Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Хлеб ржаной половина покупать во сне

Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Сонник: к чему снятся овощи

Сонник толкование снов дверь

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста. Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Один из самых распространенных вопросов, который задают мне родители — это какие возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста. В этой статье я подготовил ориентиры по развитию речи для каждого возраста.

Повод обратиться к специалистам:

  • нет первых слов и простой фразы;
  • нет понимания речи;
  • трудности с контактом и общением;

Важно помнить — на все нужно время. Если сейчас нет контакта или понимания речи, на их появление нужно время — значит в дальнейшем задержка будет только расти. Если мама не может занять ребенка, найти с ним контакт и совместное занятие, также нужно время, чтобы эти навыки появились.

В этом возрасте при наличии проблем обращаемся к педиатру, неврологу. Можно обратиться к специалистам по раннему развитию. Ходим в школы раннего развития, часто толчок в развитии речи дает детский сад. Важную роль в помощи в развитии речи начинают играть педагоги.

3 года — длинные фразы и ответы на вопросы

Речь ребенка становиться грамматически оформленной. Навык имитации в этом возрасте становится более сильным и крепким. Дети начинают начинают активно использовать предлоги, правильно употреблять окончания. Появляются распространенные предложения из трех и более слов.

Фразы ребенок использует в игре, быту, со знакомыми и незнакомыми людьми. Понимание речи становится настолько хорошим, что ребенок начинает понимать последовательность действий, растет уровень мышления и психических процессов, становится доступным понимание не только того что перед глазами и вокруг, но и в прошлом и будущем. Ребенок начинает понимать настроение, учится согласовывать свои действия с мнением окружающих. Общение выходит на уровень беседы. Дети задают много вопросов.

Обязательные навыки в этом возрасте — хороший контакт с близкими людьми, хорошее, понимание речи, использование предложений из нескольких слов, умение играть и радостно проводить время. .

4 года — сюжетные игры

Ребенок говорит уже очень хорошо. В его речи есть предложения из трех и более слов согласованных между собой.

Это время сложных сюжетно- ролевых игр, с пониманием причинно-следственных связей: больница, магазин, парикмахерская и др.. Ребенок с удовольствием берет на себя роли и следует им, например, больной и доктор, продавец и покупатель и т.д.

У логопедов появляется новая цель — коррекция звукопроизношения, наступает время определять и исправлять нарушенные звуки.

И если все еще нет каких-то из предыдущих навыков (контакта, понимание речи, игр с предметами и игрушкам), это серьезная проблема, так как на появление навыков нужно время, а оно ограничено. К школе ребенок должен не только развить речь, но и скорректировать произношение звуков, развить память, внимание, логическое мышление. На все это нужно время.

Скачать электронную книгу – «Путеводитель по речи» . Эта книга написана для родителей детей, у которых есть сложности с развитием речи или с общением. Если у Вас родился ребенок. И Вас что-то беспокоит в его поведении, в развитии, то эта книга для Вас.

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

Представленный материал расскажет о том, что является специфической особенностью для речи детей на возрастных этапах от 2 до 7 лет.

Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка, в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение . В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л"], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение . Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи старшего дошкольника , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение . К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря - в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение . К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать - ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.


А. Лобанихин:

Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире снова канал «Медиадоктор» и передача «Здоровое детство». В студии ее ведущие - я, Александр Лобанихин и Мария Рулик. Здравствуйте, Мария.

М. Рулик:

Здравствуйте, Саша.

А. Лобанихин:

Сегодня мы продолжаем тематику мультидисциплинарного подхода к детскому здоровью. У нас в гостях Лунина Анна Викторовна - логопед, преподаватель русского языка и литературы первой квалификационной категории, автор собственных методик. Здравствуйте, Анна Викторовна.

А. Лунина:

Здравствуйте.

А. Лобанихин:

Сегодня мы поговорим о речевом развитии, о нормах речевого развития и об отклонениях от этих норм. Начнем, как всегда, с нормального. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития и что за этим кроется?

А. Лунина:

Конечно, существует норма. Обязательно на эту норму мы всегда рассчитываем, обязательно отталкивается от определенных норм, когда с ним начинаем заниматься. И нормы эти начинаем смотреть буквально с рождения, потому что ребеночек рождается, месяца в 2 мы ждем от него гуления, агу, агу - вот это появилась первая норма. Дальше месяца в 4 и дальше, месяцев до 7 наступает период лепетной речи, когда ребенок много лопочет, появляются локализации, много гласных звуков - это тоже норма, это должно быть. Если этого в речи ребенка не наблюдается, родители не услышали моментов активного гуления, активного лепета, уже стоит немножечко для себя отметить, поставить галочку, не бегом еще пока бежать к логопеду, но уже про себя что-то отмечать, возможно, неврологу, своему педиатру об этом рассказать.

Дальше идет речевое развитие. Вообще речь - это не только произносительная сторона, но и понимание речи. Ребенок начинает отвлекаться, прислушиваться к звукам, вот это как раз догодовой период, когда ребенок прислушивается, что говорят его родители, обращает внимание на звуки, что происходит вокруг, поэтому всякие погремушки перед ним трясут. Дальше появляются уже первые слова где-то к годику. Они, конечно, аморфные, простые: «Ма, Ба, Да, Дай» - это тоже норма.

А. Лобанихин:

В любом случае играет роль провокативная позиция родителей, это все формируется при их участии - и гуление, и лепет, и первые фразы.

А. Лунина:

Обязательно, можно подсказывать, поагукать. Мамочки, папочки поют песенки, берут на руки, качают, это обязательно нужно делать, и причем как можно дольше качать на руках ребенка, можно даже трехлетку брать. Особенно если у ребенка задержка речевого развития, я рекомендую: родители, берите на руки своих детей, как можно больше тискайте, ритмично проговаривайте стишки.

Если у ребенка задержка речевого развития, я рекомендую: родители, берите на руки своих детей, как можно больше тискайте, ритмично проговаривайте стишки.

М. Рулик:

Речь связана еще и с моторикой, кто как развивается, даже ладушки-ладушки, понимание движения рук связано с речью. Это тоже зависит от родителей?

А. Лунина:

Не знаю, многие ли родители сейчас этим занимаются, но бабушки, прабабушки точно занимаются. Рекомендую всем это обязательно делать, Сорока-ворона, может быть, до годика это еще рановато, но потихонечку надо начинать, потому что ладушки вряд ли сыграют, а какие-то движения руками покажут. Это очень важно.

М. Рулик:

А что это дает, это облегчает понимание?

А. Лунина:

Конечно. Первая речь, которая появляется, это жестовая речь, то есть сначала жесты, показывают, указательные жесты, это то, что предшествовало речи в том понимании, какое мы придаем этому. Жестами, мимикой показываем, ребеночек тоже этим активно пользуется. А если у ребенка задержка речевого развития, так это вообще бывает до 3 лет единственный способ общения - жестовая речь, мимика, вокализация. Так что это важный этап, и им не следует пренебрегать. Если логопед работает с детьми, у которых задержка речевого развития, как он будет стимулировать речь? Конечно, через какие-то невербальные моменты. Сначала отрабатываем жестовую речь: «Повтори за мной что-то, покажи так, покажи здесь пальчиком, покажи на себе». Сначала взрослый называет: «Посмотри, вот это глазки», показываем все. А потом уже только начинается тот период, когда ребенок начинает активно сам говорить. До года что мы ждем? Появления слов, коротеньких, аморфных, простых.

А. Лобанихин:

Еще пока не прислушиваясь к качеству произношения?

А. Лунина:

Нет, до этого еще далеко. От года до трех такой момент бывает, когда не очень активно развивается словарь, ребенок начинает набирать в пассиве много слов, он прислушивается, запоминает слова, звучание этих слов.

А. Лобанихин:

Но пока не произносит?

А. Лунина:

Произносит, но мало, слов 10, может быть.

М. Рулик:

До какого возраста нормой считается замена слов? Часто дети в год говорят на корову - это му, собачка - это ав, кошка - это мяу, то есть они не могут произнести само слово, но обозначение. До какого возраста это норма?

А. Лунина:

Если трехлетка говорит еще «мяу» вместо «кошка», это уже, конечно, не норма, до 2 лет можно еще называть. Но если ребеночек в 2 года, имея активную речь и большой пассивный словарный запас, может сказать «киса» и все равно говорит «мяу», здесь нужно обязательно сказать: «Скажи киса», ребеночка нужно поправить.

М. Рулик:

Чтобы у него словарный запас расширялся?

А. Лунина:

Иначе он просто привыкает к этим словам, они могут надолго сохраниться. Нужно дальше двигаться, развивать.

М. Рулик:

С 2 до 3 самый интересный возраст.

А. Лунина:

С 3 лет мы ждем активные фразы, когда ребенок начинает соединять слова вместе. Но здесь они еще и грамматически могут быть не связаны, потому что ребенок сокращает слова, они все равно еще примитивные, понятные родителям, иногда непонятные окружающим, это тоже нормально. От 2 до 3 лет идет наращивание, фразы увеличиваются в размере, появляется гораздо больше слов в одном предложении, и слова уже приобретают более четкие границы, они становятся понятны окружающим, уже не сокращают так, как раньше, когда был совсем малыш. Это норма.

С 3 лет мы ждем активные фразы, когда ребенок начинает соединять слова вместе.

А. Лобанихин:

А когда они уже начинают говорить, как мы с Вами, в норме? После 3 или чуть попозже?

М. Рулик:

Где-то к 18-ти, когда сочинения в школе пишут, и то не всегда понятно, что они имеют в виду.

А. Лунина:

Сейчас очень много нарушений в речевом плане у детей, нарушений огромное количество, и это число детей с различными нарушениями возрастает, к сожалению.

М. Рулик:

А с чем это связано, по Вашему мнению?

А. Лунина:

Если бы знать, с чем это связано. Вы знаете, раньше, лет 40 тому назад никто не знал, кто такой логопед и чем он занимается. И я хочу сказать, что в школах тогда вообще логопедов не было, в садах-то тоже не во всех.

М. Рулик:

Специализированные сады были.

А. Лунина:

Да, и было достаточно мало таких детей, а сейчас много. И нарушений очень много разных, задержки речевого развития встречаются очень часто, позднее речевое развитие.

М. Рулик:

Задержка речевого развития - это диагноз или очень часто это сопутствующая проблема?

А. Лунина:

Сопутствующая проблема, поэтому нужно вовремя отследить и обратиться к специалистам. Если до 3 лет, в 2,5 у ребенка очень маленький словарный запас, ребенок говорит, предположим, 20 слов, не связывает слова во фразу, это повод для обращения к логопеду и обязательно к смежным специалистам, то есть к неврологу.

Если до 3 лет у ребенка очень маленький словарный запас, он не связывает слова во фразу, это повод для обращения к логопеду и обязательно к смежным специалистам, то есть к неврологу.

М. Рулик:

К кому первому?

А. Лунина:

Я бы посоветовала сначала сказать педиатру, неврологу и на третьем месте логопед, последовательность такая.

А. Лобанихин:

Что самое страшное может быть?

А. Лунина:

Задержки психоречевого развития. Задержка речевого развития может быть связана с каким-то органическим поражением, здесь нужно смотреть в целом, как развивается малыш физически, психически. Могут быть родовые травмы, гипоксия, асфиксия.

М. Рулик:

Тогда такие вещи должны были быть заметны раньше, мы же говорим, что к 2 годам ребенок должен эмоционально реагировать на что-то.

А. Лунина:

Не всегда родители замечают, и не всегда доктора замечают какие-то особенности в развитии, может быть, они не так много вопросов задают, может быть, родители не знают, что спрашивать. Но нужно обращать внимание не только на речь, а на то, как ребенок спит, как он засыпает, быстро ли он утомляется, во что ребенок играет, с какими игрушками, как он начинает общаться с окружающими, это тоже очень важно, чтобы отследить моменты коммуникации.

Нужно обращать внимание не только на речь, а на то, как ребенок спит, как он засыпает, быстро ли он утомляется, во что ребенок играет, с какими игрушками, как он начинает общаться с окружающими, это тоже очень важно, чтобы отследить моменты коммуникации.

М. Рулик:

Допустим, мы берем среднестатистического маленького ребенка, в 2 месяца он не гулит - к педиатру?

А. Лунина:

К педиатру.

А. Лобанихин:

Решаем вопрос - слышит, не слышит, скорее всего, с этим может быть связан проблема.

А. Лунина:

Может быть и с этим.

М. Рулик:

Хорошо, вроде загулил, какая-то речь появилась. К годику не реагирует, не понимает речь родителей. То есть к году чаще всего ребенок уже понимает, когда его зовут по имени, когда к нему обращаются, простые просьбы: «Дай мне мяч», «Возьми ложку», «Возьми печеньку», «Подойди», «Отойди», «Сядь», «Встань». На это тоже стоит обратить внимание, к году ребенок должен понимать?

А. Лунина:

Обязательно, понимает уже речь окружающих, простые инструкции понимает.

М. Рулик:

На что стоит обратить внимание? Понятно, что каждый ребенок индивидуален, у каждого ребенка есть свои особенности, у кого-то позже начал ходить, может быть, позже придет и понимание той же речи. Но в среднем должен понимать, когда к нему обращаются, к 2 годам должен говорить хотя бы простые слова, обращение?

А. Лунина:

Конечно. Некоторые родители говорят: «Нам на площадке сказали, что надо подождать». А бывает доктора в поликлиниках говорят: «Подождите, до 3 лет у Вас запас есть».

М. Рулик:

Бабушки говорят: «Ой, у меня сыночек тоже поздно начал говорить, в 3 заговорил, и Ваш заговорит».

А. Лунина:

И ждут. Но я не советую ждать, лучше сходить к неврологу, логопеду, проконсультироваться, может быть, и ничего страшного нет, может быть, логопед скажет, что действительно стоит немножко подождать. А возможно, он уже порекомендует какие-то занятия. Логопеды занимаются задержками не только речевого развития, но и с темпами речевого развития, когда немножечко темпы отстают, то есть ребенок набирает достаточно слов, но все равно до какой-то нормы немножечко не дотягивает. Некоторые логопеды любят считать: 20 слов в таком-то возрасте, 10 слов, 15, 30, 40, 50 слов. Некоторые родители тоже считают. Бывает: «Вы знаете, мой ребенок 1000 слов не говорит, я посчитала, у него 798, катастрофа, что нам делать, давайте заниматься уже». Есть такие тревожные родители. Но задержками темпов речевого развития тоже занимается логопед, помогает ребенку. Важно отследить более серьезные диагнозы, как, например, алалия.

М. Рулик:

Можно поподробнее, для меня это вообще слово незнакомое.

А. Лунина:

Это серьезное речевое нарушение, которое сопровождается органическими нарушениями. Этот диагноз обязательно подтверждается неврологом, и к работе с этим ребенком подключаются психолог, дефектолог, логопед. Нарушается центр, который отвечает за моторную речь ребенка, называется моторная алалия. Либо сенсорные центры, когда ребенок не понимает речь, он слышит, но не понимает - сенсорная алалия. А моторная - это когда понимание речи сохранено, а сказать не может, не понимает, как это сделать. Занимается логопед, работа серьезная и длительная. Важно не пропустить этот момент.

М. Рулик:

А по прогнозированию?

А. Лунина:

Достаточно хорошие прогнозы. Конечно, здесь важно заниматься, выбрать логопеда и последовательно выполнять рекомендации. Достаточно серьезная работа проводится в течение продолжительного времени.

А. Лобанихин:

В том числе и на фоне лечения основного заболевания, если оно имеет место быть, у невролога.

А. Лунина:

Обязательно.

М. Рулик:

Я просто могу сказать, что везде, даже в поликлиниках или в садах все говорят, что к логопеду после 4 лет.

А. Лунина:

Логопеды очень часто так говорят, я тоже это слышу на приемах.

М. Рулик:

И родители живут с четкой мыслью, что все, что происходит до 4 лет, все норма. Но они не знают, что надо идти к другому врачу, например, к тому же самому неврологу. Я хочу подчеркнуть, чтобы родители знали, что это вопрос, с которым можно обратиться к педиатру, неврологу, и он подскажет, нужен ли другой специалист или достаточно пока сейчас самостоятельных занятий плюс наблюдений невролога. А родители честно ждут до 4 лет?

А. Лунина:

Бывает такое.

М. Рулик:

Откуда взялась вообще эта цифра, почему 4?

А. Лунина:

Некоторые говорят после 5, некоторые после 3. Возможно, специалист посмотрел на данного ребенка и не увидел там никакой серьезной патологии - это первый вариант. Второй вариант - посмотрел логопед и сказал: «Приходите после 4 лет, я с вами позанимаюсь». Почему он так может сказать? Потому что он не знает, как заниматься этим ребенком, вот и все. А третий вариант - это когда логопед посоветовал заниматься после 4, такого ребенка после 4 проще посадить за стол и заставить его выполнять определенные рекомендации, задания и прочее, потому что малыша заинтересовать в своих занятиях достаточно сложно. Хотя есть специалисты, которые занимаются и до трехлетнего возраста.

М. Рулик:

Я всегда думала, что после 4 ставят уже произношение.

А. Лунина:

Да, вполне можно этим заниматься. И очень хорошо, если логопед начинает после 4 лет заниматься звукопроизношением. Но в некоторых садах очень часто приходят родители и рассказывают: «Нам сказали, 6 лет исполнится, подготовительная группа». Почему так бывает? Потому что с ребенком проще заниматься в 6 лет, посадить его за парту и выполнять с ним определенные задания, и результат будет быстрее, чем с четырехлеткой. И потому что надо к школе быстренько подготовить, к школе речь должна быть сформирована. Вообще, если опять возвращаться к нормам, к 6 годам речь, которую мы хотим услышать, не такая тяжеловесная…

С ребенком проще заниматься в 6 лет, посадить его за парту и выполнять с ним определенные задания, и результат будет быстрее, чем с четырехлеткой.

А. Лобанихин:

Не такая академичная…

А. Лунина:

Да, академичная и тяжеловесная.

М. Рулик:

Есть дети, которые нас с тобой заткнут за пояс в 6 лет.

А. Лунина:

Многие дети вполне рассуждают, философствуют, фраза развернутая, сложные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные, различные виды связи используют в 6 лет. И конечно, в 6 лет тоже полностью должно быть сформировано звукопроизношение. Это норма.

М. Рулик:

Но и в 6 лет это тоже поддается коррекции?

А. Лунина:

М. Рулик:

Некоторые считают, что если в 6 лет ребенок не выговаривает букву «Р», то ему это не суждено всю оставшуюся жизнь.

А. Лунина:

Нет, обязательно это нужно делать. На самом деле, звук «Р» можно в любом возрасте научиться говорить.

М. Рулик:

Я дочке не стала исправлять, зато по-французски прекрасно изъясняется.

А. Лунина:

Может быть, это приятно слышать. Мне слух режет.

М. Рулик:

Мы ходили к логопеду, отвели ее со звукопроизношением «Р», она посмотрела, послушала во всех остальных аспектах и сказала: «Ну только если конкретно с этим звуком работать. Вам надо?» Я говорю: «Не знаю». Мы решили оставить грассирующий.

А. Лунина:

А некоторые родители говорят: «Вот вырастет мой ребенок и скажет: «Мама, почему ты меня не научила?»» Почему раньше этим вопросом заниматься, до 6, или в возрасте до 8 лет, сейчас объясню. Дело в том, что ребенок привыкает к определенному артикуляционному укладу.

Теперь вернемся к звуковым нормам, в своем возрасте должны появиться определенные звуки в онтогенезе. Например, такой сложный звук, как «Р», твердый, он появляется и в 5 лет самостоятельно, и в 5 с половиной. Бывает и в 3 года дети «Р» во всю говорят. А если он появится лет в 7, логопед его поставил, ребенок уже привык к своему неправильному укладу. Предположим, он пропускает или горловым звуком дает, а речь уже сформировалась, ему нужно будет вспомнить: «Ах, я же сейчас должен сказать такие-то слова, а в нем нужно по-другому звук «Р» сказать». Некоторые дети избегают этих слов, подбирают синонимы, лишь бы только слово со звуком «Р» не сказать, потому что сейчас нужно постараться этот звук прорычать. И остальных звуков это тоже касается - свистящие, шипящие, все в своем возрасте появляются. Свистящие звуки, предположим, в 3, в 4 года должны быть сформированы.

Некоторые дети избегают этих слов, подбирают синонимы, лишь бы только слово со звуком «Р» не сказать, потому что нужно постараться этот звук прорычать.

А. Лобанихин:

Свистящие - это…

А. Лунина:

«С», «З», «Ц», шипящие звуки - «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», к 4 , 4 с половиной. Опять про нормы поговорим: «С», «З», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» не должны в 4 с половиной смешиваться. То есть если даже ребенок может правильно сказать «собака», «шуба», в речевом потоке он не должен их случайно смешать, перепутать. И если ребенок привыкает говорить свистящие звуки неправильно, шипящие неправильно в 6 лет, в 7 сложнее будет поддаваться. Поставить звук можно достаточно быстро, а ввести в речь бывает тяжело, потому что привыкают к этому укладу.

М. Рулик:

А чем это чревато, кроме того, что речь ребенка будет не очень понятна и иногда немножко скомканная, когда он будет общаться? Какие еще последствия могут быть, связанные с неправильной постановкой звуков?

А. Лунина:

Проявления на письме могут быть, но не всегда.

М. Рулик:

Это, кстати, актуальная тема.

А. Лунина:

Почему? Потому что сейчас все образовательные программы, которые существуют, опираются на слуховое восприятие и на фонематический анализ. До середины 80-х годов все образовательные программы в школе опирались на зрительный анализ. И если сначала слово видели, потом его произносили и разбирали, то сейчас сначала произносят, разбирают, делают всякие фонетические разборы, только потом на него посмотрят. И поэтому очень много ошибок на письме. Это на самом деле катастрофа, что происходит в школах сейчас, как дети безграмотно пишут и почему такие ошибки, это ужасно. Поэтому вполне возможно, если у ребенка хорошо сформировано зрительное внимание и зрительная память, если его правильно научили читать, то таких ошибок можно избежать на письме, он не будет писать «сапка» вместо «шапка».

Сейчас все образовательные программы, которые существуют, опираются на слуховое восприятие и на фонематический анализ. До середины 80-х годов все образовательные программы в школе опирались на зрительный анализ.

А. Лобанихин:

Приоткройте завесу логопедического кабинета.

А. Лунина:

В логопедическом кабинете очень много интересного. Очень много пособий, игрушек - без этого никуда, потому что основной вид деятельности у детей - игровой, поэтому очень много разных игр. Мы играем и со всеми по-разному. Дети все разные, и подход ко всем разный. С кем-то нужно рисовать, с кем-то лепить, по ходу сочиняем, придумываем, творческая профессия. Соответственно, у нас весь кабинет забит игрушками, пособиями. Стоит зеркало, перед которым делаем артикуляционную гимнастику. Для чего она нужна? Для того, чтобы развить определенные группы мышц, чтобы сформировать правильные речевые артикуляционные уклады, чтобы быстрее возникли в речи у ребенка те или иные звуки, которые отсутствуют или которые искажаются, изменяются. Желательно зеркало, можно иногда делать и без зеркала. Иногда родителям дома советую даже и без зеркала потренироваться, тоже полезно.

И если останавливаться на артикуляционной гимнастике, надо сказать, что это серия из различных упражнений, бывают динамические, бывают статические. Предположим: «Высунь язык, покажи, подержи, удержи какое-то время». Эти упражнения по-разному называются у всех логопедов - качельки, лошадки и так далее. Они развивают разные группы мышц губ, языка, подвижность для того, чтобы скорее появились те или иные звуки.

А. Лобанихин:

Вы на занятии даете механизм, и потом они должны это дома повторять?

А. Лунина:

Желательно, чтобы дома повторяли. Упражнения делаются в определенном темпе, в спокойном режиме, ребенок должен этим заинтересоваться. Поэтому очень хорошо сопровождать какой-нибудь сказкой. Логопеды придумывают массу всяких сказок, чтобы заинтересовать ребенка, мультики снимают, их можно найти в интернете в огромном количестве. Но здесь очень важно проконтролировать, правильно ли ребенок делает эту гимнастику, потому что можно делать кое-как, а нам важно получить результат. Поэтому нам нужно, чтобы мышцы работали с хорошей амплитудой, качественно. Поэтому за этим нужно следить. Как правило, зарядка состоит из нескольких упражнений, а бывает так, что под конкретные звуки делают определенные упражнения.

А. Лобанихин:

Гимнастика направлена на коррекцию звукопроизношения?

А. Лунина:

На развитие мышц артикуляционного аппарата для того, чтобы быстрее поставить те или иные звуки. Хорошо, если гимнастика предшествует непосредственно самой постановке звука. Например, на занятиях сначала поделали гимнастику и тут же сели поупражнялись в произносительной стороне, то есть поставили звуки. Для этого у логопеда есть различные зонды, но некоторые обходятся и без них, как я, например.

М. Рулик:

Что такое логопедический массаж?

А. Лунина:

Логопедический массаж - серьезная процедура. Очень хорошо, если логопед пользуется логопедическим массажем, потому что неоценимая польза. Но с другой стороны, нельзя переоценивать. В последнее время очень часто родители приходят и говорят: «Нам нужен массаж, поделайте нам, у ребенка задержка речевого развития». И я думаю, что сам массаж в этом случае не даст результата. Здесь нужен глобальный подход с привлечением разных специалистов, и логопед должен не только делать массаж, но и проводить занятия, стимулировать развитие речи у ребенка. Массаж направлен на развитие мышечного тонуса, укрепления, потому что если коснуться темы дизартрии - это нарушение произносительной стороны речи, в этом случае страдает несколько групп мышц, бывает, и губы, и щеки, и язык, и массаж здесь просто неоценим, большая польза. Массаж бывает разным: ручной, точечный, инструментальный, можно использовать вибромассажеры, хорошо расслабляют мышечный тонус, если он напряжен.

Логопед должен не только делать массаж, но и проводить занятия, стимулировать развитие речи у ребенка.

М. Рулик:

Но это должен делать только специалист?

А. Лунина:

Специалист, обязательно.

М. Рулик:

Родители могут проводить с детьми гимнастику?

А. Лунина:

Да, могут делать сами, можно закреплять дома.

М. Рулик:

Но массаж - это исключительно специалист?

А. Лунина:

Обязательно, потому что это серьезная процедура. Во-первых, все должно быть стерильно, ребенок должен быть готов к этой процедуре. Представляете себе массаж, когда мнут руку, бывает не всем приятно, а уж когда в рот полезли, то особенно. Иногда дети с тяжелой речевой патологией очень резко реагируют на такое вмешательство.

А. Лобанихин:

А укусить могут?

М. Рулик:

А. Лунина:

Запросто, бывает, без рук просто выхожу после массажа, очень опасно.

М. Рулик:

Представь себе, чтобы трехлетний ребенок даже небольшое время находился в спокойном состоянии, не дергался, не бегал, не прыгал, еще и сидел с открытым ртом и не пытался в это время оттяпать полпальца.

А. Лунина:

Поэтому мы тоже изощряемся, рассказываем сказки, бывает, показываем мультики. Ну а что делать, надо как-то помогать. Иногда прошу родителей подержать телефон, каюсь, с мультиком.

М. Рулик:

Это абсолютно нормально, потому что в определенном возрасте это сложно сделать.

А. Лунина:

Зато эффект просто потрясающий после проведенных процедур. Это, конечно, должна быть серия процедур, и родители тоже могут поучаствовать, некоторые упражнения я даю, показываю, как делать дома, ничего сложного в этом нет, но эффект при той же постановке звуков колоссальный.

М. Рулик:

Вы уже много раз говорили о том, что очень многое зависит от родителей, потому что я тоже не раз встречалась с мнением тех же самых родителей: «Ничего страшного, есть специалист, он научит». Как раньше у нас говорили: «Он пойдет в школу и там исправят, там научат, пойдет к логопеду, там научат». Логопед, насколько я понимаю, может дать какой-то комплекс ребенку, расписать, что он должен делать, чем он должен заниматься, но для постановки звуков, для исправления речевых задержек необходимы постоянные занятия и контакт родителей.

А. Лунина:

Конечно, Вы правы абсолютно. Работаем не только с детьми, но и с родителями, которые не готовы помогать и участвовать в процессе. Хорошо, если подхватывают няни, бабушки. Мы даем задания. И вообще хочу сказать родителям: не стоит доверять таким логопедам, которые скажут: «Вы приходите ко мне, я все сделаю, моих занятий вполне достаточно, ничего не надо, от Вас ничего не требуется, просто ходите регулярно». Неправда. Нужно обязательно закреплять навыки. Если, предположим, логопед поставил звук, но его нужно закрепить. И если это будет делать 2 раза в неделю логопед на своих занятиях, это крайне мало, этот процесс будет растянут, то есть можно задуматься, зачем это логопеду нужно? Деньги потянуть с клиента. А если логопед дает задание родителям дома отрабатывать в слогах, в словах, в предложениях, конечно, процесс пойдет быстрее, помощь родителей очень нужна.

Логопед, насколько я понимаю, может дать какой-то комплекс ребенку, расписать, что он должен делать, чем он должен заниматься, но для постановки звуков, для исправления речевых задержек необходимы постоянные занятия и контакт родителей.

М. Рулик:

Должна быть определенная комфортная среда для этого ребенка, для того чтобы он каждый раз мог развивать свои навыки, которые получил на тех же самых занятиях.

А. Лунина:

М. Рулик:

Механические действия.

А. Лунина:

Да, а вот как работать с ребеночком, предположим, с задержкой речевого развития, не каждый родитель знает. Поэтому очень важно посмотреть, поприсутствовать, очень хорошо сходить на логоритмику.

М. Рулик:

А это что такое?

А. Лунина:

Раньше, в советский период очень хорошо использовали в детских садах логоритмику. Это речь, движение, ритм. Сейчас очень много садов и всяких центров приветствуют таких логопедов, которые этим владеют, под музыку пропевание, прохлопывание ритмично стихов, песенок, это замечательно развивает речь, слоговую структуру слова, ребенок начинает прислушиваться к слову, это классная вещь. Но родители это могут делать сами. Поэтому берите на руки детей, качайте в такт, проговаривайте стишки и потешки, прохлопывайте, протопывайте вместе, и речь у дитя будет очень хорошо развиваться.

Берите на руки детей, качайте в такт, проговаривайте стишки и потешки, прохлопывайте, протопывайте вместе, и речь у дитя будет очень хорошо развиваться.

А. Лобанихин:

А какие нарушения в чтении и в письме могут быть у ребенка, которому может помочь логопед?

А. Лунина:

М. Рулик:

Было бы правильнее, если бы это делал логопед, а не родители?

А. Лунина:

Я бы так не сказала. Иногда родители хорошо учат детей читать, есть такие сознательные родители, они сами ходят на курсы, предположим, обучения по кубикам Зайцева, замечательный метод.

Логопед тоже хорошо может обучить. В школе встречаются проблемы в огромном количестве у детей: и нарушение чтения, и письма. И дети приходят в школу не совсем подготовленные в речевом плане. Поэтому, например, в первом классе говорить о каких-то нарушениях рано. Можно говорить о том, что есть какие-то предпосылки к этим нарушениям. И хорошо бы, если бы в школе был логопед, который занимался бы профилактикой нарушений чтения и письма. То есть ребенок пришел, он уже как-то умеет читать, и желательно, чтобы логопед помог, увидел нюансы неправильного чтения, подсказал, взял на занятия. А начиная со второго класса уже обозначаются действительно проблемы в письменной речи.

А. Лобанихин:

Как они могут быть замечены?

А. Лунина:

Проявляется это во всевозможных пропусках, заменах, написаниях слов слитно, написании предлогов слитно со словами, ребенок не ставит точки в конце предложений, начинает писать с маленькой буквы. И особенно частые ошибки при письме орфографического характера - это тоже логопедическая проблема. Этим с успехом занимается логопед, это успешно можно решать логопедическим путем.

Особенно частые ошибки при письме орфографического характера - это тоже логопедическая проблема.

М. Рулик:

Я всегда думала, что этим должен заниматься педагог в первом классе.

А. Лунина:

Учитель-логопед этим занимается очень успешно, у нас очень хорошие методики, которые корректируют это, потому что очень часто от родителей слышу: «Все правила знают: «жи», «ши» пиши с буквой «и», что же такое, опять «жы», «шы»». Логопед умеет с этим работать. Поэтому неправильно считать, что у ребенка появились нарушения в письме, многочисленные ошибки, и родители пытаются найти репетитора по русскому языку. Сходите сначала к логопеду на консультацию, честное слово, бывает неоценимая помощь.

А. Лобанихин:

Мне всегда казалось, что все не так просто у меня в плане орфографии, что это не только зубрешка, наверное, есть какое-то понимание. Был у меня случай, когда я еще сам учился, девочка вместо буквы «Т» очень часто использовала букву «Ц», например, такие слова, как «Тетя» были просто нечитаемы.

А. Лунина:

Вот это как раз фонетические ошибки, исключительно логопедические, то есть как услышал, так и написал.

А. Лобанихин:

А в чтении они не видят слова, неправильно их прочитывают, как это?

М. Рулик:

Замена слогов тоже?

А. Лунина:

С чтением тоже, сейчас так много детишек плохо читают. Скажем так, и замена, и недочитывание, и угадывание, у детей страдает ритм, плавность, техника чтения, очень долго сидят на слоговом способе чтения. Действительно долго, и в третьем классе еще бывает слоговой метод, длинные слова с трудом.

А. Лунина:

Не видят границ, но это говорит о том, что зрительное пятно у ребенка, то есть он схватывает определенно, либо сначала слоги в слове пытается связать, не видит всего предложения сразу, не может прочитать. Поэтому ему и тяжело формировать мысли, тяжелое понимание текста, он не может понять, о чем он прочитал.

М. Рулик:

Вот это основная проблема первого класса.

А. Лунина:

Не только.

М. Рулик:

Они читают текст, уже нет даже слогового чтения, читают более-менее связно. Читает предложение, учитель спрашивает: «Что папа сказал Саше?»

А. Лунина:

«О чем прочитал?» Не понял, о чем прочитал.

М. Рулик:

«А там был папа? А еще и Саша был? Боже мой, где это все было?»

А. Лунина:

Да, именно так.

М. Рулик:

И вот пока он несколько раз не прочитает, пока ему не сделают замечание, что надо обратить внимание на смысл, то есть он настолько, видимо, устает от кучи информации, что понимает: «Я выполнил работу, я прочитал», но он не понимает, что основная задача - понять, что ты прочитал. А дальше задачи начинаются, они же вообще теряются, бедолаги.

А. Лунина:

Сейчас так сформулированы условия задачи, что ребенок вообще не понимает, что это такое прочитал. Или, предположим, даже правила русского языка - это просто невозможно, дети не понимают. Кто-то зубрит, а чаще всего нужно понять, что это такое.

Сейчас так сформулированы условия задачи, что ребенок вообще не понимает, что это такое прочитал. Или, предположим, даже правила русского языка - это просто невозможно, дети не понимают.

М. Рулик:

Как стишок: зачитал, а смысла того, что он прочитал, у него в голове не остается. Самое ужасное - это задачи, они действительно читают задание к тому, что им нужно сделать, уже подрощенные дети, которые должны самостоятельно выполнять контрольную или тестирование. А что делать дальше - он теряется. Это тоже к логопеду?

А. Лунина:

Тоже к логопеду, причем есть такие люди, которые читая вслух тяжело понимают смысл. У меня, например, на занятиях ребенок читает красиво, с выражением. Я думаю, ну сейчас мне все перескажут. А он двух слов связать не может: «Я вообще не понял, о чем, я даже не задумывался, о чем читал», потому что все внимание было направлено на чтение.

А. Лобанихин:

На акценты.

А. Лунина:

Да, и на выразительность. «Я не понимаю. Если Вы хотите, чтобы я Вам рассказал, о чем я прочел, подождите, я про себя сейчас быстренько прочитаю и потом перескажу». И действительно пересказывает. Просто иногда нужно про себя прочитать и понять. Но с этим работает логопед очень успешно.

А. Лобанихин:

Если эта проблема не решается какой-то период - все же мы наращиваем свои мощности, то про него проконсультироваться?

А. Лунина:

Да, здесь тоже важно знать, когда. В начале второго класса дети начинают только расписываться, дайте какую-то возможность ребенку немножко расписаться и посмотреть. В середине второго класса, если все-таки ошибки на письме сохраняются - пропуски, замены, грязь, кстати, почерком тоже занимается логопед, потому что тяжелые речевые нарушения, которые могут переходить в дальнейшем на ошибки в письменной речи, сопровождаются нарушением моторики, не только артикуляторной, но и мелкой моторики пальцев рук. Поэтому грязь при письме тоже может говорить о том, что вот она, проблема, которую тоже решает логопед, занимается моторикой, чистописанием. Если грязь, ребенок устойчиво не соблюдает правила, которые уже 100% знает - к логопеду. В третьем классе, если сохраняются ошибки, это точно с логопедом занимаемся. В пятом классе - милости просим, в девятом классе - милости просим.

М. Рулик:

К сожалению, наше время подходит к концу, но зато мы к концу передачи поняли, что не то, что в 4 года к логопеду, как часто бытует такая мысль у родителей, а не поздно никогда - и в 5, и в 6, и в 10 классе. И никогда не рано - и в 2 месяца можно обратиться за консультацией и успокоиться.

А. Лунина:

И за помощью. Мы действительно помогаем. Я хочу сказать родителям школьников, которые пишут с ошибками: замечательный метод, про который сейчас забывают в наших школах или просто не имеют возможности и времени его использовать - это орфографический метод чтения. Когда ребенок начинает читать, он проходит через этот период, то есть как слово написано, так он его прочитывает. Вернитесь к этому. Если ребенок пишет с большим количеством орфографических ошибок, почитайте текст орфографическим методом, то есть как написано, так и произносится. Очень хорошо помогает.

А. Лобанихин:

Спасибо большое, Анна Викторовна. На этом мы вынуждены закончить нашу беседу. Спасибо большое, всем всего хорошего.

А. Лунина:

Возрастные нормы речевого развития детей

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, постараемся дать краткий ответ.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»

Звукопроизношение . В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» ( ). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л"], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас . Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь . Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное - появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год - это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение (см. «Речевое развитие детей 2-3 лет»). Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», как «тематура» и т.д. Но это относит ся к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, по с ударением - тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Речевое развитие детей 4-5 лет

На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение . Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша.

В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса . Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас . Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка - балка, мишка - мышка).

Грамматический строй речи еще формируется, по этому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предло жении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением - тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Связная речь. Д ети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2-3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Развитие речи , умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение . К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас . После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память - основа пополнения словаря - в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево - дерева, карандаши - нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Речевое развитие детей 6-7 лет

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа . Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.

Словарный запас . Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.

Грамматический строй . Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать - ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.

Елена Сонина
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Речевые трудности у детей

1. Ребёнок не говорит совсем.

ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА – НЕ ПРОСТО

ЗАПАЗДЫВАНИЕ – ЭТО СИГНАЛ О

РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!

Необходимо обратиться к ЛОГОПЕДУ за консультацией!

2. Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого, долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т. п.

3. Говорит, как маленький.

4. Невнятная речь.

5. Не хочет говорить.

6. В речи появились запинки.

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребёнка могут помочь в этом специалистам.

Ребёнок и речь

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска адаптации в школе.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:

Достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;

Были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;

Формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

Способность говорить;

Способность понимать сказанное.

К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает:

Самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

Звуковой формой слов;

Значением слова;

Грамматическим строем речи.

Помимо правильного оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.

Как ребёнок учится говорить?

Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это,

несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, а каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по их аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.

НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ

После года развитие речи идёт стремительно. В это возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов, по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, а в 2 года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.

На третьем году жизни дети рассматривают в книгах картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают слова большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двусложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.

К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться регулятором поведения.

НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырём годам примерно 2000 слов.

К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т. д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.

В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребёнка по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социально не зрелого, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. Становится возможным установление причинно – следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.

Публикации по теме:

Формы и способы формирования речевого развития у детей дошкольного возраста «Актуальность» В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение,.

Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект Актуальность: ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Консультации для родителей детей с ОВЗ: «Особенности речевого развития ребенка дошкольного возраста» Нарушения речевого развития – одна.

Консультация для педагогов «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР» Консультация для педагогов: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР». Нарушение речи – достаточно распространенное.

Консультация для родителей «Нормы речевого развития детей дошкольного возраста» Данные консультации размещаю в информационные уголки для родителей детей разных возрастных групп детского сада. Консультация для родителей.

Вам также будет интересно:

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт
Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу...
Как приготовить шницель из курицы на сковороде
;Хотите порадовать любимых и родных чем-нибудь вкусным? Приготовьте шницель из куриной...
Вертута из дрожжевого теста с брынзой
Ветрута - традиционный молдавский пирог из вытяжного теста. Именно благодаря ему выпечка...
Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть
Домашний сонник Коса, косить к чему снится Если сновидцу снится коса или ему приходится...
Сонник: к чему снится коса
приснилась коса (косить)Увиденная во сне коса, сигнализирует о возможном нарушении ваших...