Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Знаменитые русские судебные ораторы Ораторы 19 века

Понятие «премия» и основания для ее выплаты Премия есть одной из самых

Волшебные ритуалы и обряды в полнолуние

Как распознать ведьму — признаки, предупреждающие зло Сумеречная ведьма какая она магия

Из чего производят инсулин

Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов

Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп

Жареная треска на сковороде

Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)

Готовим заливное из говядины: рецепт с фото

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Международная номенклатура алканов

Обеспечение клеток энергией

Старец феодор томский молитва. Акафист святому праведному Феодору Томскому: молитвы Феодор томский о чем молится

Кол. 1, 3-6; Лк. 16, 10-15 : "Не можете служить Богу и мамоне". Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих". Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни - твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер . Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненность, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, - дела и идут, как пришлось . Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другою; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные , ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого - в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил .

Евр. 10, 35-11, 7; Мр. 9, 10-16 : История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . . Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал. Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека . Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи - и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее .

При всем том, неминуемо грядет Царь-победитель, и обязательно произойдет воскресение России. А вот сподобимся ли мы оказаться в воскресшей России под державной рукой Царя-победителя - это зависит от нашего свободного выбора!

Кол. 4, 10-18; Лк. 10, 1-15 : Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая "семьдесят" на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: "и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее . Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

Новостные сообщения от от 16.01.2008. ; от 17.01.2008. и от 18.01.2008. именно и есть такая проповедь. А вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой повторяем за ветхозаветным пророком Малахием: для возвещения вам мира и Царствия Божия, если вы ревнуете выполнять Волю Бога и исправлять свою жизнь в соответствии с предупреждениями Бога, которые Он дает нам через Своих угодников, как ветхозаветных, так и через почти наших современников. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, кривоверам и послушникам священнослужителей, живущих и проповедующих не по Священному Писанию, не по Святым Отцам, не как учит Святая Православная Церковь, нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в кривоверы и еретики-паписты!

Будучи знатного происхождения (есть все основания считать, что это император Александр I), Феодор оставил мир в уже пожилом возрасте, и подвизался в подвиге странничества.

Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

***

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре!

Кондак святому праведному Феодору Томскому, глас 4

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

***

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

  • Праведный Феодор Томский - Томская и Асиновская епархия

Детальное описание из нескольких источников: «старец феодор томский молитва» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Память: 20 января / 2 февраля (представление), 10 / 23 июня (Собор Сибирских святых), 22 июня / 5 июля (обретение мощей)

Будучи знатного происхождения (есть все основания считать, что это император Александр I), Феодор оставил мир в уже пожилом возрасте, и подвизался в подвиге странничества.

Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные – он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре!

Кондак святому праведному Феодору Томскому, глас 4

Молитва святому праведному Феодору Томскому

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

  • Праведный Феодор Томский – Томская и Асиновская епархия
  • Император Александр I – старец Феодор Томский: прямые и косвенные доказательства (видео) – Виктор Федоров
  • Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский (книга – историческое исследование) – Виктор Федоров
  • Крестный ход памяти старца Феодора Томского – Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"

Читайте также:

© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Публикации

И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь.

Личность святого праведного Феодора Томского до сих пор овеяна таинственностью. Недаром он считается одним из самых загадочных русских святых последнего времени. До сих пор нет точных свидетельств того, кем был праведный старец до сибирского периода его жизни. Но именно этот период явил всему миру святость этого человека. После смерти старца многочисленные паломники посещали его могилку и келию. Известно, что в 1891 году во время своего пребывания в Томске могилу старца посетил и будущий Император-мученик Николай Александрович. Это является еще одним (хотя и косвенным) подтверждением того, в чем уверены многие Православные томичи - старец Феодор Кузьмич в своей прежней жизни был русским Царем Александром I Благословенным - победителем Наполеона.

И в наши дни святой угодник Божий не оставляет тех, кто молитвенно призывает его помощь. Особенно явно эта помощь проявляется от святых мощей праведного старца, открыто почивающих в Богородице-Алексеевском монастыре Томска. В обители ведется специальная тетрадь для записей чудодейственных исцелений от святых мощей праведного Феодора Томского. По благословлению отца Силуана, игумена монастыря, привожу некоторые из этих записей. Сколько в них веры и надежды на помощь святого старца! И Господь по молитвам святого Феодора посылает людям исцеление от страданий и болезней, являя в наше тяжелое и смутное время чудо милосердия к нам, грешным.

«Со мной произошел случай исцеления от освященного масла на раке святого праведного Феодора Томского, - пишет священник Кемеровской епархии Евгений Шумов. - В этом году (10 декабря 1998 года) я страдал сильными болями в пояснице. Не зная, как облегчить боль, решил молитвенно обратиться к святому праведному Феодору Томскому и помазался освященным маслом. Ощущая страшную боль, лег спать, наутро я встал и больше не чувствую боли по сей день. Благодарю Господа за все и святых, которым дарована благодать исцелять людей. Праведный отче наш, Феодоре Томский, моли Бога о нас».

«В конце декабря 2001 года врачи обнаружили у меня заболевание и послали на УЗИ, - говорится в другой записи жительницы Томска Марии Гавриловны Масленниковой. - Диагноз подтвердился, и врач назначил операцию (удаление полипов). Весь дооперационный период я усиленно молилась у мощей святого праведного Феодора Томского. Я просила святого старца о помощи, взывала ко Господу о помиловании, заказывала молебны и посещала акафисты, которые читали у раки святого праведного Феодора, прикладывалась к его мощам. Понимая, что молитва моя слабая, за помощью обращалась и к священникам нашей церкви. Утром 22 января 2002 года я пошла к врачу на операцию, и, к великой моей радости, врачи не обнаружили у меня заболевания. Слава Богу за все!»

«Я, раба Божия Надежда, длительное время страдала от сильных болей в левой руке, которые начались летом 2001 года, - свидетельствует еще одна запись. - Осенью 2001 года я побывала в Спасо-Преображенском монастыре п. Могочино, где получила совет обратиться к молитвенному предстательству святого праведного Феодора. До этого времени я не имела особого расположения к старцу Феодору. Однако 1 февраля 2002 года пришла в Богородице-Алексеевский монастырь на всенощное бдение - празднование дня памяти святого праведного Феодора. Приложившись к его мощам и помазавшись елеем, я возвратилась домой. Боль в руке стала такой сильной, что к ней невозможно было прикоснуться. В таком состоянии я уснула. Проснувшись утром, я не ощутила никаких признаков столь долго мучившей меня болезни. Уверена, что это произошло по молитвам старца Феодора».

Особенно радостно становится на душе, когда читаешь случаи исцеления детей от тяжелых, порой неизлечимых болезней. «Мой ребенок родился здоровым, но примерно через две недели на теменной области головы появилась опухоль, - пишет жительница Томска Лилия Анатольевна Коробейникова. - В десятимесячном возрасте мы поехали в больницу, где у ребенка взяли пункцию из этой опухоли и поставили диагноз: мозговая грыжа. Операцию не сделали, потому что у ребенка поднялась температура, и нас выписали из больницы. Как-то раз в руки мне попалась книга «Житие святого праведного старца Феодора Томского», там описывались случаи исцеления от разных недугов. И вот в 2004 год, в Петров пост ребенок прикладывался к мощам святого угодника Божия Феодора Томского. После этого мы прошли обследование головного мозга. Снимки показали, что патологии нет. По молитвам праведного святого ребенок получил исцеление и обошлось без операции. Слава Богу!»

Тропарь святому праведному Феодору Томскому

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю Сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ томский удивил еси и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память твою, отче наш Феодоре.

Анна Некратова г. Томск. 11.11.2005

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.

Чудеса святого праведного Феодора Томского

Сегодня совершается память великого сибирского подвижника – святого праведного старца Феодора Томского. Рака с его мощами находится в нашем монастырском храме. Его праздник – это значимое событие не только для монастыря, но и для всей епархии. Святого Феодора почитают не только в Сибири, но и далеко за ее пределами. Существует легенда, что на самом деле – это император Александр I, который оставил престол и стал как простолюдин странствовать и подвизаться Христа ради. Так это или не так, но в любом случае святость старца несомненна, равно как и то, что происходил он из высших аристократических кругов.

Отчет о празднике можно почитать на монастырском сайте. Там же можно найти и житие старца. Мы же сейчас обратимся к теме, которая пока до сих пор очень мало освещалась, – к чудесам, которые праведный Феодор совершает в наши дни. Как при жизни он помог многим людям, так и по смерти многие приходят к нему с различными нуждами, молятся ему и получают помощь. В нашем монастыре существует специальная тетрадь, куда записываются свидетельства о таких случаях. Ниже приводятся три свидетельства из этой тетради (с сохранением особенностей оригинала, почти без обработки). Ранее из этой тетради нигде и ничего не публиковалось.

Еще на школьной скамье по великой милости Божией со мной приключилась сильная болезнь глаз. Странным был тот факт, что зрение было «единица», все вокруг себя видела превосходно, но ощущение нестерпимой боли не покидало меня ни днем, ни ночью. Лечилась у разных окулистов в различных городах, в том числе у профессора в г. Москве. В течение двадцати трех лет мне ставили различные диагнозы, назначали очки, лекарства. Но ничто не могло помочь. Страдания мои были безмерны.

От болезни глаз я исцелилась в г. Томске на месте подвигов святого Феодора Томского. В лесу, где раньше стояла его келья, был источник святой воды, той самой «глазной» воды, которая сразу принесла мне облегчение после стольких лет мучений.

Теперь уже имею пенсионный возраст, но зрение Всемилостивый Господь сохранил мне.

Написала об этом – может быть, кому-либо будет интересно узнать о чудесах св. Феодора, которые происходят и в наше время. А врачи мне накануне исцеления заявили: «Живите так, медицина в данном случае бессильна». Как горько я рыдала после таких слов!

Ребенок у меня родился здоровым, но примерно через две недели на теменной области головы появилась опухоль. В десятимесячном возрасте у ребенка брали пункцию из этой опухоли, ставили диагноз «мозговая грыжа», из головы в эту шишку (т.е. опухоль) поступала мозговая жидкость, родничок был открыт. Хотели делать операцию на головном мозге, и на месте открытого родничка надо было вставлять пластину. Операцию не сделали, потому что поднялась температура. Нас выписали из больницы. Так мы операцию и не сделали, не получалось.

Как-то в руки мне попала книга «Житие святого праведного старца Феодора Томского», там описывались случаи исцеления от различных недугов. И вот в 2004 г. ребенку уже исполнилось тринадцать лет, в Петров пост ребенок прикладывался к мощам святого Феодора Томского и помазывался освященным маслом из лампады, горящей перед мощами святого угодника, это было пятого июля – в день обретения святых мощей угодника Божия.

Первого декабря мы прошли компьютерную томографию головного мозга, и снимки показали, что патологий плотности головного мозга не определяется, родничок закрыт. По молитвам святого праведного Феодора ребенок получил исцеление, и обошлось без операции. Слава Богу!

Рассуждать на тему - является ли моя история чудом, которое случилось благодаря святому праведному старцу Феодору Томскому, или это простое стечение обстоятельств, я не берусь. Но точно знаю одно – Всемилостивый Спаситель наш Иисус Христос проявил неизреченное человеколюбие Свое и на мне грешном. А произошло вот, что: моя жена Светлана носила под сердцем ребеночка. Срок был примерно пять месяцев, тогда мы уже знали, что у нас должен родиться мальчик. И вот, в день памяти святого старца Феодора пятого июля или накануне этого дня (сейчас, к сожалению, точно не помню) у супруги открылось кровотечение. Мы очень перепугались, что можем потерять малыша. Сбежали с работы, поймали такси и поехали в роддом. Всю дорогу я взывал к помощи святого томского старца и говорил про себя, что если только ребеночек родится, то я назову его Федором, в честь святого. С того дня прошло уже без малого семь лет и детали того, что стало причиной кровотечения, я не вспомню, да и не важно все это - главное, что девятого ноября 2005 года сын у меня все-таки родился, родился здоровеньким. Назвали его, конечно, Федором. Жена, когда узнала о моем обете, спорить не стала – напротив, сразу согласилась. Я лично присутствовал при родах.

Слава Господу, за все милости его, которыми Он щедро одаряет нас грешных, слава святому праведному старцу Феодору Томскому, который, уверен, не оставил нас в тот трудный час своей молитвенной помощью. Слава Богу за все!

Святый праведный отче наш Феодоре, моли Бога о нас!

Старец феодор томский молитва

Праведный старец Феодор Томский

«Всякий, кто оставит домы, или братьев,

или сестер, или отца, или мать, или жену,

или детей, или земли ради имени Моего,

получит во сто крат и наследует жизнь вечную.»

Жизнь святых по своей природе таинственна, но не оттого, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных, а потому что их жизнь особым образом причастна той великой Тайне, Которая именуется Богом, – и в силу данной причастности – сродна ей. «Все любящие Господа похожи на Господа», – свидетельствует подвижник нашего времени преподобный Силуан Афонский. Эта схожесть – в неисчерпаемости благодатной жизни, изливающейся на мир многогранностью духовных дарований. Тайна внутренней духовной жизни часто проявляется также во внешней таинственности, непонятной для поверхностного взгляда, но открывающейся сердечным очам веры.

Подобной таинственностью овеяна и личность великого сибирского подвижника – святого старца Феодора Томского. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно – именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого – Феодор – и означает «дар Божий».

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. «Странничество, – учит великий наставник духовной жизни преподобный Иоанн Лествичник, – есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию». По слову того же святого, подвиг странничества воспринимается с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом. Всемерно удаляясь от мира и от «того, что в мире», старец Феодор вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил всякий раз небольшой дом, состоящий из тесной келлии с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, которую со временем по его просьбе обили грубым холстом. При этом праведный Феодор, которому шел уже восьмой десяток лет, заметил: «Тяжело телу становится». Подушку заменял деревянный тесаный чурбан. В келлии также находились простой стол и несколько скамеек – для посетителей. В переднем углу висели иконы, по стенам – картины с видами святых мест – подарки многочисленных почитателей. Одежда старца, как и его келлия, была чрезвычайно простой. Летом он ходил в одной белой длинной рубашке из деревенского холста, – которых у него было только две, – подпоясанный тонким ремешком или веревкою, в таких же шароварах. Зимой надевал поверх рубахи длинный темно – синий халат или, когда выходил на холод, – старую вылинявшую сибирскую доху (шубу мехом наружу). На ногах носил обыкновенные (зимой – толстые) чулки и простые кожаные туфли.

Отличало старца Феодора то, что одежда на нем была постоянно чистая. Вообще, старец был чрезвычайно аккуратен; держал себя и свою келлию в неподражаемой чистоте и не выносил никакого беспорядка. Несмотря на убогую одежду старца, его царственная осанка и удивительная внешность не исчезала за рубищем бедняка-простолюдина. По описаниям архимандритов Томского Богородице – Алексиевского монастыря отцов Виктора и Лазаря, купца С. Ф. Хромова и других современников святого Феодора, он был статным, высокого роста, плечи высокие; внешность имел величественную, лицо замечательно красивое, светлое, всегда чистое, хотя никто никогда не видел, чтобы старец умывался: глаза голубые, волосы на голове кудрявые, борода длинная, вьющаяся, совершенно седая.

Говорил старец тихо, но внушительно, образно. Иногда он казался строгим, повелительным, но это бывало очень редко. Вообще характер у него был добрый и мягкий, лишь немного вспыльчивый. Старец отличался большой физической силой.

Поступь старца, его походка и все манеры были как у человека благовоспитанного и образованного. Все это давало возможность видеть в Феодоре Козьмиче человека непростого происхождения, хотя он и старался соблюдать простоту в речах и вообще во всем образе жизни.

Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его келлии была постоянно заперта. Следуя евангельской заповеди о необходимости совершать молитвенное делание в тайне от мира (Мф. 6, 6), старец сподобился от Бога по неложному Его обещанию явных благодатных дарований. Только после смерти обнаружилось, что колени старца были покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.

После старца сохранилась составленная им покаянная молитва: «О Владыко, человеколюбче Господи, Отец, Сын и Святой Дух, Троица Святая! Благодарю Тя, Господи, за твое великое милосердие и многое терпение. Аще бы не Ты, Господи, и не Твоя благодать покрыла мя, грешного, во вся дни и нощи, и часы, то уже бы аз, окаянный, погибл, аки прах, пред лицем ветра за свое окаянство и любность, и слабость, и за все свои преестественные грехи. Уже бо не престаю и не престану часа того, чтобы не сотворить греха, а когда восхотех прийти ко отцу своему духовному на покаяние, отча лица устыдихся, грехи утаих, оные забых и не могох всего исповедати срама ради и множества грехов моих: темже убо покаяние мое нечистое есть и ложное рекомо, но Ты, Господи, ведый тайну сердца моего, молчатися разреши и прости в моем согрешении грешную мою душу, яко благословен во веки веков. Аминь».

Старец Феодор тщательно скрывал свое происхождение, не называя своих родителей даже высокопоставленным духовным лицам. Он говорил лишь, что Святая Церковь о них молится. О себе старец Феодор открыл часто навещавшему его епископу Афанасию Иркутскому только то, что имеет на свой подвиг благословение святителя Филарета, митрополита Московского.

У себя в келлии старец Феодор принимал всех, приходивших к нему за советом, и редко отказывал кому – нибудь в приеме. Но особенным его расположением пользовались лишь немногие простые и чистые сердцем люди, у которых старец и поселялся, переходя с места на место. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. Разговаривал с незнакомыми всегда стоя или прохаживаясь взад и вперед по комнате, причем руки обыкновенно держал на бедрах или засунув одну из них за пояс, а другую положив на грудь. Со своими посетителями Феодор Козьмич вел себя очень сдержанно, трезвенно, без фамильярности.

В своих рассказах старец обнаруживал необычайное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII и начала XIX столетия. Знал всех государственных деятелей и высказывал чрезвычайно верные характеристики их. С большим благоговением отзывался он о митрополите Филарете, архимандрите Фотии и других. Рассказывал об Аракчееве, его военных поселениях, о его деятельности, вспоминал о Суворове. Все подобные воспоминания и суждения о людях имели какой – то особенный беспристрастный и в то же время мягкий характер.

Особенно старец Феодор любил говорить о военных походах и сражениях, причем незаметно для себя самого вдавался иногда в такие мелкие подробности, например в эпизодах войны 1812 года, что этим вызывал недоумение даже у лиц образованных: духовенства, интеллигентных ссыльных.

Про Кутузова говорил, что он был великий полководец и Александр I завидовал ему. «Когда французы подходили к Москве, – рассказывал как – то Феодор Козьмич, – император Александр I припал к мощам Преподобного Сергия Радонежского и долго со слезами молился этому угоднику. В это время он услышал как бы внутренний голос, который сказал ему: «Иди, Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог изгнать из Москвы французов. Как фараон в Чермном море, так и французы на Березовой реке погрязнут. »»

Сохранилось следующее высказывание святого Феодора о Православии: «Православная вера есть великий корабль, который плавает в море; все же секты – это маленькие лодочки, которые привязались к кораблю, как на веревке. Потому только держатся и не тонут».

Даже на смертном одре старец отказывался назвать свое настоящее имя. Весть о кончине святого быстро распространилась по всему Томску и его окрестностям. Множество народа окружило дом, где скончался любимый томичами и хорошо им известный праведник. Все, начиная от местной аристократии и кончая нищими, которых щедро оделял при жизни Феодор Козьмич, спешили поклониться гробу чудного старца.

Отпевание совершил в сослужении духовенства настоятель Богородице – Алексиевского монастыря архимандрит Виктор. На похоронах присутствовали представители местной власти и масса народа. Погребен старец был, согласно высказанному им при жизни пожеланию, в ограде мужского монастыря, к северо – востоку от главного алтаря монастырского храма. Впоследствии над могилой праведника была воздвигнута часовня, разрушенная после революции, но в наши дни восстановленная.

После смерти старца его могила и келлия, в которой он жил, сделались местом паломничества множества людей из самых разных слоев общества.

В начале XX столетия усердием многочисленных граждан Томска над его могилой была возведена часовня. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На Епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность всех тех вещей, которые сохранились от старца и были безгласными свидетелями его святой жизни. Для всех было очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых.

Однако прославление это в силу известных причин состоялось лишь в 1984 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Пимена имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора Сибирских святых. 5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие – были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице в храме Томского Богородице – Алексиевского монастыря.

Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля – в день обретения честных его мощей, а также в Соборе Сибирских святых, 23 июня.

Издательского Совета Московского Патриархата

Акафист святому праведному Феодору Томскому

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Ангела во плоти тя ведуще, праведна Феодора, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истинного благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временном житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении сердечном взываем ти сице: Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю. Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю. Радуйся, добродетелей чистейшее зерцало. Радуйся, образе глубокаго смирения. Радуйся, ревностный исполнителю Божия хотения. Радуйся, душ немощных исцеление. Радуйся, яко тобою поучахуся непрелестным путем спасения ходити. Радуйся, яко твоим за ны ходатайством надеемся спасения получити. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Видя Богопромыслитель Господь души твоей доброту, направи помысл твой ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелав, навыкл еси непрестанно взывати к Богу: Аллилуия.

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице: Радуйся, сокровище Божественных разумений. Радуйся, научивыйся исполнению Божественных хотений. Радуйся, реко, наводненная водою Божия благодати. Радуйся, разумения Божественных писаний сподобивыйся прияти. Радуйся, вождю по источникам спасения. Радуйся, желающим независтно преподавый воды нетления. Радуйся, победе в мысленной брани научивый. Радуйся, вся козни вражия упразднивый. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Сила Вышняго в чистое твое непорочное вселишеся сердце, праведне Феодоре, тако всего тебе Божию любовию разжже, яко всех земных и временных удалятися, вечных же и нескончаемых выну искати тебе научи и вразуми. Тем таковое твое о спасении души зряще тщание и усердие, умильно Всевышнему Богу поем: Аллилуия.

Имеяй в себе возносяще тя смиренномудрие, востек еси добродетелей на высоту, благоразумия крилами украшаем; легко прелетел еси вся вражия сети, тем и в Небесный чертог со славою вшел еси, мудре; мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, умильно вопием ти сице: Радуйся, истинный подражателю Христова смирения. Радуйся, сим достигнувый вечнаго упокоения. Радуйся, смиренномудрием и благоразумием воскриленный. Радуйся, смирением и любовию в Небесная вознесенный. Радуйся, окружением смирения и щитом терпения себе водруживый. Радуйся, возношаху смиренныя во смирении духа послуживый. Радуйся, смирившемуся нас ради Христу усердно подражавый. Радуйся, кротостию и смирением сокрушивый вражия вся сети. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Бури жития мира сего, присно внутренними и внешними злострадании волнующияся, праведне отче Феодоре, избавився, пришел еси во пристанище немятежное небесное, на места злачна и прохладна, иде же потоцы сладости неисповедимыя, ища славы Божия нетленныя, песни и гласы празднующих. Тамо почиваеши и веселишися, со всеми Ангельскими силами поя Богу: Аллилуия.

Слышав апостола глаголюща: «наше житие на небесах есть» и, хотя е наследовати, маловременное сие житие не во угождении плоти и работе страстей иждил еси, Феодоре, но во очищении души от скверн греховных, с нимиже никтоже может внити в Царство Небесное. Темже имуще тя во образ богоугодного жития и помощника в сем, взываем сице: Радуйся, Божия заповеди опасно сохранивый. Радуйся, и последующих тебе хранению оных научивый. Радуйся, отеческие спасительныя предания совершивый. Радуйся, научивый нас сим последовати верно. Радуйся, в Небесных селениях с ликом оных сопричтенный. Радуйся, по преставлении твоем дарованием чудес озаренный. Радуйся, яко тобою приемлем телесных болезней исцеление. Радуйся, яко твоим за ны ходатайством уповаем прияти грехов прощение. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Светозарную тя звезду, в земле Сибирской просиявшую, видяще, радуемся и, тою зарею привлекаеми, стекшеся, усердно твою память совершаем, праведне, светло торжествующе и Богу благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Видев праведный Феодоре, яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна, потщася вседушно Превечному Богу благоугодити, и воистину не вотще потрудися: премени бо тленная на нетленная, наипаче же предстояния сподобися у страшного Престола Владычня в славе вечней, тем же вопием ти сице: Радуйся, яко идеже Христос в телеси, таможде и ты пребываеши. Радуйся, тамо, яко в зерцале, в Бозе вся ему любезная созерцаеши. Радуйся, яко, созерцая в нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезная ходатайствующе. Радуйся, скорый помощниче призывающих тя в бранех православным. Радуйся, немощей телесных и душевных немздоприемный исцелителю. Радуйся, многая чудесы благодати Духа Святаго содеваяй. Радуйся, розго Христа лозы истинныя, мног плод в пособие православным творящая. Радуйся, благий рабе и верный, и бодрый делателю винограда Христова. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Постом и молитвою плоть твою духови поработил еси и во славу Божию, духовне, пожил еси: сего ради ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, выну воспеваем песнь: Аллилуия.

Возсиял еси, праведне отче Феодоре, яко новый тайновидец, отнележе смирением и молитвою со слезами благодать Святаго Духа паки стяжал еси, от нея же любви неизреченныя исполнися сердце твое. Мы же, имуща тя молитвенника пред Богом неусыпна, с умилением зовем: Радуйся, Богу житием твоим угодивый. Радуйся, сего ради от Него прославление приявый. Радуйся, тщету и прелесть мира сего презревый. Радуйся, мзду Небесную восприявый. Радуйся, яко о мале верен явился еси. Радуйся, яко обилие благодати Божией прияти сподобился еси. Радуйся, чудотворче предивный. Радуйся, притекающим к тебе с верою скорую помощь подаваяй. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Ходатай пред Господом за всех явился еси, праведне Феодоре. Сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищущи спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах и во вся годины бед и искушений. Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуия.

Новую показа милость рабом Своим Человеколюбец Господь, егда благоволи прославити тя и явити в тебе благодать Свою чудотворящу. Мы же таковому промышлению Божию радующеся, благодарне вопием: Радуйся, чудодействий преславных совершителю. Радуйся, Божия благоволения к людям исполнителю. Радуйся, премудростию свыше одаренный. Радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный. Радуйся, яко тебе призывающия быстро предваряеши. Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши. Радуйся, вместилище благодати Божией. Радуйся, сосуде Божий избранный. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Странное и преславное чудо видяще, Тобою совершаемое отче наш Феодоре пребогате, молим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы устранимся мира суетнаго и прелестнаго, возможем безбедно житейскую преплыти пучину и в тихое пристанище спасения достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Весь был еси любве Божественныя исполнен, о всеблаженне, никакоже отступления к люблению плоти и мира, но, яко безплотен целомудренно и преподобно твою жизнь совершил еси, от Бога творяще преславная чудеса. Приими убо от усердия нашего приносимыя тебе хвалы сия: Радуйся, Божественныя любве пространное вместилище. Радуйся, Святыя Троицы жилище. Радуйся, мысленных врагов крепкий и мужественный победителю. Радуйся, тебе на помощь призывающия к побеждению сих победителю. Радуйся, гражданине пустынный. Радуйся, в терпении крепкий и дивный. Радуйся, яко со всеми святыми наслаждаешися вечнаго веселия. Радуйся, яко с ними радостно наследуеши Небесных селений. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради многих чудес творения от Господа приим чистою и боголюбезною душею твоею, Того благостию к Небесным причтен еси силам, в Небесех ныне поеши всесильному Богу: Аллилуия.

Вития многовещанныя недоумеют достойно славити тя, достойный всякия славы, славне отче Феодоре, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия показал еси. мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице: Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, во плоти живый духовно, на земли небесно. Радуйся, в человечестве пребываяй ангельски, в мире премирно. Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый. Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем ходивый. Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем шествовавый. Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый. Радуйся, ничесоже на Небеси и на земли, разве Христа Иисуса, видети желавый. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Спасительного твоего подвига, праведне, достиг скончания, на молитву святую душу твою в руце Божии предал еси, юже Ангели Святии вознесоша Горе ко Престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуия.

Стена еси человеком, к заступлению твоему прибегающим, праведне отче Феодоре. Темже и нам к тебе приходящим и милостиваго твоего во всех нуждах заступления у Царя Небеснаго просящим, буди стена крепкая и ограждение непреоборимое, от всяких нас бед и напастей застеняя и ограждая, за еже мы вопием ти таковая: Радуйся, столпе терпения. Радуйся, образе мужественнаго борения. Радуйся, храбрый воин ополчения Христова. Радуйся, гражданин Небеснаго Иерусалима новаго. Радуйся, на земли сеявый умиления слезами. Радуйся, на Небесех питаяся вечнаго утешения плодами. Радуйся, в непрестанных молитвах бодрствовавый. Радуйся, ум горе к Богу вознесен всегда имевый. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Пение немолчное даже до днесь совершается у святыя раки твоей, угодниче Божий Феодоре: мнози бо, в нуждах сущии, ведят тя помощника благопоспешлива и молитвенника благоветлива. Темже ныне вся Сибирская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Светильник светозарен был еси в земнем житии твоем, отче наш Феодоре, благодатию озаряя души верных. Просвети убо молитвами твоими очи душевная и нам, в пучине греха погибающих, да благодарно вопием ти: Радуйся, облаче дождеросное, слезные токи изливающее. Радуйся, молниями благодати тя любящих озаряющее. Радуйся, тихообразно во смирении и кротости твою жизнь совершивый. Радуйся, христоподражательныя кротости образ всем бывый. Радуйся, из под спуда пустыннаго ясно светиши зарями чудес. Радуйся, яко глубиною смирения вознеслся еси превыше небес. Радуйся, по преставлении твоем чудесы возсиявий. Радуйся, сим высоту смирения жительства показавый. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Благодать от Бога ти данную ведяще, ныне прилежно молим тя, праведне Феодоре: пролей теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуия.

Поюще твое Богоугодное житие, отче Феодоре, и на Небеси от Бога прославление, величаем безчисленная чудеса и исцеления твоя, и на неусыпныя молитвы твоя уповающе, взываем ти сицевая: Радуйся, подвигов постнических добре совершивый течение. Радуйся, прерадованное наследивый райское селение. Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый. Радуйся, многим твоим трудом на Небесе возмездие приявый. Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем. Радуйся, яко о нас к Богу предстательством твоим в различных бедах скорейшую помощь обретаем. Радуйся, здравия телеснаго подателю. Радуйся, душевнаго спасения ходатаю. Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

О праведне отче наш Феодоре, призри на нас, немощных, во многая согрешения во вся дни впадающих, и богоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противника и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели и во смирении поживше сподобимся и со всеми в радости нескончаемой воспоем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

Кондак 1

Икос 1

Ангела во плоти тя ведуще, праведна Феодора, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истинного благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временном житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении сердечном взываем ти сице:

Радуйся, образе глубокаго смирения.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 2

Икос 2

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице:

Радуйся, вождю по источникам спасения.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 3

Икос 3

Имеяй в себе возносяще тя смиренномудрие, востек еси добродетелей на высоту, благоразумия крилами украшаем; легко прелетел еси вся вражия сети, тем и в Небесный чертог со славою вшел еси, мудре; мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, умильно вопием ти сице:

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 4

Икос 4

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 5

Икос 5

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 6

Постом и молитвою плоть твою духови поработил еси и во славу Божию, духовне, пожил еси: сего ради ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, выну воспеваем песнь: Аллилуия.

Икос 6

Радуйся, тщету и прелесть мира сего презревый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 7

Ходатай пред Господом за всех явился еси, праведне Феодоре. Сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищущи спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах и во вся годины бед и искушений. Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуия.

Икос 7

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 8

Икос 8

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 9

Икос 9

Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 10

Спасительного твоего подвига, праведне, достиг скончания, на молитву святую душу твою в руце Божии предал еси, юже Ангели Святии вознесоша Горе ко Престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуия.

Икос 10

Радуйся, столпе терпения.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 11

Икос 11

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 12

Благодать от Бога ти данную ведяще, ныне прилежно молим тя, праведне Феодоре: пролей теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуия.

Икос 12

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 13

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Икос 1

Ангела во плоти тя ведуще, праведна Феодора, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истинного благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временном житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении ? сердечном взываем ти сице:

Радуйся, невидимых врагов мужественный победителю.

Радуйся, заповедей Божиих усердный исполнителю.

Радуйся, добродетелей чистейшее зерцало.

Радуйся, образе глубокаго смирения.?

Радуйся, ревностный исполнителю Божия хотения.

Радуйся, душ немощных исцеление.

Радуйся, яко тобою поучахуся непрелестным путем спасения ходити.

Радуйся, яко твоим за ны ходатайством надеемся спасения получити.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 2

Видя Богопромыслитель Господь души твоей доброту, направи помысл твой ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелав, навыкл еси непрестанно взывати к Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, уразумел еси, всехвальне, по словеси апостольскому, яко нужнейши всего есть благочестие, ? имже и потщался еси обогатити душу твою, в молитвах и научении словеси Божию всеусердно пребывая. Того ради людие ублажаху тя сице:

Радуйся, сокровище Божественных разумений.

Радуйся, научивыйся исполнению Божественных хотений.

Радуйся, реко, наводненная водою Божия благодати.

Радуйся, разумения Божественных писаний сподобивыйся прияти.

Радуйся, вождю по источникам спасения.?

Радуйся, желающим независтно преподавый воды нетления.

Радуйся, победе в мысленной брани научивый.

Радуйся, вся козни вражия упразднивый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 3

Сила Вышняго в чистое твое непорочное вселишеся сердце, праведне Феодоре, тако всего тебе Божию любовию разжже, яко всех земных и временных удалятися, вечных же и нескончаемых выну искати тебе научи и вразуми. Тем таковое твое о спасении души зряще тщание и усердие, умильно Всевышнему Богу поем: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй в себе возносяще тя смиренномудрие, ? востек еси добродетелей на высоту, благоразумия крилами украшаем; легко прелетел еси вся вражия сети, тем и в Небесный чертог со славою вшел еси, мудре; мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, умильно вопием ти сице:

Радуйся, истинный подражателю Христова смирения.

Радуйся, сим достигнувый вечнаго упокоения.

Радуйся, смиренномудрием и благоразумием воскриленный.

Радуйся, смирением и любовию в Небесная вознесенный.

Радуйся, окружением смирения и щитом терпения себе водруживый.

Радуйся, возношаху смиренныя во смирении духа послуживый.

Радуйся, смирившемуся нас ради Христу усердно подражавый.

Радуйся, кротостию и смирением сокрушивый вражия вся сети.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 4

Бури жития мира сего, присно внутренними и внешними злострадании волнующияся, праведне отче Феодоре, избавився, пришел еси во пристанище немятежное небесное, на места злачна и прохладна, иде же потоцы сладости неисповедимыя, ища славы Божия нетленныя, песни и гласы празднующих. Тамо почиваеши и веселишися, со всеми Ангельскими силами поя Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав апостола глаголюща: "наше житие на небесах есть" и, хотя е наследовати, маловременное сие житие не во угождении плоти и работе страстей иждил еси, Феодоре, но во очищении души от скверн греховных, с нимиже никтоже может внити в Царство Небесное. Темже имуще тя во образ богоугодного жития и помощника в сем, взываем сице:

Радуйся, Божия заповеди опасно сохранивый.

Радуйся, и последующих тебе хранению оных научивый.

Радуйся, отеческие спасительныя предания совершивый.

Радуйся, научивый нас сим последовати верно.

Радуйся, в Небесных селениях с ликом оных сопричтенный.

Радуйся, по преставлении твоем дарованием чудес озаренный.

Радуйся, яко тобою приемлем телесных болезней исцеление.

Радуйся, яко твоим за ны ходатайством уповаем прияти грехов прощение.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 5

Светозарную тя звезду, в земле Сибирской просиявшую, видяще, радуемся и, тою зарею привлекаеми, стекшеся, усердно твою память совершаем, праведне, светло торжествующе и Богу благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Икос 5

Видев праведный Феодоре, яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна, потщася вседушно Превечному Богу благоугодити, и воистину не вотще потрудися: премени бо тленная на нетленная, наипаче же предстояния сподобися у страшного Престола Владычня в славе вечней, тем же вопием ти сице:

Радуйся, яко идеже Христос в телеси, таможде и ты пребываеши.

Радуйся, тамо, яко в зерцале, в Бозе вся ему любезная созерцаеши.

Радуйся, яко, созерцая в нем молящихся ти о помощи, молитвою твоею им полезная ходатайствующе.

Радуйся, скорый помощниче призывающих тя в бранех православным.

Радуйся, немощей телесных и душевных немздоприемный исцелителю.

Радуйся, многая чудесы благодати Духа Святаго содеваяй.

Радуйся, розго Христа лозы истинныя, мног плод в пособие православным творящая.

Радуйся, благий рабе и верный, и бодрый делателю винограда Христова.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 6

Постом и молитвою плоть твою духови поработил еси и во славу Божию, духовне, пожил еси: сего ради ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы, ? выну воспеваем песнь: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси, праведне отче Феодоре, яко новый тайновидец, отнележе смирением и молитвою со слезами благодать Святаго Духа паки стяжал еси, от нея же любви неизреченныя исполнися сердце твое. Мы же, имуща тя молитвенника пред Богом неусыпна, с умилением зовем:

Радуйся, Богу житием твоим угодивый.

Радуйся, сего ради от Него прославление приявый.

Радуйся, тщету и прелесть? мира сего презревый.

Радуйся, мзду Небесную восприявый.

Радуйся, яко о мале верен явился еси.

Радуйся, яко обилие благодати Божией прияти сподобился еси.

Радуйся, чудотворче предивный.

Радуйся, притекающим к тебе с верою скорую помощь подаваяй.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 7

Ходатай пред Господом за всех явился еси, праведне Феодоре. Сего ради и мы прибегаем под кров твой, ищущи спасения, вси бо помощника тебе имамы во всех нуждах и во вся годины бед и искушений. ? Сего ради благодарственно вопием Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новую показа милость рабом Своим Человеколюбец Господь, егда благоволи прославити тя и явити в тебе благодать Свою чудотворящу. Мы же таковому промышлению Божию радующеся, благодарне вопием:

Радуйся, чудодействий преславных совершителю.

Радуйся, Божия благоволения к людям исполнителю.

Радуйся, премудростию свыше одаренный.

Радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный.

Радуйся, яко тебе призывающия быстро предваряеши.

Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.

Радуйся, вместилище благодати Божией.

Радуйся, сосуде Божий избранный.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 8

Странное и преславное чудо видяще, Тобою совершаемое отче наш Феодоре пребогате, молим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы устранимся мира суетнаго и прелестнаго, возможем безбедно житейскую преплыти пучину и в тихое пристанище спасения достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуия.

Икос 8

Весь был еси любве Божественныя исполнен, о всеблаженне, никакоже отступления к люблению плоти и мира, но, яко безплотен целомудренно и преподобно твою жизнь совершил еси, от Бога творяще преславная чудеса. Приими убо от усердия нашего приносимыя тебе хвалы сия:

Радуйся, Божественныя любве пространное вместилище.

Радуйся, Святыя Троицы жилище.

Радуйся, мысленных врагов крепкий и мужественный победителю.

Радуйся, тебе на помощь призывающия к побеждению сих победителю.

Радуйся, гражданине пустынный.

Радуйся, в терпении крепкий и дивный.

Радуйся, яко со всеми святыми наслаждаешися вечнаго веселия.

Радуйся, яко с ними радостно наследуеши Небесных селений.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися великому свыше тебе дарованию, яко на земли невещественное житие показал еси, и во плоти, аки безплотен, явился еси. Сего ради многих чудес творения от Господа приим чистою и боголюбезною душею твоею, Того благостию к Небесным причтен еси силам, в Небесех ныне поеши всесильному Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно славити тя, достойный всякия славы, славне отче Феодоре, ибо пачеестественная многая преславная чудодействия показал еси. мы же, любовию понуждаеми, дерзаем пети тебе сице:

Радуйся, земный ангеле и небесный человече.

Радуйся, во плоти живый духовно, на земли небесно.

Радуйся, в человечестве пребываяй ангельски, в мире премирно.

Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый.

Радуйся, пред лицем Божиим, яко раб пред Господем ходивый.

Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем шествовавый.

Радуйся, во вся дни живота? твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.

Радуйся, ничесоже на Небеси и на земли, разве Христа Иисуса, видети желавый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 10

Спасительного твоего подвига, праведне, достиг скончания, на молитву святую душу твою в руце Божии предал еси, юже ? Ангели Святии вознесоша Горе ко Престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых Святейшему Слову: Аллилуия.

Икос 10

Стена еси человеком, к заступлению твоему прибегающим, праведне отче Феодоре. Темже и нам к тебе приходящим и милостиваго твоего во всех нуждах заступления у Царя Небеснаго просящим, буди стена крепкая и ограждение непреоборимое, от всяких нас бед и напастей застеняя и ограждая, за еже мы вопием ти таковая:

Радуйся, столпе терпения.

Радуйся, образе мужественнаго борения.

Радуйся, храбрый воин ополчения Христова.

Радуйся, гражданин Небеснаго Иерусалима новаго.

Радуйся, на земли сеявый умиления слезами.

Радуйся, на Небесех питаяся вечнаго утешения плодами.

Радуйся, в непрестанных молитвах бодрствовавый.

Радуйся, ум горе к Богу вознесен всегда имевый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 11

Пение немолчное даже до днесь совершается у святыя раки твоей, угодниче Божий Феодоре: мнози бо, в нуждах сущии, ведят тя помощника благопоспешлива и молитвенника благоветлива. Темже ныне вся Сибирская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светильник светозарен был еси в земнем житии твоем, отче наш Феодоре, благодатию озаряя души верных. Просвети убо молитвами твоими очи душевная и нам, в пучине греха погибающих, да благодарно вопием ти:

Радуйся, облаче дождеросное, слезные токи изливающее.

Радуйся, молниями благодати тя любящих озаряющее.

Радуйся, тихообразно во смирении и кротости твою жизнь совершивый.

Радуйся, христоподражательныя кротости образ всем бывый.

Радуйся, из под спуда пустыннаго ясно светиши зарями чудес.

Радуйся, яко глубиною смирения вознеслся еси превыше небес.

Радуйся, по преставлении твоем чудесы возсиявий.

Радуйся, сим высоту смирения жительства показавый.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 12

Благодать от Бога ти данную ведяще, ныне прилежно молим тя, праведне Феодоре: пролей теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей? и расколов и вся православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое Богоугодное житие, отче Феодоре, и на Небеси от Бога прославление, величаем безчисленная чудеса и исцеления твоя, и на неусыпныя молитвы твоя уповающе, взываем ти сицевая:

Радуйся, подвигов постнических добре совершивый течение.

Радуйся, прерадованное наследивый райское селение.

Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.

Радуйся, многим твоим трудом на Небесе возмездие приявый.

Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.

Радуйся, яко о нас к Богу предстательством твоим в различных бедах скорейшую помощь обретаем.

Радуйся, здравия телеснаго подателю.

Радуйся, душевнаго спасения ходатаю.

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Кондак 13

О праведне отче наш Феодоре, призри на нас, немощных, во многая согрешения во вся дни впадающих, и богоприятным твоим ходатайством избави нас от всякаго искушения противника и страх Божий всели в сердца наша, да в добродетели и во смирении поживше сподобимся и со всеми в радости нескончаемой воспоем: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Тропарь святому праведному Феодору Томскому, глас 4:

Жизни светския праведне Феодоре удалився, в землю сибирскую вольно приити изволив, чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси, и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши. Поминай нас, чтущих память Твою, отче наш Феодоре!

Кондак святому праведному Феодору Томскому, глас 4

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, праведне отче Феодоре! Величающе прославльшего тя Господа, похвальная восписуем ти, к раце мощей ? твоих притекающе. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:

Радуйся, праведне отче наш Феодоре, теплый о нас к Богу молитвенниче.

Молитва святому праведному Феодору Томскому

О праведне отче наш Феодоре! Приими сию похвальную песнь, тебе с любовию и верою приносимую, и милостивно приклонися с Небесных высот, яко отец чадолюбивый, ходатайствуй верою и любовию тя почитающим грехов прощение, жития исправление, кончину христианскую мирну и ненаветну от духов злобы. И предстани тогда, о отче, прогоняя страх смертный от верных твоих рабов и чтителей твоея священнейшия памяти, безбедно творя разлучение души от тела и лютых мытарств прехождение сильных твоим ко Господу молением и предстательством, благодатию, щедротами и человеколюбием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Его Пресвятейшия Матери, и твоим милостивным о нас ходатайством. Надеемся вся сия прощения получити и в день Страшного Суда ? десного стояния получити со всеми угодившими Богу. Аминь.

толкование

Память: 20 января / 2 февраля(представление), 10 / 23 июня (Собор Сибирских святых), 22 июня / 5 июля (обретение мощей) Будучи знатного происхождения (есть все основания считать, что это император Александр I), Феодор оставил мир в уже пожилом возрасте, и подвизался в подвиге странничества. Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

5 мая епископ Енисейский и Лесосибирский Никанор по приглашению митрополита Томского и Асиновского Ростислава посетил пределы Томской епархии.

В ходе встречи архипастырей митрополит Ростислав передал епископу Никанору частицу святых мощей праведного Феодора Томского.

Также иерархи обсудили возможность совместных исторических исследований, касающихся древних енисейских монастырей и храмов, поскольку в первой половине XIX века Енисейск входил в состав Томской епархии.

Святой праведный старец Феодор появился в Сибири осенью 1836 года. Не имея при себе каких-либо документов и не желая открыть свои настоящие имя и звание, был сослан по приговору суда «за бродяжничество» в деревню Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда, находившуюся на восточной окраине тогдашней Томской губернии. В этих местах старец прожил около двадцати лет, а под конец жизни по просьбе глубоко его чтившего благочестивого купца С.Ф. Хромова перебрался в Томск, где и пребывал до самой кончины.

Подвиг, который нес праведный старец, известен с глубокой христианской древности под названием странничества. «Странничество, — по словам преподобного Иоанна Лествичника, — есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию… с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с Богом».

Всемерно удаляясь от мира и «того, что в мире», старец Феодор, несмотря на преклонные годы, вел жизнь суровую, полную самопроизвольных лишений. Жильем ему служил небольшой дом, состоящий из тесной кельи с маленьким окошком и небольших сеней. Спал старец на голой доске, подушку заменял деревянный тесаный чурбан. Его одежда, как и келия, была чрезвычайно простой. Пища Феодора Кузьмича состояла обыкновенно из черного хлеба или сухарей, вымоченных в воде. Вставал старец очень рано и все свободное время посвящал молитве. Никто, однако, не видел, когда он молился, потому что дверь его кельи была постоянно заперта. Только после смерти обнаружилось, что колени старца покрыты толстыми мозолями, свидетельствующими о частых и продолжительных коленопреклонениях во время усердных молитв.

Любовь к Богу, которую стяжал в своем сердце праведный Феодор, являясь плодом высокой духовной жизни, стала источником еще одного подвига, по Промыслу Божиему подъятого праведником, — старчества. Старчество – это подвиг служения людям с той целью, чтобы, благодаря присущему старцу дару рассуждения, выявив силы и способности человека, направить его путем Божественного о нем промышления. Старчество проистекает из глубокого опыта общения с Богом и согласования своей воли с Божественной, в силу чего старец становится способным вести ко спасению других.

К Феодору Кузьмичу приходили самые разные люди: богатые и бедные, образованные и неграмотные, власть имущие и простые, — однако старец никогда не оценивал человека по его чину или званию, а только по личным качествам и поступкам. Всякого рода советы давал безвозмездно, денег никогда ни у кого не брал и даже не имел их у себя. С посетителями вел себя очень сдержанно, трезвенно, без фамильярности. За святую жизнь Господь наделил праведного Феодора благодатными дарами духовного утешения и прозорливости, которыми старец ревностно служил людям, укрепляя их в терпении скорбей и направляя на путь исправления греховной жизни. Для пользы ближних святой Феодор еще при жизни получил от Бога дар подавать исцеление от телесных болезней. Так, священника деревни Зерцалы старец избавил от неминуемой смерти, купца Хромова исцелил от болезни глаз, а блаженную Домну Карповну от головных болей. В еще большей мере этот дар проявился после кончины праведного Феодора. Один томич, исцеленный святым от опасного недуга, получил откровение от Бога, что старцу Феодору дана такая же власть исцелять различные болезни, как и великомученику Пантелеймону.

Современник Феодора Кузьмича, преподобный Парфений Киево-Печерский, отзывался о старце, как о «великом угоднике Божием», который «будет столпом от земли до неба».

Феодор Кузьмич тщательно скрывал свое настоящее происхождение, однако в народе очень рано появилось глубокое убеждение, что праведный старец никто иной, как император Александр I – могущественный властитель России и вершитель европейских судеб начала ХIХ века. Поражало внешнее сходство старца с императором, его блестящая образованность, прекрасное знание придворной жизни столицы и событий войны 1812 года. Феодор Кузьмич строго запрещал говорить на эту тему, но в то же время никогда не опровергал такого мнения. По свидетельству Хромова, уступая его настойчивым просьбам, перед смертью наедине старец открыл ему тайну, завещав в то же время не воздавать себе царские почести при погребении.

20 января (2 февраля по н.ст.) старец окончил долгий путь земного странствования, мирно предав свою праведную душу Богу. Почитание святого старца, возникшее еще при его жизни, не прекращалось и после его блаженной кончины. Могила старца в ограде Томского Богородице-Алексиевского монастыря сделалась местом паломничества. Совершались многочисленные исцеления больных, тех, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвой. В начале ХХ столетия усердием многочисленных томичей над ней была возведена часовня. Ежегодно в день преставления праведника в монастырском храме совершалось особенное торжественное заупокойное богослужение при большом стечении людей. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность тех вещей, которые сохранились у старца и были безгласными свидетелями его святой жизни.

5 июля 1995 года были обретены святые мощи угодника Божия. Помещенные в особой раке (гробнице) в Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря, они являются источником неистощимых Божественных милостей, подаваемых по молитве святого Феодора, всякому, с верою обращающемуся к нему за помощью. В обители ведется тетрадь для записи случаев благодатной помощи предстательством Томского чудотворца. Каждый воскресный день в 17.30 в храме совершается Акафист святому Феодору, во время которого открывается рака с мощами святого. Каждый верующий при этом помазывается освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей святого Феодора.

Тропарь святому праведному Феодору Томскому (глас 4):

Жизни светския праведне Феодоре удалився,
в землю сибирскую вольно приити изволив,
чудесы и знаменьми Божиими народ Томский удивил еси,
и по смерти своей веру чтущих тя укрепляеши.
Поминай нас, чтущих память Твою,
отче наш Феодоре!

Вам также будет интересно:

Маточные трубы, они же фаллопиевы
Женский организм полон тайн. Он подвергается ежемесячным циклическим изменениям. Этого...
Прокуратура Башкортостана: «Преподавание башкирского языка вопреки согласию родителей не допускается Из истории вопроса
Прокуратура Башкирии в результате многочисленных проверок признала вопрос обязательного...
Что мы знаем о Дагестанской кухне?
Любые орехи — один из лучших ингредиентов вкусных десертов. Предлагаем начать с грецких и...
Монгольское завоевание и его влияние на историю России
Рождение Монгольской империи . В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о...