Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста. Сущность идеомоторной тренировки в следующем. Представляя движение, спортсмен как бы видит себя со стороны. Способность видеть себя со стороны является немалым подспорьем для подготовки спортсменов, и эту способность необходимо развивать. Некоторые спортсмены лучше представляют себе фиксированные образы, чем движения в целом. В добавление к мысленному представлению своих движений путем визуальных представлений большинство спортсменов используют и мысленную самооценку кинестетических ощущений, связанных с воспоминанием о выполнении того или иного движения.
Идеомоторная тренировка включает тщательное целенаправленное изучение и повторение одного образа при целой серии представлений.
Визуальные и кинестетические мысленные представления реальных движений рекомендуется использовать гимнастам, акробатам, поскольку для них очень важно уметь осознавать и представлять себе точное положение своего тела в пространстве в любой момент действия. Мысленное повторение применяется для того, чтобы помочь спортсменам путем воспроизведения зрительных и кинестетических представлений лучше усвоить особенности техники выполнения сложного движения.
Достижению успеха в идеомоторной тренировке способствуют следующие факторы: идеомоторная тренировка должна осуществляться только в состоянии активной деятельности; мысленно движения должны воспроизводиться в точном соответствии с ритмом реальных действий.
Техническое мастерство спортсмена во многом зависит от того, как он умеет пользоваться закономерностями, которым подчиняется процесс представления. Закономерности:
1. Чем точнее мысленный образ движения, тем точнее выполняемое движение.
2. Идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения связан с мышечно- двигательными ощущениями спортсмена.
3. Эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, когда они облекаются в точные словесные формулировки.
4. При разучивании нового движения надо представлять его исполнение в замедленном темпе.
5. При овладении новым движением следует представлять его в той позе, которая близка к реальному выполнению этого движения.
6. Во время идеомоторного представления движения оно начинает осуществляться настолько сильно и явственно, что спортсмен начинает невольно двигаться.
7. Перед выполнением упражнения не следует думать о конечном результате.
19.Психологические основы тактической подготовки спортсмена. (20) Соревновательная борьба в спорте осуществляется с помощью широкого круга разнообразных тактических действий, которые можно разделить на три классификационные группы: 1) действия по тактическому анализу, прогнозированию и программированию; 2) двигательные действия; 3) действия соревновательного поведения. Все три вида действий выступают в единстве, находятся в тесной взаимосвязи взаимозависимости, и поэтому их раздельное рассмотрение носит во многом условный характер, хотя каждый из видов действий и имеет относительно самостоятельное значение. Тактическая деятельность - это решение задач, возникающих в процессе контрдействия с соперником. Факторы, влияющие на процесс тактической деятельности и на ее эффективность, можно разделить на объективные и субъективные. Среди объективных факторов - собственно структура тактической деятельности, содержащая наиболее существенные элементы, которые могут быть определенным образом увязаны в систему. Основные элементы этой системы – тактические действия и операции. Субъективные факторы – это те индивидуальные особенности спортсмена, которые непосредственно определяют эффективность тактической деятельности, а также особенности индивидуального стиля соревновательной деятельности, который больше проявляется в ее процессуальных, а не результативных характеристиках.
Тактические задачи, которые возникают в ходе противоборства соперников, соответствует определенным условиям борьбы; сами эти условия, с точки зрения психолога, в отношении тактической деятельности составляют проблемную ситуацию.
Необходимо отметить, что понятия «проблемная ситуация» и «задача» в общей психологии и психологии спорта несколько различаются. Это объясняется спецификой спортивной деятельности, для которой трудно найти аналог в других видах деятельности. В тактической деятельности можно выделить скрытый период действия и открытый период действия.
Под скрытым периодом подразумеваются процессы, происходящие в сознании спортсмена и направленные на реализацию тактического мышления, а именно: наблюдение за возникающей ситуацией, определение тактической задачи и ее решение.
Задачи в спорте решаются на фоне непрерывного изменения условий борьбы по ходу самого решения, при необходимости его реализации в ограниченное время, при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем психических качеств в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики. Перцептивные качества обеспечивают все операции, связанные с восприятием информации, интеллектуальные - с оценкой обстановки и принятием решения, психомоторные -с осуществлением этого решения, несмотря на противоборство соперника. В тактической деятельности особую роль играет прогнозирование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и. средств решения тактической задачи и их умелое использование при сбивающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления. Иногда правильное, казалось бы, решение не дает нужного эффекта, если оно принято без учета того, что в данный момент спортсмен, скажем, сильно возбужден и поэтому не может выполнить действие, требующее хладнокровия и ювелирной точности. Таким образом, тактика в спорте заключается в умелом использовании спортсменом технических приемов на основе знаний о намерениях соперника благодаря правильной оценке ситуации и принятию эффективного тактического решения с учетом собственных физических и психических возможностей. Тактическая деятельность спортсмена представляет собой реализацию специальных двигательных навыков, адекватных конкретной ситуации противоборства, в форме определенных тактических действий и технических навыков.
20.Особенности тактического мышления спортсмена, методы его совершенствования(по виду спорта) Тактическое мышление – это мышление, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач. Для тактического мышления спортсмена характерно, что оно протекает неотрывно от моторных действий и непосредственного восприятия наглядных образов и явлений в условиях жесткого лимита времени, в процессе интенсивных физических напряжений, на фоне разнообразных переживаний и с учетом степени вероятности ожидаемых событий.
Таблица. Особенности тактического мышления спортсмена
№ п/п | Особенности тактического мышления | Характеристика |
Наглядно-образный характер мышления | При решении тактических задач мышление спортсмена основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Оно носит конкретный характер и связано с восприятием действий соперников и партнеров и всей ситуации спортивной борьбы | |
Действенный характер мышления | Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Нередко спортсмен находит правильное решение не путем предварительного продумывания, а в ходе самого действия | |
Ситуационный характер мышления | Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно | |
Быстрота мышления | Обусловлена жестким лимитом времени для выполнения тактических действий | |
Гибкость мышления | Спортсмен должен уметь перестраивать намеченный план тактических действий: подметив изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение | |
Целеустремленность мышления | Означает умение спортсмена концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых решений. Целеустремленность тесно связана с развитием воли | |
Самостоятельность мышления | Спортсмен должен уметь решать тактические задачи самостоятельно: принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию | |
Глубина мышления | Проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях | |
Широта мышления | Заключается в умении постоянно держать под контролем большое число связей и отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом используются данные, как собственного опыта, так и других источников | |
Критичность мышления | Это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задач, это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий |
И деомоторные движения – это телесные движения, которые совершаются человеком посредством , т.е. их представления на своём ментальном экране. Это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка.
Установлено и многократно подтверждено, что чем чаще представлять, воображать выполнение двигательного навыка (например, бросок мяча, танцевального движения и т.д.), тем быстрее его можно освоить и лучше исполнить. Такой эффект возникает за счет микросокращений мышц во время мысленной «репетиции».
Идеомоторная тренировка используется в спорте, в искусстве, в других профессиональных областях, а также для реабилитации лиц, перенёсших инсульт, при других поражениями опорно-двигательного аппарата (переломы, параличи и пр.). Она может применяться на любом этапе обучения – при освоении навыка и его совершенствовании.
Ментальные тренинги включены в тренировки всех высококвалифицированных спортсменов. Так тренировались Пеле, Мухамед Али, Жан-Клод Килли, Елена Исинбаева и другие.
Принципы, которые повысят эффективность занятий
Образы,
воображаемые при идеомоторной тренировке, лучше представлять от первого лица,
когда человек воображает, «мысленно репетирует», свои действия и ощущения –
зрительные, слуховые, тактильные. Такая ментальная тренировка будет более
эффективной, чем представления своих действий от третьего лица, когда человек
видит себя со стороны, словно на экране телевизора.
Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались
предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Представления должны
быть сознательными и использоваться активно.
Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.
7 важных принципов
1. Ч ем точнее мысленный образ движения, тем точнее и "чище" это движение будет выполнено физически в реальности.
2. И деомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.
3. И сследования доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае подсказывает практика.
4. Н ачиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.
5. П ри овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.
Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче "связываться" с исполняющим аппаратом - опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый техническийэлемент.
6. В о время идеомоторного промысливания движения человек может невольно двигаться. Это говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их "ведет".
7. Н
еправильно думать о конечном результате непосредственно перед
выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.
Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она
вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата.
Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть
в "десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех
технических элементах, без выполнения которых попасть в "десятку"
просто невозможно. Поэтому он и не попадает.
Тренируйтесь часто и понемногу
При тренировке моторных навыков оптимальное число повторений – от 3 до 5. Очень сложные комплексные движения может быть целесообразным активно и подробно воображать однократно. Множественные мысленные повторения действий утомляют нервные центры; из-за этого кинестетические образы теряют ясность и становятся беспорядочными. В течение одного занятия лучше делать несколько подходов с малым количеством повторений.Освоив идеомоторную тренировку, Вы:
Повысите концентрацию внимания;
- приобретете уверенность;
- сможете управлять своими эмоциональными реакциями во время выступлений, - соревнований;
- сможете с помощью своего воображения
тренировать необходимые навыки и умения;
- получите возможность снимать боль и
ускорять восстановление после травмы;
- сможете перевоплощаться в образ, который
ассоциируется у вас с победителем;
- находить и корректировать технические ошибки;
- настраиваться перед выступлением.
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- основные системы зрительного восприятия движения;
- афферентную и эфферентную теории восприятия движения;
- основное содержание экологического подхода к восприятию движения;
- понятие биологического движения;
- основные виды иллюзорного движения и возможности их объяснения;
уметь
описывать процессы восприятия как активный процесс анализа и синтеза перцептивного образа;
владеть
основным понятийным аппаратом классической психологии восприятия движения, экологического подхода к восприятию движения и понятийным аппаратом теории биологического движения.
Восприятие реального движения и проблема стабильности видимого мира
Если бы наши глаза были неподвижны, перемещение проекции предмета по сетчатке могло бы однозначно свидетельствовать о движении предмета. Однако глаза человека могут совершать движения, например, отслеживая движущийся объект. Если же глаза будут отслеживать движение предмета, проекция этого предмета на сетчатке окажется неподвижной. Напротив, если глаза движутся, то проекция неподвижного объекта на сетчатке будет перемещаться. Возникает вопрос: благодаря каким механизмам зрения мы все же узнаем о движении предметов и не принимаем неподвижные предметы за перемещающиеся в пространстве?
Этот вопрос ставит перед нами очень важную психологическую проблему, имеющую самое непосредственное отношение к свойству восприятия, которое мы в первой главе обозначили как константность восприятия. Когда говорят о константности восприятия, выделяют по меньшей мере два аспекта ее исследования – константность в узком смысле этого слова и константность в широком смысле. Обсуждая вопросы, связанные с восприятием цвета, мы уже говорили об узком значении термина "константность". Говоря о проблеме восприятия движения, мы сталкиваемся с проблемой константности в широком смысле этого слова. Речь идет уже не просто о константности, а о стабильности воспринимаемого мира. Воспринимаемый нами мир оказывается относительно стабильным и независимым от нашей собственной двигательной активности в нем. Человек способен различить свою собственную двигательную активность и движения в окружающем мире, которые не зависят от него. Каким образом система восприятия различает собственные движения наблюдателя и движение объектов в окружающем мире?
В связи с такой постановкой вопроса известный американский психолог, автор многочисленных работ по психологии восприятия Ричард Грегори (1923–2010) предложил говорить о существовании двух относительно независимых друг от друга системах восприятия движения, которые, тем не менее, тесно взаимодействуют друг с другом, – системе "глаз – голова" и системе "изображение – сетчатка" (Грегори, 1970, рис. 6.1).
Рис. 6.1. Две системы восприятия реального движения: а) система "изображение – сетчатка"; б) система "глаз – голова"
В системе "глаз – голова" движение объекта определяется следящими движениями глаз. В системе "изображение – сетчатка" движение объекта определяется смещением возбуждения рецепторов, расположенных на сетчатке. Предполагается, что перцептивные центры, ответственные за восприятие движения, собирают информацию от этих двух систем восприятия движения и сравнивают ее, оценивая информацию о движении.
Для того чтобы объяснить процессы возможного взаимодействия информации, поступающей от этих двух источников, в психологии еще в XIX в. были предложены две конкурировавшие между собой теории восприятия реального движения. Различие этих теорий заключается в том, как в них определяется источник информации о движении глаз. Одна утверждала, что источник находится в самих глазных мышцах. Расположенные в мышцах рецепторы, их можно назвать проприоцепторами, чувствительны к степени напряжения и расслабления глазных мышц. В связи с этим они могут посылать сигналы в центр восприятия движения, куда также поступают сигналы и от фоторецепторов сетчатки. Эта теория получила название афферентной (рис. 6.2). Ее автором считается известный английский физиолог Чарльз Шеррингтон (1857–1952).
Рис. 6.2.
Другая теория исходит из того, что источником информации о движении глаз являются сами нервные сигналы, обеспечивающие это движение. Предполагается, что сигналы, поступающие к мышцам глаз от моторных центров, одновременно передаются, копируются в перцептивный центр, где формируются представления о движении на основе сравнения этих двигательных копий с информацией, поступающей от фоторецепторов сетчатки (рис. 6.3). Эта теория, получившая название эфферентной, или теории моторных копий, впервые была предложена немецким физиологом Германом фон Гельмгольцем (1821–1894) и развита уже в XX в. в работах другого немецкого физиолога Э. фон Хольста.
Афферентная теория восприятия движения не получила широкой поддержки в качестве основной теории. Дело в том, что она постулирует довольно медленные физиологические механизмы. Маловероятно, что система, работающая по такому принципу, могла бы оказаться достаточно гибкой и отзывчивой. Если такие механизмы оценки движения и существуют, они вряд ли достаточны для точной оценки движения. К тому же имеются факты, однозначно свидетельствующие против этой теории в пользу эфферентной теории восприятия движения.
Один из таких фактов был отмечен еще в работах Г. Гельмгольца. Он связан с пассивным надавливанием на глазное яблоко. Если вы попробуете это сделать, осторожно надавив на один свой глаз, закрыв при этом второй, вы обнаружите смещение картины окружающего мира – появится четкое ощущение движения мира вокруг вас. Именно это и предсказывает теория моторных копий. Афферентная теория объяснить этот феномен не в состоянии. Действительно, в данной ситуации задействована с точки зрения теории моторных копий только система "изображение – сетчатка". От нее поступает сигнал о смещении возбуждения в определенном направлении. При этом от самих двигательных центров никакой информации о движении глаз наблюдателя не поступает. Афферентная теория, напротив, утверждает, что в данной ситуации должны быть задействованы обе системы. Информация о смещении возбуждения на сетчатке должна быть дополнена информацией от глазных мышц. Таким образом, афферентная теория в отличие от эфферентной никакого движения не предсказывает.
Рис. 6.3.
Другим важным фактом, свидетельствующим в пользу эфферентной теории, являются опыты, проведенные Э. Махом на самом себе (Мах, 1905). Вместо того чтобы пассивно смещать глазное яблоко, он решил его, напротив, обездвижить. Для этого он воспользовался мягкой оконной замазкой. Каждый может легко вслед за Э. Махом воспроизвести эти опыты в полевых условиях. Чтобы обездвижить глаз, необходимо отвести его в сторону до предела и зафиксировать в этом положении с помощью мягкой оконной замазки, стараясь не повредить роговицу. Теперь нужно закрыть второй глаз и попытаться перевести взгляд в другую сторону. Так как глаз зафиксирован в одном положении с помощью замазки, это оказывается невозможным. Если вы на самом деле попытаетесь повторить вслед за Э. Махом этот простой опыт, вы, должно быть, как и он, обнаружите, что окружающий вас мир пришел в движение: "Одна только воля, одно только желание смотреть направо даст, следовательно, изображениям на определенных местах сетчатки большее "правое значение", как можно было бы выразиться для краткости" (Мах, 1905). В этом нет ничего удивительного с точки зрения эфферентной теории, или теории моторных копий. Система "изображение – сетчатка" не передает никакой информации о движении, однако такую информацию сообщает система "глаз – голова" – сигналы, которые вы направляете обездвиженным глазам, тут же передаются в перцептивный центр, ответственный за обнаружение движения. В то же время этот результат невозможен с точки зрения афферентной теории – ведь вообще никаких сигналов ни от сетчатки, ни от глазных мышц в перцептивный центр не должно поступать.
Несмотря на то что эфферентная теория получила поддержку в экспериментальных демонстрациях уже очень давно и значение ее признано, есть основания все же полагать, что она, так же как и афферентная теория восприятия движения, оказывается неверной. И – самое главное – неверной, по-видимому, является сама постановка проблемы восприятия движения так, как она была описана в этом параграфе.
Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не вполне выяснена. В чем сложность данного вопроса?
Восприятие движения - это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Восприятие движения имеет жизненно важное значение. Для иных животных движущиеся объекты служат сигналами опасности или потенциальной пищи и вызывают быструю ответную реакцию. Некоторые особенности эволюционного развития зрительной системы сохранились в строении сетчатки человеческого глаза: периферические отделы сетчатки чувствительны только к движению. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.
Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестезический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Человек может получать сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственно воспринимая акт перемещения и на основе умозаключения о движении объекта, который некоторое время находился в другом месте. Движение воспринимается непосредственно, если скорость движущегося объекта такова, что за единицу времени он проходит расстояние не меньше, чем могут различить глаза при данной остроте зрения и дистанции наблюдения. В противном случае мы воспринимаем не само движение, а лишь его результат. Таково умозаключение о движении минутной и часовой стрелок в часах.
С помощью зрения мы можем получать информацию о движении объектов двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. В первом случае, когда глаз остается относительно неподвижным, движущийся объект вызывает на сетчатке быстро перемещающиеся изображения. При этом изображение объекта на сетчатке не только перемещается, но и все время изменяется. Однако мы воспринимаем объект не как серию изображений, каждое из которых представляет объект в несколько ином положении, а как один и тот же объект, находящийся в состоянии движения.
На этом основании можно было бы заключить, что для восприятия движения необходимо перемещение зрительных изображений по сетчатке глаза. Аналогичное перемещение изображений по сетчатке возникает и тогда, когда мы переводим взор, скажем, из одного конца комнаты в другой. Однако в этом случае у нас не возникает ощущения движения окружающих предметов. Когда человек ходит по комнате, то, несмотря на перемещение изображений по сетчатке глаза, он воспринимает комнату как неподвижную, а себя как движущегося. (При наличии повреждений в вестибулярном аппарате подобной корректировки не производится и человеку при его движении кажется, что весь мир движется вокруг него.)
Второй возможный способ восприятия движения - прослеживание взором за движущимся объектом. При этом изображение движущегося объекта остается более или менее неподвижным относительно сетчатки, однако мы все-таки видим движение объекта. Очевидно, что прослеживающие движения глаз могут дать восприятие движения и при отсутствии сигналов, перемещающихся по сетчатке.
Но, как было сказано выше, само по себе смещение изображений на сетчатке в результате произвольных движений глаз не вызывает впечатления движения. При пассивных движениях глаз, которые можно вызвать, закрыв один глаз рукой, а другой осторожно сдвигая пальцем, напротив, мир будет казаться движущимся в направлении, противоположном направлению пассивного движения глаза. Значит, стабильность видимого мира обеспечивается не пассивными, а произвольными движениями глаз. В клинической практике при наличии каких-либо нарушений глазных мышц или их нервного аппарата у больных, когда они пытаются двигать глазами, появляется ощущение вращения видимого мира. Перемещение сетчаточных образов становится сигналом движения лишь в том случае, когда человек не получает кинестезических раздражений от движений глаз и головы и ощущает неподвижность собственного тела.
Возможны случаи, когда субъект приписывает движения как окружающим предметам, так и самому себе. Если наблюдатель идет или бежит, он получает огромное число кинестезических и других сигналов, и это спасает его от ошибок. Иное дело, когда он едет в машине или летит на самолете. Тогда основным источником информации становится зрительный анализатор, и эта информация нередко бывает двусмысленной. Например, когда человек сидит в неподвижно стоящем поезде и видит в окно, как мимо идет другой поезд, то сначала наблюдателю кажется, что движется его поезд. Однако отсутствие ощущений вибрации и толчков через некоторое время убеждает человека в обратном.
При длительной фиксации взором движущихся предметов возникает отрицательный последовательный образ движения. Так, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда перевести взгляд на неподвижные предметы, находящиеся внутри вагона, то покажется, что они движутся в обратном направлении.
Различают движения действительные и кажущиеся. Кажущееся движение окружающих предметов ощущает человек утомленный или находящийся в состоянии опьянения.
Примером кажущегося движения является и стробоскопическое движение, на принципе которого основан кинематограф. Известно, что глаз обладает свойством инерции, которое состоит в том, что зрительное ощущение возникает не сразу, с началом действия раздражителя, и исчезает также спустя некоторое время после окончания действия раздражителя. Благодаря этой способности глаза сохранять в течение некоторого времени произведенное на него световое воздействие, мы видим в кино, при смене 24 кадров в секунду, не серию мелькающих картин, а некоторое устойчивое изображение. При этом впечатление движущегося предмета возникает в результате последовательного восприятия отдельных положений предмета, отделенных друг от друга как некоторым пространственным промежутком, так и некоторой временной паузой.
В лабораторных условиях кажущееся движение исследуют с помощью двух источников света, которые включаются последовательно один за другим. При соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включениями можно видеть движение светового пятна от первого источника света ко второму. Это явление получило название "фи-феномен", т. е. феноменальное, существующее только в восприятии, движение.
Восприятие движения возможно с помощью слухового анализатора. При этом слышимая громкость звука усиливается при приближении к нам источника звука и ослабевает при его удалении.
Ведь можно предположить, что восприятие движения предметов обусловлено перемещением изображения по сетчатке глаза. Однако это не совсем так. Представьте себе, что вы идете по улице. Естественно, изображения предметов перемещаются по вашей сетчатке, но вы не воспринимаете предметы как движущиеся, -- они находятся на месте (это явление называется константностью положения).
Почему же мы воспринимаем движение материальных объектов? Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом. Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движении глаз весьма сложен и противоречив. Будет ли человек в состоянии воспринимать движение, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза? Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых с помощью специальной замазки, не позволяющей поворачивать глаза. Однако у испытуемого возникало ощущение движения предметов (иллюзия перемещения предметов) каждый раз, когда он пытался повернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не движение глаз, а попытка двигать глазами, т. е. для восприятия движения важна не афферентная информация о движения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).
Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз, мы воспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, например если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих фазы движения объекта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальная пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 с. Следует отметить, что на стробоскопическом эффекте построено восприятие движения в кинематографе.
В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Механизм использования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний предмета и множество других косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет.