Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Сонник: к чему снятся овощи

Сонник толкование снов дверь

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Запеканка в мультиварке творожная с манкой

Замы Министра обороны РФ: имена, звания, достижения Кто руководит и управляет вс рф

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

Традиции и обычаи саамов кольского полуострова. Свадебные обряды саамов

Слайд 1

Слайд 2

Саа́мы (саа́ми, лопари, лапла́ндцы) малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их лопари, лопляне или лопь от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».

Слайд 3

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек, из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 15 до 25 тысяч, в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек.
Население

Слайд 4

Немного истории
До XVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с XVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов (так называемых горных саамов) ведущим занятием. Традиционное хозяйство саамов на морских побережьях, особенно в Норвегии, основано на промысле сёмги летом и осенью и трески весной (так называемые морские саамы), во внутренних районах Швеции и Финляндии - на речном рыболовстве, охоте и пушном промысле (речные саамы).

Слайд 5

Занятия саамов
Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные саамы заняты в оленеводстве (в скандинавских странах и Финляндии число занятых в оленеводстве составляет не более 20%, в России - около 13%), рыболовстве, молочном животноводстве, других нетрадиционных отраслях. Значительная часть саамов живёт в городах.

Слайд 6

Жилище
Традиционным переносным жилищем саамов при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой оленьими шкурами, - кувакса у Кольских, кота - у скандинавских саамов. Другое традиционное жилище (вежа, кота) - непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном.
кувакса

Слайд 7

Быт
Пол выстилался ветками и поверх них - оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки - отверстие для выхода дыма. Зимнее жилище у скандинавских саамов - тупа, у Кольских - пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Слайд 8

Одежда
Традиционная мужская и женская одежда - юпа (куфт): прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали широким кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты.

Слайд 9

Флаг саамов
Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный Флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Слайд 10

У саамов каждая точка и каждый знак что-нибудь означает. Магическими цифрами считаются 3,7,11. Используют саамы пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный; Красный – цвет жизни. Жёлтый – знак огня. Зелёный – тундра. Синий – цвет моря, неба. Чёрный – цвет смерти, саамы его не используют и не носят.
Саамская символика

Слайд 11

Рождённые летом, Ваш цвет – красный, ведь у саамов лето соответствует красному цвету брусники. Рождённые зимой, Ваш цвет– синий, как ягода черника. Рождённые осенью, Ваш цвет жёлтый, как ягода морошка. И наконец – весна. Ваш цвет зеленый, как мох.
А ещё у саамов каждое время года тоже соответствует разному цвету

Слайд 12

Саамский национальный костюм
Обычно мастера располагают орнаменты на вороте, плечах, поясе, рукавах и подоле, закрывались все открытые места. Чтобы защитить жизненно важные органы – грудь, живот делали, так называемые, устрашающие знаки или как вот в этом случае печок украшен оберегами, низ украшался земельными знаками. Делали это для того, чтобы злые духи не проникали через открытые места в одежде.

Слайд 13

Головной убор
Шамшура – головной убор замужней женщины, выполняется из бересты, обтягивается красным сукном, расшивается бисером.

Слайд 14

Саамские узоры
Саамский народный орнамент создаётся вышивкой бисером. Его отличает изящная простота, строгость узора. Мотивы вышивок состоят из вариаций простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружий, зигзагов.

Слайд 15

Саамы
Саамский народ – необычайно суеверный народ, владеет элементами колдовства, но вместе с тем – дружелюбный и трудолюбивый. Исторически художественное творчество саамов – оленеводов, охотников, рыболовов – связано с их полукочевым бытом, определившим круг необходимых для пользования вещей. Искусство северных народов образно называют Искусством, рождённым на снегу. На севере, где большую часть года земля покрыта снегом, глазу человека особенно необходимо разнообразная игра красок.

Слайд 16

Саамская поэтесса Эльвира Галкина
Бусинка к бусинке ровненько ляжет Чётким узором на ярком сукне. Каждый узор подробно расскажет О мастерстве на снегу, при луне. Четыре цвета – шамшура готова. Красный цвет – жизни и очага. На нём крупинки голубого Это - озёра, реки - вода. Жёлтый ласкает и радует глаз, Это луч солнца просунулся в щель. Дополняет узор белый снег, как алмаз Засыпаны им берёзы и ели… Пусть предки не знали тогда букварей, Их мысли и разум – в тех чётких узорах, В них – красота и жизнь самих лопарей, А сколько в них солнца! А сколько простора!

March 20th, 2018

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.

Лапландцы - один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название - саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного - около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего - в России. У нас их осталось около 1900 человек.

Фото 3.

Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).

Фото 4.

Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту - рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.

Фото 5.

Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Фото 6.

И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.

Фото 7.

Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.

Фото 8.

Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади:-) Вот примерно так:

Фото 9.

Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.

Фото 10.

А что это под ногами тут валяется:

Фото 11.

А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.

Фото 12.

Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.

Фото 13.

Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков - «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа - лапландцы, и название страны - Лапландия.

Опять кролики под ногами...

Фото 14.

Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой...

Фото 15.

Еще кролики...

Фото 16.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.

Фото 17

Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.

Фото 18.

Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.

Фото 14.

Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.

Фото 15.

В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии - там на нем говорят 400 саамов.

Фото 16.

Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.

Фото 17.

Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!

Фото 18.

Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?

Фото 19.

Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.

Фото 20.

А многие просто готовы забрать их с собой.

Фото 21.

Фото 22.

В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.

Фото 23.

Вот еще красавец!

Фото 24.

Фото 25.

Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.

Фото 26.

Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.

Фото 27.

То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.

Фото 28.

Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.

Фото 29.

И все смотрят и смотрят...

Фото 30.

Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.

Фото 31.

Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. - европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания - на западе и востоке полуострова.

Фото 32.

Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.

Фото 33.

В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.

Фото 34.

А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.

Фото 35.

Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.

Фото 36.

Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.

Фото 37.

Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Фото 43.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.

Фото 44.

Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.

Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.

Фото 53.

А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.

Фото 46.

Тянули, тянули... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.

Фото 47.

Опять кролик под ногами...

Фото 48.

Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Фото 49.

Еще кролик...

Фото 50.

А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.

Фото 51.

Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?

Фото 52.

Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.

Фото 38.

Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане тепле и с банькой:-)

Фото 41.

В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.

Фото 42.

Вот такой кадр: тишина и безмятежность.

Фото 54.

Тут фотки в большом формате -

На территории России есть много небольших народов, которым даже в эпоху глобализации удается сохранять свою самобытность. Они чтут свои традиции, до сих пор продолжают поклоняться тем же богам, что и их предки, ведут во многом первозданный образ жизни. Одним из таких народов являются саамы, которые живут на Кольском полуострове. Ежегодно сюда приезжают туристы из разных городов, чтобы ближе познакомиться с этим удивительным этносом. Известной достопримечательностью является настоящая саамская деревня в Мурманской области, где находится музей «Самь сыйт». Здесь расскажут и покажут, как живут настоящие саамы. Посетителей ждет много интересного

Кто такие саамы

Саамы - небольшой народ, принадлежащий к группе финно-угров. Представители саамов проживают на территории четырех государств - России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Общая численность народа составляет около 50 000 человек, но в России их довольно мало - менее двух тысяч. Проживают они преимущественно на Кольском полуострове. Для широкой публики самой известной является саамская деревня в Мурманской области, куда местные приглашают гостей и где оборудовали традиционные жилища для показа туристам.

Происхождение и родственные народы

Как уже писали, саамы имеют родственников в соседних Сами себя они называют саами (самь), что имеет очень много общего с финским обозначением В древние времени славяне называли их лопарями. Этнологи утверждают, что именно от этого название произошла Лапландия. Какое значение имело бы это слово сейчас, к сожалению, достоверно неизвестно. Одной из версий является обозначение народа, который живет далеко, так как Lappe на финском и эстонском обозначает «дальний», «последний».

Упоминания о жителях этих земель встречаются в воспоминаниях путешественников еще в XVI веке.

В начале XX века Русским географическим обществом была организована большая экспедиция в земли саамов с целью изучения быта, культуры и истоков этого этноса. В 1927 году несколько ученых отправились узнать, где расположена саамская деревня. В Мурманской области обнаружилось несколько таких объектов. Свои наблюдения они впоследствии опубликовали. Был собран очень ценный материал об этом народе. Во второй половине XX века были даже опубликованы саамские сказки, записанные со слов саамов как раз во время этой этнографической экспедиции.

Как добраться

Саамская деревня в Мурманской области лежит в глубине Кольского полуострова, и добраться до нее можно только на автомобиле. Сначала необходимо долететь (или доехать поездом) до Мурманска, а оттуда на машине по объездной дороге двигаться в сторону Санкт-Петербурга. С основной трассы необходимо повернуть в сторону Ревды и Ловозера. Учтите: несмотря на то, что дорога от шоссе асфальтированная, качество покрытия очень посредственное, поэтому ехать нужно аккуратно. Многие предпочитают заказывать такси, так как все местные водители знают, где расположена саамская деревня. Мурманская область довольно большая, но ориентироваться в ней просто, так как указателей достаточно, чтобы не заблудиться. По пути к саамам открываются прекрасные виды на суровую, но очень живописную природу.

История саамов

Ученые убеждены, что саамы являются потомками народов, которые еще в древние времени заселили эти территории. Есть летописные свидетельства о том, что в Карелии живет суровый северный народ с особенными обычаями и традициями. Древние предки местных жителей даже оставили рисунки на скалах. На раскопках были найдены остатки древних орудий труда, которые были выполнены из камня.

Некоторые исследователи предположили, что саамы неким образом являются родственниками южно-сибирских народностей. На это указывает множество схожестей в языках и во внешнем виде. Возможно, когда-то эти племена жили вместе, но в силу неизвестных нам причин разделились: одни ушли, а вторые предпочли остаться. Теперь об их жизненном укладе рассказывает потомкам лишь саамская деревня в Мурманской области, вернее, ее обитатели.

Религиозные убеждения

Саамы изначально были язычниками. В их верованиях есть много общего с религиозными убеждениями саамов в Скандинавии, но есть и свои особенности.

У саамов очень силен промысловый культ и культ предков. У каждого из видов промысла - рыболовства, охоты и оленеводства - есть свой дух-хозяин, который защищает от недугов и помогает в работе. Широко распространено жертвоприношение животных, чтобы задобрить духов и обеспечить их благосклонность.

Особенно выделяется культ предков. Считалось, что умершие продолжают помогать своим живым родственникам, даже влияют на погоду и помогают во время охоты или промысла. Поэтому умерших задабривали, приносили жертвы и кормили.

На данный момент практически все саамы - христиане. Однако обряды сохранялись еще довольно продолжительное время. Сейчас их проводят только для развлечения туристов, которые хотят лично узнать, что такое и чем живет саамская деревня в Мурманской области. Фото таких мероприятий всегда яркие, самобытные, красочные.

Национальные праздники и обычаи

Одним из самых удивительных национальных праздников саамов являются медвежьи игрища - «Талл Сир» по-саамски. В древние времена у саамов одним из самых почитаемых зверей был медведь. Его уважали, но и одновременно боялись. В конце XX века по решению Национального культурного центра Талл Сир был возрожден. В рамках праздника имитируется а также проводятся спортивные состязания между самыми смелыми и ловкими саамами.

Также возрождаются традиции летних саамских игр. Это мероприятие включает в себя широкие народные гуляния с выступлениями этнографических коллективов. Можно быть уверенными, что в этих мероприятиях принимает активное участие и саамская деревня в Мурманской области. Отзывы и впечатления у зрителей потом остаются только самые положительные.

В городе Оленегорске также проводится ежегодный фестиваль саамской музыки. Впервые его организовали в 1996 году. В этих мероприятиях тоже активно участвует саамская деревня. В Мурманской обл. есть все условия для того, чтобы продемонстрировать во всей красе народный быт и обычаи местных аборигенов. Саамы, как и много лет назад, сами шьют свои костюмы и наряды, только теперь уже к выступлениям.

Музей под открытым небом «Самь сыйт»

В последнее время большую популярность обрел музей «Самь сыйт», где все желающие могут познакомиться с бытом и культурой саамов. Здесь регулярно проводится экскурсия в саамскую деревню. Мурманская область - это единственный регион, где саамы представлены в России.

Здесь прямо на улице стоят деревянные изображения саамских идолов. Говорят, что для исполнения заветного желания необходимо обнять изваяние, прошептать желание и задобрить его монеткой желтого цвета. Саамы искренне верят, что такое общение с духами помогает решать насущные вопросы.

Судя по отзывам, горожанам очень нравится небольшой зоопарк, где содержатся коренные представители фауны Кольского полуострова: северные голубые песцы, лисы и кролики. Последние часто гуляют по деревне сами по себе. Также там живут настоящие северные олени. Гостям обязательно покажут и расскажут подробно об этих удивительных животных, которые помогали в свое время выжить человеку в суровых природных условиях. Их даже можно покормить, что приводит в неизменный восторг детвору. Да и взрослые, судя по отзывам, остаются под впечатлением от общения с благородными красавцами. Местный оленевод готов часами рассказывать о своих подопечных, которые совершенно ручные и абсолютно не боятся человека.

На улицах деревни стоят куваксы - национальный вид жилища, в которых саамы жили и укрывались от непогоды. Посетители отмечают, что ранее не видели ничего подобного, что, впрочем, вполне понятно. Но от этого увиденное не становится менее интересным.

Развлечения

Для гостей, приехавших сюда, приготовлено много развлечений и мероприятий. Здесь можно отведать традиционное саамское угощение - жареную на огне оленину. По словам посетителей, это очень вкусное и ароматное блюдо, которое прекрасно утоляет голод после осмотра владений саамов. А какой восторг испытываешь от прогулки на Это невозможно описать словами, нужно только прочувствовать.

Рядом с деревней есть родниковое озеро «Семь ключей саамов». С ним тоже связан особенный ритуал: нужно подойти, умыться, кинуть в и поблагодарить духа озера за гостеприимство. В нем можно и искупаться, если погода позволяет.

Саамы — это немногочисленный народ, который проживает на землях Северной Европы и Кольском полуострове. Второе название — финно-угорская народность. Себя они называют кильдами, а еще к неофициальным названиям относят — лапландцев и лопарей.

Численность

Всего в мире насчитывается примерное количество саамов от 60 до 80 тыс. человек. Больше всего их проживает в Норвегии — 38 тыс. Также саамы встречаются в Швеции — 20 тыс. и в Финляндии — 6 тыс. человек. В России проживает примерно 1,8 тыс. саамов, больше всего в Мурманской области.

Языковая группа

Саамы разговаривают на родном саамском языке, а также на одном или нескольких языках прилежащих территорий. Территорию саамов называют Лапландией, но она никогда не была самостоятельным государством, а лишь разделена между такими странами:

  • Россия (Кольский полуостров);
  • Финляндия;
  • Швеция;
  • Норвегия.

Помимо этого, существует 11 разновидностей саамского языка. Только один из них считается мертвым языком, а 6 — имеет даже свою письменность. Все они входят в группу финно-угорских языков уральской семьи, но имеют особенность, потому как отличаются от других составляющих группы. Диалекты саамов:

  • западный (умеоский (ууме) и питеоский (пите));
  • северный (лулеоский (лууле));
  • южный;
  • восточный (торнеоский, кемский (кемми)), кильдинский, йокаганьгский (терско-саамский), нотозерский (колта), бабинский (аккала — вымерший язык), инари.

Письменность на основе латиницы была в саамов изначально введена, но в наше время пользуются кириллицей. Саамский язык требует поддержки в сохранении со стороны государств, в которых проживают народности, иначе они также будут на пороге исчезновения.

Происхождeниe народа

Научные исследования показывают, что саамы имеют сходство с басками и берберами, а также с сибирскими народностями. Саамы для историков остаются загадкой, потому как происхождение в саамов одно, а язык относиться совершенно к другим группам, которые не свойственны первым. Предположений и гипотез очень много, но единственное точное утверждение, что этот народ возник только в процессе слияния многих народностей, племен и общин на протяжении длительного времени, то есть веков.


Религия

Выбор религии зависит от страны проживания, традиций общин и духовного наследования. И так, в саамов встречается христианство таких форм:

  • православие;
  • лютеранство;
  • лестадианство (скандинавская разновидность лютеранства).

Также отдельное место занимает шаманство.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени. И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы. Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.

Получилась очень теплая и душевная экскурсия, несмотря на 30градусный мороз. Жаль, не догадались взять с собой коньяк с конфетами - это было бы не лишним. Спасибо Александру за поездку и занимательные рассказы, Валере и Светлане за душевное гостеприимство и погружение в культуру саами.

Платите 6000руб. только за трансфер от Мурманска(35мин) и обратно(35мин), слушаете радио «Ваня» водитель-гид молчит всю дорогу. + на месте 1500руб за вход с человека вне зависимости взрослый или ребёнок. Простое выкачивание приличных денег, только за что мы так и не поняли!!!

Сама экскурсия на месте нам очень понравилась. Светлана подробно и интересно рассказывала о жизни саамов, показала их обряды. Далее мы общались и фотографировались с оленями. Было здорово. А вот заявленный экскурсовод от трипстера Александр был просто сопровождающим, который от Мурманска не сказал ничего. Мы задавали ему вопросы, но он отвечал на них неохотно, да и информация была на уровне детского сада. Мне кажется, что он всю дорогу пытался справиться с арендованной машиной, которая вела себя неадекватно на дороге. Вывод: можно было просто нанять такси, а со Светланой связаться через интернет.

Экскурсия очень понравилась. Экскурсоводом был у нас Артем. Благодаря его знаниям и умению преподнести их окружающим, дорога до деревни и обратно прошла незаметно (хотя в одну сторону порядка двух часов на машине!!!). Получили очень много информации о крае, а также ответы на все вопросы. В самой саамской деревне было весьма занимательно и весело: поиграли, покатались на оленей упряжке, поели вкусной ухи. Рекомендую от души!!!

Программа и фотографии, представленные на сайте не соответствуют действительности

Очень гостеприимная семья саами, работа гида отличная. Зачем я шкуру оленя купила, вот в чем вопрос.

Спасибо, саамская деревня очень понравилась!

Экскурсия очень насыщенная) по территории деревни бегают зайцы, есть свой минизоопарк. Впервые не просто увидели оленей, а покормили их, погладили) Люблю этноэкскурсии, но самое приятное, когда гид - интересный рассказчик.

Владимир, большое спасибо за знакомство с саамами, их бытом и, конечно же, с оленями:)) Очень рекомендую эту экскурсию, особенно с детьми. Знакомство с трогательными оленями и катание на оленьих упряжках, и много-много домашних забавных кроликов. Море положительных эмоций! Спасибо!

79 отзывов на другие экскурсии гида

Удивительное – рядом! Край света, суровый океан, тундра и сама далёкая Териберка оказываются не так далеки. Пара часов лёта от Москвы до Мурманска, где стартует экскурсия и начинается путь к морю, который тоже не займет много времени.
И вы уже своими глазами видите знакомые по фильму пейзажи, дышите свежим морским воздухом и проникаетесь заполярной атмосферой.
Дорога – уже сама по себе интересная часть экскурсии. Интересно наблюдать как быстро меняется пейзаж, слушать рассказы гида. В самом поселке – ищешь узнаваемые локации. А на берегу – просто наслаждаешься видами окепна, северной природы и осознанием нахождения на этом самом "краю". Благо никто не дёргает, не торопит бежать на следующее место.
Организация поездки отличная. Никаких нареканий. Наполнением доволен – из того, что ждал увидел всё. Плюс неожиданный бесплатный бонус в виде проплывающего кита.)
Было приятно пообщаться с гидом о поселке, крае, его прошлом и настоящем.
Отличное приключение, день который запомнится навсегда!

Это были одни из самых ярких и запоминающихся выходных, за что отдельное спасибо волшебнику Владимиру. Экскурсия пролетела незаметно и было очень жаль расставаться. За время поездки успели посмотреть основные северные локации, совершить трекинг в горы, покататься на качелях на краю земли, увидеть водопад, потрогать северный ледовитый океан, а также съесть вкуснейшую семгу и треску на обед! Владимир невероятный рассказчик, который любит свою работу и мурманскую область. Очень редко встречаешь в людей с такими глубокими знаниями из абсолютно разных областей: от истории до археологии, от политики до искусства. Побольше бы таких профессионалов в туриндустрии! Слушали Владимира с преогромным удовольствием, было невероятно интересно и познавательно. Еще вернемся в другие туры и очень рекомендуем!

Вам также будет интересно:

Вертута из дрожжевого теста с брынзой
Ветрута - традиционный молдавский пирог из вытяжного теста. Именно благодаря ему выпечка...
Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть
Домашний сонник Коса, косить к чему снится Если сновидцу снится коса или ему приходится...
Сонник: к чему снится коса
приснилась коса (косить)Увиденная во сне коса, сигнализирует о возможном нарушении ваших...
Хлеб ржаной половина покупать во сне
Хлеб во сне является символом пищи для тела и ума. Видеть свежеиспеченный каравай – к...
Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами
Ароматный, сытный и наваристый суп харчо хорош для зимних обедов, когда за окном мороз и...