качественные и дешевые изделия из железа, и примитивное шорское кузнечное железоделательное производство к концу XVIII века исчезло.
    Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней.
    Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями.
    Мрасские шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра "пел" сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов - покровителей охоты. Добытая пушнина или деньги, вырученные за нее, делились поровну между членами артели, включая сказочника.
    Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты.
    Малая длилась до середины декабря, большая с перерывами - до конца февраля - начала марта.
    Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками - зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков.
    Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей "энных", самострелов "айа", деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып".
    Добыча и инвентарь осенью и весной перевозились обычно на нартах "шанак", а зимой, по рыхлому снегу - на волокушах из шкуры лошади "сюртка". Но иногда груз просто носили за спиной в кожаных мешках.
    Лыжи делали черемуховые, полозья их обивали "камусом" - шкурой с голени лошади или марала. Рулем при спуске с гор служила универсальная деревянная лопатка "каяк" или "курчек", которым также отгребали снег при постройке балагана и установке капканрв. Через плечо охотника была переброшена сумка "арченак" из телячьей или барсучьей шкуры мехом наружу, ремень-портупея "натруска" с набором охотничьих принадлежностей. На поясе у охотника висел нож "пычах" в деревянных или кожаных ножнах.
    Запас продовольствия на весь сезон заготовлялся сообща и завозился с осени в охотничьи таежцые балаганы: это "талкан" в кожаных мешках, сытная брага "абыртка" в берестяных туесах, хлеб, сухари, соль, сушеное конское мясо "согум"
    Промысловая одежда состояла из домотканой куртки "шабыра", поверх которой надевалась вторая - войлочная, простеганная, с пелериной - воротником из барсучьей шкуры; штаны тоже были из кендыря (домотканого холста). Обувью служили кожаные сапоги, вместо носков - трава "азагат". На голове - холщовая шапка, подбитая тряпьем, на руках - рукавицы из кожи.
    Охотничьи балаганы, сооружались с осени и были двух типов: жердчатые - временные и срубные - бревенчатые, расчитанные на сезон или несколько.
    Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк.
    Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар".
    Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей.
    Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом.
    Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных.
    При первом типе земледелия, заимствованного от русских, использовались деревянная соха "салда" с железным наконечником, деревянная борона, серп. У богатых шорцев в начале XX века, появились железные плуги и простейшие конные жатки. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей исчислялись гектарами, в отличие от южных шорцев, где участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской.
    Мотыжный тип земледелия, распространенный в таежной части Кузнецкого уезда, более примитивный и древний. Возделывались, мотыгами "абылами" небольшие участки на солнечных склонах гор, которые приходилось очищать от леса с помощью топора и огня. Эти участки обрабатывали 3-4 года, затем бросали и переходили на новое место. Зерна разбрасывали руками, после чего боронили суковатой палкой или корягой, которую таскала лошадь.
    Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель.
    Мотыжное земледелие было известно населению верховьев Томи, как полагают некоторые исследователи, с эпохи бронзы. С, периода позднего железа стал использоваться "абыл" и топор-тесло "адылга". Очевидно, земледелие у предков шорцев действительно появилось в глубокой древности и не было связано с влиянием русской культуры, оно получило слабое развитие. Так, к началу XX века 33,7 % шорских хозяйств вообще не имело посевов, 20,3% имело посевы от 0,1 до 0,5 десятин.
    Собирательство . Недостаток продуктов питания шорцы восполняли заготовкой съедобных растений - корней кандыка, сараны, пиона, колбы, лука, чеснока, дягиля, борщевика и различных ягод, Орудием для выкапывания корней и клубней служила корнекопалка "озуп", состоящая из черенка длиною 60 см с поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.
    С развитием товарных отношений и торговли в начале XX века широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. широкое распространение получил сбор кедрового ореха. В конце XIX в. им занимались 28,2% шорских хозяйств на Кондоме и 35,5% по Мрассу, и в отдельных волостях до 70%. Сезон начинается в середине августа и продолжался до первого снега. В кедровниках у каждой семьи был свой балаган. Из орудий промысла использовались: терки "паспак", молотки-колотущки "токпак", сита "элек", веялки "саргаш", лукошки для переноса ореха "тергеш".
    Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9,4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18,9 % - коров. Причина - отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX- началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам остались средние и худшие участки по опушкам леса. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности, и, чтобы скот не голодал, шорцы во второй половине лета выгоняли его на выкошенные места, на "отаву". Но и она скоро исчезала.
    Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи содержащие до 20 животных, овец не более 2-Зх.
    Пчеловодство у шорцев сочеталось с бортничеством. Им занималось 14% хозяйств по Кондоме и 16% по Мрассу. Наилучшие условия для пчеловодства были в низовьях Кондомы, где, кроме медоносных трав, сохранился участок липового леса. При том самые большие пасеки располагались по притоку Кондомы Антропу, некоторые из них насчитывали до 1000 ульев.
    Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла.
    Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке ""кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала.
    Повсеместно была распространена обработка кожи "сагары"
    Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы.
    В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду .
    Известна шорцам была и резьба по кости .

    Пути сообщения и средства передвижения

    В кузнецкой тайне существовало несколько путей сообщения. Наиболее удобными были тележные дороги от Кузнецка до села кондомского и улуса Красный яр. Пеший путь, по которому можно было также проехать верхом на лошади, соединял село Солтон со Спасским и Надеждинским приисками и шел далее к верховьям Абакана до улуса Матур. Это был древний торговый путь, называемый в народе "Улуг-гол". Третья дорога вела от улуса Мыски по правому берегу Таштыпа, а оттуда до Абаканских степей.
    Летом передвигались также по рекам в лодках-долбленках "кебе", а зимой - на камусных лыжах, транспортируя груз на маленькой нарте "шаныг". К началу XX века северные шорцы начали использовать русские сани.

    Таежные поселения и хозяйственные постройки

    Наиболее древним жилищем шорцев можно считать прямоугольный каркасный шалаш "одаг" в форме усеченной пирамиды. Существовали летний и зимний "одаги". Зимний утепленный берестой, пихтовыми ветками, вторым слоем жердей, засыпанный землей.
    Третий вид одага отличающийся плоской крышей сооружался на время полевых работ.
    В конце XIX - начале XX вв. наибольшее распространение получила зимняя срубная бревенчатая юрта.
    Русские срубные избы-одноклети и пятистенки стали на рубеже XX века основным зимним жилищем шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, а также в крупных таежных улусах.
    Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный яр, Мыски, Осинники к началу XX в. стали строить одно- и двухэтажные дома, крытые тесом или железом. Внутренняя обстановка этих домов напоминала дома кузнецких купцов,
    Домашняя утварь была преимущественно деревянная или берестяная и изготавливалась самими хозяевами. Из железных изделий в употреблении были, котлы для варки пищи "козан", чаши для обжаривания ячменя "коргуш", чугунные кувшины для "араки".
    К концу XIX - началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Обычным костюмом женщины было платье "кунек" из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
    Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани "кендыря". Мужчины носили традиционные рубахи "кунек" из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи "табы". Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны "шанбэр штан" шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
    Верхний распашной халат "шабыр пантек" был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой "нака", связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком "кур".
    Зимняя одежда - шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет "нанчик" на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка "канзэ", огниво "оттук", кремень "оттык таш", нож "пычах" в деревянных ножнах "калып".
    На голове носили шапки "пюрюк" из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом - картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги "удук" из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса.
    Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета "кунек" длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны "штан" не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата "пантек" украшалась двумя рядами раковин каури "чаланбаш" или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком "плат" красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши "чарык" или сапоги "удук".
    Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
    Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
    Основной пищей шорцев в конце XIX - начале XX вв. - пшеничный и ржаной хлеб "калаш" на Мрассу и "терптех" - на Кондоме, мука из обжаренных зерен ячменя "толкан" и ячменная крупа "шарык".
    Пищей служило и обжаренное на костре мясо всех птиц и животных за исключением рыси, выдры и крота. С развитием торговли в пищу чаще стали употреблять конину, баранину, свинину.
    Картофель варили в мундире или пекли в золе.
    Из коровьего молока шорцы производили сметану "каймак", масло "сармай", мягкий сыр "пыштак", творог "кадыпсу".
    Наибольшей популярностью пользовался покупной кирпичный чай, хотя употребляли для згой цели и травяные настои.
    Традиционные напитки "арака", "абыртка", делались из ячменя и картофеля.

    Христианство, традиционные верования, фольклор

    Согласно традиционному мировоззрению кузнецких шорцев мир разделен на 3 сферы: небесную землю - "Ульхи гер" (Земля Ульгеня) - небо; среднюю землю - "Орти гер" или "бистын гер" - нашу землю и землю злых духов - "айна гер" - подземный мир.
    Во владениях высшего божества - Ульгеня имеется 9 небес. Сам Ульгень живет на 9 небе. Ульгень, совместно со своим братом Эрликом, который в мифологии шорцев олицетворяет зло, сотворили мир и человека.
    Человек по легенде обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами - хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Духи эти почти не отличаются от людей по образу жизни, Наибольшим почитанием пользовались духи гор и духи воды.
    Существовали также духи - покровители охоты, которых угощали перед выходом на охоту.
    Религиозное наполнение охотничьего промысла было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным.
    В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага.
    Жизнь любого человека по воззрениям кузнецких татар-шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника - шамана, особого избранника божеств среди живущих на земле людей.
    К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман "шабынги" камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных.
    К началу XX в. большинство коренного населения исповедовало официально православное христианство. Этому способствовала деятельность миссионеров, особенно Василия Вербицкого, который на средства Алтайской духовной миссии в с. Кузедеево построил церковь и небольшую школу для "инородческих" детей. Методы распространения христианства были самые различные - от прямого принуждения до введения различных льгот для "новокрещенных". Вместе с введением христианства миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства, поощряли строительство новых бань. Христианство сливалось с традиционными представлениям шорцев, наслаивались на них. В мифологию шорцев вошли персонажи и сюжеты из библейских сказаний: Адам, Ноев ковчег и т.д.
    Однако до конца на В.Вербицкому, ни продолжателям его дела, так и не удалось искоренить языческие обряды и верования.
    Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни.
    Наряду с шаманизмом продолжали существовать и прежние родовые дощаманские культы - огня, гор, медведь и т.д. Моления в этих случаях осуществлялось без участия шамана с произвольными для каждого случая обращениями и действиями.
    Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами "кай", сказками бытового и фантастического содержания "нывак", "черчек", "нартпак", рассказами и легендами "порунгу чоок", "каен чоок", "эрбек", загадками "таптак", пословицами и поговорками "кен тос", "тагпаг сое", "улгер сос", свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыим историческими песнями "сарын" - остатками древних героических поэм и охотничьими песнями.
    Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
    Из всех жанров наиболее развитым был героический эпос, распространенный только у населения низовьев Мрассу, Кондомы и верховьев Томи, а также на Пызасе. Носителями и создателями эпоса были не все шорцы, а только сеоки Аба, Челей, Чедибер, Калар, имеющие телеутское происхождение.

    Семейные обряды. Новый год

    Рождение ребенка у кузнецких татар отмечалось скромно. Для содействия родам проводился ряд обрядовых действий, После родов пуповину заворачивали в тряпку и прятали в сухое место. Затем зашивали в украшенный раковинами и пуговицами мешочек "чаарых" и привязывали к зыбке.
    Если рождался мальчик, его отец делал лучок и стрелку -эмблему зверопромышленника и атрибут древнетюркского божества плодородия Умай-эке, подарившего жизнь ребенку. В случае если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершину молодой березки - символ свадебного шалаша и, значит, будущего замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к ней пулю или пуговицу. Шаман брызгал варевом из рябчика и кедровых орехов в сторону, где находились атрибуты, и обращался к божеству Умай с просьбой о помощи новорожденному.
    В наречении имени ребенку могли принять участие отец, мать, родственники и даже случайные люди, оказавшиеся во время родов в юрте. Главное при этом- избежать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин. При крещении священник давал другое имя по христианскому календарю.
    В основе шорской свадьбы лежала социально-бытовая безрелигиозная обрядность.
    Нормальным возрастом для вступления в брак считалась 14-17 лет. Большой удачей считалось взять в жены молодую крепкую здоровьем вдову с ребенком. В этом была гарантия от возможного бесплодия и залог будущего богатства. В конце XIX - начале XX вв. у кузнецких татар-шорцев существовало два основных способа заключения брака: умыканием "кыс аларга" и сватовством "уда". В обоих случаях свадьба "той" справлялась обычно весной.
    Умыкание невесты проходило с ее согласия. Жених с друзьями увозили невесту в свой улус, где ее сдавали родственникам жениха по женской линии, а утром сооружали супружеское жилище "одаг". Жених с помощью огнива высекал в одаге огонь, а невеста одаривала всех присутствующих медными кольцами, которые собирались с
    детства.
    Затем жених и невеста садились рядом перед шалашом, и одна из родственниц заплетала невесте правую косу, приглаживая ее большой мясной костью и давая молодым откусывать от не кусочки мяса. Другая родственница заплетала левую косу, выполняя аналогичные действия со сметаной, Концы кос связывал вместе жених.
    Все последующие три дня свадебного пира молодые должны были находиться в свадебном жилище, принимая подарки и угощая родственников жениха. По истечении трех дней молодые в плоть до постройки отдельной юрты переходили жить в дом свекра.
    Через 5-10 дней к родителям «украденной» девушки приезжал посланник от жениха обговорить размер калыма и сроки проведения очередной пирушки - малой "байги". В назначенный день в улус невесты прибывали молодые в сопровождении родителей и других родственников мужа с большим количеством «араки». Целью обряда мирения "чараш" было показать уважение к народным традициям и наладить отношения между родителями путем уплаты калыма.
    Вторая "байга" - табачная. Она справлялась так же весело через месяц после выхода девушки замуж. На ней родные жениха дарили родителям невесты табакерки.
    Третья и четвертая "байга" - мясные, устраивались они через год или два.
    Так же по установленным правилам проходила свадьба "сватовством".
    Погребальный обряд кузнецких татар - шорцев претерпел, начиная с конца XIX века, под влиянием христианства некоторые изменения, но в целом продолжал сохранять традиционный комплекс представлений о смерти и потустороннем мире.
    До распространения христианства гроб вообще не делался -покойника зашивали в кендырь или завертывали в бересту и подвешивали к дереву в чаще.
    Кладбища, которые появились вместе с христианством, располагались на ближайшей от улуса горе. По окончании погребальной церемонии на могиле оставляли берестяную коробку с пищей для души умершего. Часть пищи шаман разбрасывал в разные стороны, заманивая душу в мир мертвых. Рядом с могилой закапывали после похорон куклу - вместилище души "сюне". После камлания все возвращались домой, запутывая следы, бросая через плечо пихтовые ветки и оставляя на тропе топор лезвием к кладбищу. Шаман окуривал всех присутствующих дымом лучины и камлал, уговаривая душу умершего не возвращаться.
    В конце XIX - начале XX вв. сохранялись более древние типы захоронений, такие, как воздушный и наземный, но только для детей и некрещеных.
    На седьмой, сороковой день и через год после смерти справляли поминки по душе, которая теперь переходила в другое состояние и называлась "узют".
    Новый год у шорцев совпадал по времени с Рождеством. Праздники шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь устраивала "оюн": пляски, танцы, песни отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, устраивали оюн заполночь или даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей.
    Старшие тоже ходили в гости. Причем, каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем у соседки - вкусно и красиво.
    Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Он связан с древними тотемистическими представлениями - олицетворением рода с предком животных. (Подобная форма у русских - ряженые).
    Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя, ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками.
    Наряжались и дети так, чтобы их не узнали, танцевали, плясали, пели.
    Шорцы жили по лунному календарю и с этим был связан еще один праздник - весенний. По сути он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. Вероятно, этот обычай был связан с весенним равноденствием. Вставали задолго до восхода солнца, шли на высокую гору, там ждали восхода солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посевов.
    Мы сейчас меньше зависим от природы, но смысл и символика народных обрядов и обычаев за годы, века не изменились: Новый год - это прощание со старым, надежда на новую жизнь!
    Развитие культуры у малочисленных сибирских народов отличается сложностью и многообразием. Наряду с распространяющимися общими для страны формами культуры сохраняются, а в некоторых случаях возрождаются ее народные элементы. Возникают и новые обряды, имеющие традиционную основу.
    Интенсивный приток многонационального населения в Горную Шорию привел к возникновению новых населенных пунктов со смешанным этническим составом. В таких поселках преобладают уличная планировка и стандартные дома. Особенно изменилась обстановка в Северной Шории, где началась разработка угольных месторождений. Там возникли города: Мыски, Междуреченск, Осинники, Калтан. Между населенными пунктами установлено регулярное железнодорожное, автомобильное или воздушное сообщение. Многие поселки в верховьях рек Мрассу и Кондомы прекратили свое существование. Похозяйственные книги сельских Советов показывают, что к 1985 году в Горной Шории осталось чуть более 40 поселков с преобладающим шорским населением, причем 82% из их числа - с населением до 40 человек.
    Быт шорцев, проживающих в крупных поселках и городах, ничем практически не отличается от быта представителей других национальностей.
    С середины 1985 года стали предприниматься попытки возрождения шорской культуры. В Таштаголе, Мысках, Новокузнецке, Междуреченске были созданы фольклорные ансамбли.
    В 1986 г. в с.Чувашка предпринята попытка возрождения традиционного праздника "Пайрам", приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ. На этом празднике кроме исполнения народных песен "сарын" и героического эпоса "кай" проводились состязания об борьбе "куреш", стрельбе из лука, скачки.
    С 1985 г. стал традиционным другой новый общешорский молодежно-спортивный праздник "Ольгудек", проводимый на горе Мустаг, а с 1988 г. «спустившийся» в долину реки Кондомы на Спасские луга. Проводится он перед началом сенокоса в первое воскресенье июля.
    Иногда предпринимаются попытки привести традиционную шорскую свадьбу, но чаще в свадебной обрядности встречаются лишь элементы шорских традиций.

    Приложение

    Украшения
    1. Медный перстень "чустуг", 2. Приплётка к косе "чинча", 3. Медный перстень "чустуг",
    4. Приплётка к косе "чинча", 5. Железная ушная подвеска "ызырга",
    6. Оловянная серьга "ызырга", 7. Латунная ушная подвеска "куйга"


    Орнамент
    1. Воротник "чага", 2. Пояс "кур", 3. Бархатный воротник "чола". 4. Ситцевый воротник "мончир",
    5. Меховые рукавицы "мелей", 6. Кисет "нанчык", 7. Кисет "нанчык", 8. Кожаный кисет "сыксыш",
    9. Меховые рукавицы "мелей"



    Типы захоронений
    1. Воздушное в гробе - ящике, 2. Погребение в земле на жердяном помосте



    Типы захоронений
    1. Воздушное в берестовом свёртке, 2. В детской колыбели


    Музыкальные инструменты
    1. Буден "тююр", 2 Буден "тююр", 3. Буден "тююр", 4. Буден "тююр", 5. Колотушка "орба",
    6. Трёхструнный музыкальный инструмент "тулу пуяк", 7 Буден "тююр", 8. Буден "тююр",
    9. Двухструнный инструмент "кайгомысек"


    Предметы быта
    1. Курительная трубка "канза", 2. Табакерка "тамерке", 3. Коробка "карчак",
    4. Курительная трубка "канза", 5. Детская колыбель "пебей", 6. Нагайка,
    7. Курительная трубка "канза", 8. Нагайка


    Одежда
    1-2. Мужской халат "шабыр", 3-6. Рубаха "кунек",
    4-5. Женский халат "кендырь", 7. Штаны "чанбарштан"


    Головные уборы и обувь
    1. Охотничья шапка "пурук", 2. Берестяной куртуз, 3. Шапка "пурук", 4. Охотничья шапка "пурук",
    5. Сапоги "удук", 6. Сапоги "удук", 7. Женские тапочки "шарык"

Вам также будет интересно:

Евгений головихин - программа дополнительного образования детей
Завтрак: 150 г овсяной каши; 2 яйца всмятку; 1 ломтик отрубного хлеба; 100 мл зеленого...
Акафист «Взыскание погибших» и происхождение иконы Божьей Матери Псалтырь и акафист божией матери взыскание погибших
Кондак 1 Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от...
Поможем храму, где началось «Милосердие Храм цесаревича димитрия при первой градской больнице
Святой благоверный царевич ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ (†1591) Царевич Дмитрий. Картина М. В....
Церковь троицы живоначальной, что в листах Храм троицы в листах сухаревская
Удивительная церковь Живоначальной Троицы, что в Листах, находится на Сухаревской площади....
Селедка под шубой с огурцом — кулинарный рецепт
Ингредиенты к данному салату очень простые. Куриные яйца отвариваем вкрутую. Картофель...