Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Почему религиозная версия происхождения человека в науке. Теории происхождения человека

Открытий в этой области, связанных с новыми техническими возможностями». Постоянно появляются новые детали исторической мозаики происхождения человека . Последние из них – это открытие нового вида огромных рогатых динозавров в Мексике и обнаружение фрагмента... а следы неандертальца нашли только в 100 км от Денисовой пещеры. Однако значительная часть тайны происхождения человека еще требует изучения, признают исследователи. «Необходимо продвигаться вперед с большой осторожностью, – замечает Алисия...

https://www.сайт/journal/128619

И их собственное Божественное происхождение . Так получилось, что важнейшее знание о своём происхождении не имеет своего чёткого и ясного понимания. Разногласия о происхождении человека так и не находят точек соприкосновения. Сторонники теории Дарвина даже хотели бы, ... человеку в духовном развитии всегда идёт постоянно, но от непонимания этих уроков людьми и происходят многочисленные ошибки. Этому непониманию способствуют разные религиозные заблуждения и сознательная ложь о происхождении человека . ...

https://www.сайт/religion/111478

... теория построена на гипотезе о том, всех людей на Земле можно разделить на группы по признаку типа доминирующего поведения, которое в соответствии с законами генетики жестко задано единством телесных, психических и личностных качеств человека , и закреплено на молекулярно-клеточном уровне в генетическом аппарате каждого человека ... течение эволюции миллионов поколений живых существ - предков современного человека , вышеперечисленные основные архетипы поведения закреплялись в фенотипе человечества как...

https://www.сайт/psychology/12092

Церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции не имеют, хотя Патриарх Московский Алексий II, выступая в 2007 году на XV Рождественских чтениях, высказался против навязывания теории «происхождения человека от обезьяны» в школе. А к... введение в школьную программу «теории разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Однако в декабре 2005 года федеральный суд признал, что «теория разумного начала» является ненаучной религиозной концепцией. А теория Дарвина может преподаваться не...

https://www.сайт/journal/123195

Обществе, эволюционировало, усложнялось и получило завершение в идеологии мировых религий. Христианское понимание содержит в развитой форме все характерные для религии идеи о природе человека . Религиозные представления о человеке , отражая подавленность людей внешними природными и социальными силами, фантастически искажают реальное соотношение материальных и духовных факторов. Как уже говорилось, религия считает...

https://www..html

Одновременно назвать неорганическим ("прах земной", Быт. 2,7), органическим ("плодитесь", Быт. 1,28), одушевленным ("душа живая", Быт. 2,7) и духовным ("образ – подобие – дыхание жизни", Быт. 1,26; 2,7). Корни происхождения человека ни в коем случае не уходят в царство животных. Если, как мы уже видели, даже органическая форма бытия была сразу сотворена во множестве независимых друг от друга...

https://www.сайт/journal/143105

Какому роду семени принадлежим. Мы упали на землю между звезд галактики, мы ангелы света, забыв о своем царском происхождении . Человек ты не только часть обыденного мира, твой дом – дом божественного. Мы потерялись в забытьи, мы забыли, что... , какого дерева мы являемся, тем скорее произойдет созревание. Время пробуждения пришло, циклы непреложны, прими свое божественное происхождение человек , заяви об этом себе. "Я - ДУХ. Когда я инкарнировался в этом теле, я преднамеренно забыл, чтобы...

Религиозная гипотеза (креационизм)

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога.

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Безусловно, самыми ярыми последователями данной теории являются религиозные общины. Основываясь на священных текстах древности (Библия, Коран и др.), последователя всех мировых религий признают данную версию единственно возможной. Появилась данная теория в исламе, но свое распространение получила в христианстве. Все мировые религии тяготеют к версии о Боге-творце, однако его облик может меняться, в зависимости от религиозной ветви.

Ортодоксальная теология считает гипотезу творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой гипотезы, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства гипотезы творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории. С конца прошлого века теория эволюции доминировала во всем мире, однако несколько десятилетий назад новые научные открытия заставили многих ученых усомниться в возможности действия эволюционного механизма. Кроме того, если эволюционная теория имеет хоть какое-то объяснение процесса возникновения живой материи, то механизмы возникновения Вселенной просто остаются за рамками этой теории, в то время как религия дает исчерпывающие ответы на многие спорные вопросы. В большинстве своем креационизм основывается на Библии, которая дает довольно четкую схему возникновения окружающего нас мира. Многие считают, что креационизм -- это гипотеза, опирающаяся в своем развитии исключительно на веру. Тем не менее, креационизм является именно наукой, опирающейся на научную методологию и результаты научных экспериментов. Данное заблуждение вытекает, прежде всего, из-за очень поверхностного знакомства с теорией творения, а также из-за прочно сложившегося предвзятого отношения к этому научному течению.

В результате этого многие люди намного более благожелательно относятся к совершенно ненаучным, не подтвержденным практическими наблюдениями и экспериментами теориям, таким, как например, фантастическая "теория палеовизита", допускающая возможность искусственного творения известной нам Вселенной "внешними цивилизациями".

Часто, сами креационисты подливают масла в огонь, ставя веру в один ряд с научными фактами. Это порождает у многих людей впечатление, что они имеют дело более с философией или религией, чем с наукой.

Основная цель креационизма -- способствовать познанию человеком окружающего мира научными методами и использовать это знание для решения практических нужд человечества. Креационизм, как и любая другая наука, имеет свою философию. Философия креационизма -- это философия Библии. И это многократно увеличивает ценность креационизма для человечества, которое уже успело на собственном примере убедиться, как важна философия науки для предотвращения необдуманных последствий ее развития. Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. Пример: В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» -- если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных -- около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы -- для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

религиозный гипотеза ортодоксальный антропогенез

В области биологии Средневековье не дало новых идей. При этом многие античные достижения были либо утеряны, либо переинтерпретированы в религиозном духе. Особенно это касается таких мировоззренческих проблем, как происхождение жизни и происхождение человека. В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни и человека рассматривалосъ как прямое, непосредственное творение их Богом.

В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий христианства, ислама и буддизма. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул влицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою», - написано в библейской Книге Бытия. Примерно в таком же ключе трактует этот вопрос и ислам. Аллах (который, согласно Корану, имеет лицо, руки, глаза, восседает на престоле) слепил тело человека из глины, а затем одухотворил его: « ... вдул в него от своего духа». «Бог создал вас и то, что вы делаете», - говорится в Коране. В буддизме (с его сильной установкой на поиски пугей нравственного самосознания и самосовершенствования) вопрос о происхождении человеческого общества так прямо не формулируется,. По-этому страдания мира и людей в нем безначальны. Но зато отдельный человек формируется на всех этапах (ниданах) своего роста под непосредственным влиянием сверхъестественного духа. Божественное сознание пронизы:вает душу человека еще на этапе его эмбрионального развития, а затем сопровождает его всю жизнь.

Религиозные представления о времени возникновения человека, а также о закономерностях развития человеческого общества были далеки от реальности. Так, христианская историософия относила начало существования человечества к 5509 г. до н.э. Вся история человечества при этом делилась на два основных периода - «допотопный» И «послепотопный». Согласно библейскому рассказу, в допотопную эпоху в последний, заключительный, шестой день творения Бог создал из праха земного Адама, а затем Еву из ребра его, дал им возможность беспечно жить в саду Эдема - райской обители. Новое, «послепотопное» человечество произошло от единственного из «божественных» людей «допотопной» эпохи (т.е. прямых потомков Адама и Евы) - Ноя и его потомков, спасшихся во время потопа в ковчеге, и т.д. и т.п. Интересно, что в Средневековье религиозные догматы о сотворении человека Богом вполне уживались с самыми невероятными вымыслами о прошлом людей и о народах неведомых стран.

Так, средневековые географы и хронисты всерьез принимали легенды о собакоголовых людях, фанезийцах (т.е.людях, закутывавшихся в свои громадные уши, как в одеяла), кентаврах (людях с туловищем лошади), мантихорах (существах с лицом человека, туловищем льва и хвостом скорпиона) и др. Особенно были популярны сложившиеся еще в античности из мифологических источников рассказы о «чудесах Индии. Индия - это страна «подлинных чудес»: «Там жили пигмеи, которые сражались с аистами, и великаны, воевавшие с грифонами. Там были "гимнософисты" ,которые целый день созерцали солнце, стоя под его паляшими лучами сначала на одной, а потом на другой ноге. Там и мелись люди со ступнями, повернугыми назад, и с восемью пальцами на каждой ноге; киноцефалы, т.е. люди с собачьими головами и когтями, лающие и рычащие; народ, женщины которого рожают только одного ребенка, при этом всегда беловолосого; племна, у представителей которых в юности волосы белые, но с годами темнеют; люди, которые ложатся на спину и поднимают вверх свою огромную единственную ногу, тем самым спасаясь от солнца; люди, которые насыщаются от одного запаха пищи; безголовые люди, у которых глаза находятся в желудке; лесные люди с волосатыми телами, собачьими клыками и устрашающими голосами; а также множество ужасных зооморфньrx существ, сочетающих в себе признаки нескольких животных».

Что касается вопроса о возникновении человечества и его первоначальной истории, то в Средневековье считалось, что об этом все уже сказано в Библии. Попытки поставить под сомнение эту одну из основных догм христианства рассматривались как опаснейшая ересь и жестоко преследовались. Так, в 1450 г. на костре инквизиции был сожжен Самуил Сарс, высказавший догадку, что человечество гораздо древнее, чем об этом говорится в Библии. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в.

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Мария Быкова


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

Кафедра философии и социальных наук

Религиозная концепция происхождения человека

Выполнил:

Шумкина Е.В.

Проверила:

Груздева В.В.

Нижний Новгород 2014

религиозный философия антропогенез мировоззрение

Введение

1. Происхождение человека

1.2 Сила Духа: креационизм

2.2 А есть ли противоречие? Третья точка зрения на происхождение человека

Заключение

Введение

В своей работе я рассмотрю происхождение не планеты Земля и не жизни на этой планете, а именно человека и его мировоззрения с точки зрения религиозной философии. Потому что именно человек представляет для нас Мир, именно его происхождение является наиболее интересным и значимым для нас вопросом.

Актуальность выбранной темы настоящего исследования обусловлена следующими теоретическими и практическими положениями. С давних времен человека интересует вопрос о его происхождении. Библия отвечает на него так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему...», «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его». А в Коране рассказывается о том, как Бог «начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца». Это было сказано много сотен лет назад, но и сегодня христианская, иудейская, мусульманская религии объявляют человека божественным творением. Защитники религии всячески стараются подчеркнуть исключительность человека как существа, наделенного бессмертной душой. Фактически утверждение о божественном творении человека - одна из самых важных догм всех религий.

Целью данного реферата является изучение взглядов религиозной философии на происхождение человека и противостояние в этом вопросе материалистической философии.

Для этого нужно решить следующие задачи:

Рассмотреть какие существуют концепции происхождения человека;

Изучить противоположность подхода к мировоззрению материалистической и религиозной философии;

Проанализировать третью точку зрения на происхождение человека и ответить на вопрос «А есть ли противоречие?»

Данную тему я постаралась раскрыть в двух главах своей работы. В первой главе рассмотрены, концепции о происхождении человека. Наиболее подробно о концепции креационизм. Концепция креационизма имеет самую длинную историю, так как практически во всех религиях возникновение жизни рассматривается как акт Божественного творения, свидетельством чего является наличие в живых организмах особой силы, которая управляет всеми биологическими процессами. Во второй главе постаралась раскрыть противостоянии е взглядов на происхождение человека материалистической и религиозной философии. Ну а как же обстоит дело в действительности: кто же всё - таки прав религия или наука? Прежде чем приступить к главной теме нашей работы, давайте познакомимся с историей вопроса.

Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: «Откуда мы?», «Каково наше место в мире?» Человек является центральным объектом в мифологии и религиях многих народов. Является он основным и в современной науке. У разных народов в разные времена возникали разные ответы на эти вопросы. Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира.

С античности начала развиваться философская мысль. Философские построения обычно основаны на некой первоначальной аксиоме, от которой путём логических или умозрительных умозаключений исследователь приходит к неким выводам. Относительно происхождения человека часть философов более склоняется к религиозной традиции, часть - к научным воззрениям, зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии, а стройность построений заимствует у науки. Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

1. Происхождение человека

1.1 Концепции происхождения человека

Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными -- представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты.

Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология -- общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического" строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез -- процесс происхождения человека -- как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

креационистская концепция -- человек сотворен Богом или мировым разумом;

биологическая концепция -- человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;

трудовая концепция -- в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

мутационная концепция -- приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе;

космическая концепция -- человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю.

В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни и человека рассматривались как прямое, непосредственное творение их Богом. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий -- христианства, мусульманства и буддизма.

1.2 Сила Духа: креационизм

Креационизм (лат. creatio - сотворение, создание) - религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом - Богом или несколькими богами - в результате сверхъестественного творческого акта. В области биологии средневековье не дало новых идей. При этом многие античные достижения были либо утеряны, либо переинтерпретированы в религиозном духе. Особенно это касается таких мировоззренческих проблем, как происхождение жизни и происхождение человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою», -- написано в библейской книге Бытия.

Примерно в таком же ключе трактует этот вопрос и ислам. Аллах (который согласно Корану имеет лицо, руки, глаза, восседает на престоле и др.) слепил тело человека из глины, а затем одухотворил его: «вдул в него от своего духа». «Бог создал вас и то, что вы делаете», -- говорится в Коране. В буддизме (с его сильной установкой на поиски путей нравственного самосознания и самосовершенствования) вопрос о происхождении человеческого общества так прямо не формулируется, поскольку материальный мир рассматривается как непрерывно творимый безначальным абсолютным сознанием -- драхмами. Поэтому страдания мира и людей в нембезначальны. Но зато отдельный человек формируется на всех этапах своего роста под непосредственным влиянием сверхъестественного духа. Божественное сознание пронизывает душу человека еще на этапе его эмбрионального развития, а затем сопровождает его всю жизнь. Концепция креационизма имеет самую длинную историю, так как практически во всех религиях возникновение жизни рассматривается как акт Божественного творения, свидетельством чего является наличие в живых организмах особой силы, которая управляет всеми биологическими процессами. Процесс божественного сотворения мира и живого недоступен для наблюдения, и божественный замысел недоступен человеческому пониманию.

Интересно в креационизме был решен вопрос о продолжительности акта творения мира. В Библии сказано, что Бог сотворил мир в шесть дней. Некоторые христианские теологи верят, что это были обычные дни по 24 часа. Другие богословы относились к библейским текстам как к аллегориям и считали, что каждый день творения занимал тысячу лет. Но во всех случаях рассуждения о происхождении жизни базируются лишь на вере в библейские откровения, сомневаться в которых нельзя. Научные же истины в соответствии с принципом фальсификации всегда подвергаются сомнению.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве - в Библии. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Религиозные представления о времени возникновения человека, а также о закономерностях развития человеческого общества были далеки от реальности. Так, христианская историософия относила начало существования человечества к 5509 г. до нашей эры. Вся история человечества при этом делилась на два основных периода -- «допотопный» и «послепотопный». Согласно библейскому рассказу в допотопную эпоху в последний, заключительный, шестой день творения Бог создал из праха земного Адама, а затем Еву из ребра его, дал им возможность беспечно жить в саду Эдема -- райской обители. Новое, «послепотопное» человечество произошло от единственного из «божественных» людей «допотопной» эпохи (т.е. прямых предков Адама и Евы) -- Ноя и его потомков, сохранившихся во время потопа в ковчеге, и т.д. и т.п.

Интересно, что в средневековье религиозные догматы о сотворении человека Богом вполне уживались с самыми невероятными вымыслами о прошлом людей и о народах неведомых стран. Так, средневековые географы и хронисты всерьез принимали легенды о собакоголовых людях (киноцефалах), фанезийцах (т.е. людях, закутывавшихся в свои громадные уши, как в одеяла), кентаврах (людях с туловищем лошади), мантихорах (существах с лицом человека, туловищем льва и хвостом скорпиона) и др. Что касается вопроса о возникновении человечества и его первоначальной истории, то в средневековье считалось, что об этом все уже сказано в библейской легенде. Попытки поставить под сомнение эту одну из основных догм христианства рассматривались как опаснейшая ересь и жестоко преследовались. Так, в 1450 г. на костре инквизиции был сожжен Самуил Capc, высказавший догадку, что человечество гораздо древнее, чем об этом говорится в Библии. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в. Так, например, даже в начале XIX в. такой видный французский палеонтолог, как Жорж Кювье из религиозных соображений отрицал существование ископаемого человека.

В соответствии с двумя мировоззренческими позициями -- материалистической и идеалистической -- еще в древней философии сложились противоположные концепции происхождения жизни: креационизм и материалистическая теория происхождения органической природы из неорганической. Существуют и собственно философские концепции, рассматривающие человека, его происхождение, жизнь, будущее с позиций проявления неких рационально обоснованных первосущностей. С позиций идеалистической философии Г.В. Гегеля происхождение человека явилось следствием саморазвития абсолютного разума, пронизывающего природу и определяющего все многообразие существующих в ней форм. Человек выступает как носитель абсолютного разума, действующий в соответствии с заложенной в нем необходимостью.

Материалистическая философская мысль (К. Маркс, В.И. Ленин) развивает идеи естественно-природного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит развитие материи. Какую бы теологическую или философскую позицию ни занимали мыслители, они вынуждены считаться с теми теориями и гипотезами, которые выдвигают естествоиспытатели, представители естественнонаучных направлений.

2. Противостояние взглядов на происхождение человека материалистической и религиозной философии

2.1 Противоположность подхода к мировоззрению

Согласно религиозным воззрениям, человек появился в результате единовременного акта божественного творения. Он был создан сразу в готовом, законченном виде. Человек -- это "творение, существенно отличное от всех прочих земных тварей и несравненно выше их... образ и подобие божие". Научное мировоззрение, основывающееся на данных конкретных наук, отвергает эти религиозные домыслы. Наука дает ряд бесспорных доказательств родственности анатомических особенностей строения организма человека и животных. Особенно близко родство человека и человекообразных обезьян, которые имеют очень много общих признаков. Уже сама по себе многочисленность общих признаков человекообразной обезьяны и человека приводит к выводу о том, что нет никаких оснований выделять человека в особый мир из общего мира животных.

Однако в распоряжении ученых в настоящее время находится уже множество вещественных доказательств животного происхождения человека. Начиная с прошлого века в различных районах земного шара, находят останки наших далеких предков. Их анатомическое строение самым убедительным образом свидетельствует о том, что человек вышел из животного царства. У истоков человеческого рода стояли австралопитеки (т. е. южные обезьяны), которые постепенно, за миллионы лет, превратились в обезьянолюдей.

Решающую роль в этом процессе сыграл труд, общественно-трудовая деятельность. "Только благодаря труду... -- писал Ф. Энгельс, - человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 488). Пытаясь дискредитировать научное мировоззрение, богословы доказывают, что оно принижает значение человека, поскольку низводит его в разряд животных. В действительности научное мировоззрение всегда подчеркивало и подчеркивает качественные отличия человека от животного. Главнейшие из этих отличий - трудовая деятельность, речь и мышление. Если животное пассивно приспосабливается к природе, то человек активно изменяет ее в своих интересах.

В непрекращающемся противостоянии и борьбе за право быть единоличным пастырем общества тысячелетиями доминировала религиозная философия. Ее утверждение о сотворении мира в результате единовременного акта божественного творения большинством признавалось за аксиому. Казалось, ничто не сможет поколебать ее безраздельного господства. Однако она не смогла устоять перед небольшой по объему, но емкой по содержанию книгой с неброским названием. Это была книга Дарвина «О происхождении видов», отвергавшая точку зрения религии и все отдававшая на откуп природе. Ее содержание позволило по-новому взглянуть на окружающий мир, что дало толчок в развитии многих направлений науки. Каждое научное открытие вынуждало религиозную философию отступать с занимаемых позиций. Наука убедительно доказала несостоятельность одной из важнейших догм религии о сотворении богом всего сущего в течение шести дней, чем вызвала смятение в рядах деятелей Церкви.

В настоящее время благодаря эволюционной теории от безраздельного владычества религиозной философии осталось только воспоминание - бесспорным лидером в борьбе идей является материализм. К началу третьего тысячелетия открытия в области естественных наук, физики и генетики внешне настолько упрочили положение материалистической философии, что она стала с высокомерием взирать на религию, считая ее плодом страха людей перед явлениями природы. Именно высокомерие и самомнение философов позволило Институту философии Академии наук в категоричной форме высказать совершенно абсурдную мысль о противоречиях между эволюционной теорией и библейским объяснением происхождения жизни: «Представив современный органический мир как продукт естественного развития, длившегося многие миллионы лет, дарвинизм самым непосредственным образом противостоит библейскому мифу о сотворении».

2.2 А есть ли противоречие? Третья точка зрения на происхождения человека

При всем уважении к отцам философии и, несмотря на все научные открытия, со сказанным ими согласиться никак нельзя. Дарвинизм противостоит религиозной трактовке сотворения мира, но никак не библейской. Религиозные философы в своем объяснении происхождения жизни действительно долгое время оперировали текстами Библии, где говорится о скоротечном сотворении всего. Однако данные тексты не являются библейским объяснением этого процесса, а ссылки на них - всего лишь лишнее подтверждение непонимания деятелями религии основного содержания Библии.

Получается парадоксальная ситуация: религия дает неправильное толкование текстов, а материалисты, подвергая критике эти толкования, делают вывод о несостоятельности содержания Библии. Если бы врачи лечили больных, не ставя диагноза, опираясь только на мнение окружающих, читать философские труды было бы некому. С философами - материалистами можно согласиться только в одном: эволюционная теория действительно изменила общественное сознание и мнение людей о происхождении жизни, а открытия последних десятилетий только подтверждают правильность ее основных положений. Но она и научные открытия ни в чем не опровергают Библию - они опровергают религиозный комментарий ее текстов. Реально на сегодняшний день мы имеем, какой бы неожиданностью сказанное не оказалось, три точки зрения на происхождение жизни: науке и религии свое мнение противопоставляет древний мир, создавший немало литературных источников, посвященных данному вопросу. Ознакомившись с доводами каждой стороны можно попытаться понять, кто из них прав или наиболее близок к истине.

Гипотезы о происхождении жизни.

1. Самозарождение и эволюция жизни. По мнению сторонников эволюционной теории, Земля, после своего образования, длительное время была безжизненной планетой с атмосферой, насыщенной парами водородных соединений. Это был мир, в котором господствовали минералы, пары воды, аммиак и сероводород. Но все подвержено изменениям, в том числе и жизнь планет. В результате длительного процесса взаимодействия газов, воды и почвенных элементов под воздействием космического излучения из неживой материи появились органические вещества. Именно они стали тем фундаментом, на котором впоследствии возник окружающий нас растительный и животный мир.

Из органических соединений образовались первые носители жизни - комочки живого вещества, не имеющие клеточного строения. Вначале единственным источником питания для первичных организмов служили органические соединения, возникшие абиогенным путем, т. е. из неорганических соединений. Со временем солнечные лучи, пробившись сквозь слои атмосферы, достигли поверхности планеты. Благодаря им возник фотосинтез. Он стал причиной появления свободного кислорода, наличие которого привело к образованию из комочков живого вещества простейших организмов.

Одно из установленных свойств органической жизни - тенденция к совершенствованию и усложнению существующих видов. Данное свойство Дарвин объяснял необходимостью организмов приспосабливаться к окружающим условиям. В результате приспособления появлялся новый, более совершенный вид. Это и был естественный отбор, в котором, по Дарвину, выживали сильнейшие. Длительный процесс усложнения и видообразования, в конечном итоге, привел к появлению растений, а затем и животных. Последующая эволюция видов подняла на новую, более высокую, ступень развитие животного мира, из которого выделились человекообразные обезьяны, а затем - человек животный. Завершающей стадией преобразований стало появление человека разумного. Таким образом, теория Дарвина впервые отвергла право человека на особый статус в окружающем мире, на его исключительность в отношениях с Богом.

Бельгиец русского происхождения, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин своими словами как бы обобщил точку зрения науки на возникновение жизни:

«… Жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает перед нами как высшее проявление происходящих в природе процессов самоорганизации.

Весьма примечательно, что недавно были открыты ископаемые формы жизни, обитавшие на Земле примерно в ту эпоху, когда происходило первое горообразование (самые древние из известных ныне ископаемых жили на Земле 3,8 10 лет; возраст Земли считается равным 4,6 10; образование скальных пород также произошло примерно 3,8 10 лет назад). Раннее зарождение жизни, несомненно, является аргументом в пользу идеи о том, что жизнь - результат спонтанной самоорганизации, происходящей при благоприятных условиях».

2. Божественное творение путем эволюции (точка зрения религиозных философов). Эволюционной теории Церковь не противопоставила ничего, что свидетельствовало бы о прогрессивном развитии религиозного мировоззрения. Молчание деятелей религии, связанное с поиском выхода из сложившейся ситуации, было долгим. Наконец выход ими был найден и довольно-таки оригинальный. Если материалисты решили, что эволюционная теория, доказав естественность развития органической жизни, уничтожила корни религии, то сама религия так не считала. Она, не делая самостоятельных выводов, оставила за собой право интерпретации тех мест эволюционной теории, над которыми наука поставила знак вопроса. Религиозные философы поступили чисто по философски: все сущее ими было представлено в виде божественного творения путем эволюции. Стараясь не вспоминать о днях творения, они теперь соглашаются с научной точкой зрения о возникновении Вселенной в результате взрыва сверхплотного сгустка материи. Соглашаются, но при этом очень скромно дополняют научную гипотезу - все произошло по воле Творца.

Они уже не оспаривают тезис эволюционной теории о постепенном усложнении органической жизни. Они признают его правильность, но при этом уточняют - усложнение организмов происходило и происходит по воле бога:

«Жизненный импульс возник в потоке природных сил, сделал материю способной к эволюции. От первичных существ потянулись нити к бесчисленным видам, населившим море, сушу и воздух. Все виды, которые приспосабливались к какому-либо определенному образу жизни, отдаляясь от центрального ствола, заходя в тупик в своем развитии. И только существа, которые избежали узкой специализации, положили начало телесной форме человека. Так появился человек животный».

Наука, пытаясь детально разобраться в эволюционном процессе, выявила наиболее уязвимые места в ею же созданной теории происхождения и развития органической жизни. Выявила, чтобы детально разобраться в неясных вопросах. Религия, понимая, что эволюционная теория близка к истине, пробелы в научных знаниях тут же заполнила «божественным вмешательством».

Пытаясь найти в Библии ответ на вопрос о происхождении жизни на земле, лучшие умы обоих философских направлений сосредотачивают свое внимание на первой главе Ветхого Завета. Понимая, что за семь дней сотворить небо и землю и все сущее не под силу даже богу, ученые, игнорируя запреты Церкви, ведут активные поиски тайного смысла этой главы. Между тем, Церковь права, нет в ней никакого тайного смысла - она вполне доходчивым языком описывает реальные 1 (выдержка из «Истории религии» А. Мень) события древности, названные «сотворением мира». Вопросу возникновения жизни посвящена вторая глава Ветхого Завета, которую философы почему-то обходят стороной. Она донесла до нас мнение древних, идущее вразрез с современными представлениями:

«Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал небо и землю. И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли».

Сравнительный анализ позволяет установить полную идентичность мнений науки и Библии по основным вопросам мироздания. Но на этом их единодушие заканчивается и начинается невероятное. Если наука до сих пор не может найти истоки возникновения жизни, то Библия в категоричной форме утверждает: появление жизни на Земле предопределено возникновением Вселенной и самим существованием планеты! При «сотворении» неба и земли ничего не происходит, но как только Бог их «создает», он сразу же «создает» траву и кустарник, которые, однако же, на Земле еще не росли. Объяснение данному библейскому утверждению может быть только единственное: с образованием вещественных форм материи во Вселенной появилось нечто, благодаря чему еще не существующий кустарник обязательно должен был появиться. В этом «нечто» заложена программа его появления.

Заключение

Рассмотрев концепции происхождения человека, а более подробно религиозную концепцию - креационизм, можно сделать вывод, что концепция креационизма, по существу, научной не является, поскольку она возникла в рамках религиозного мировоззрения. Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении проблемы происхождения и сущности жизни. Тем не менее, эта концепция продолжала и продолжает пользоваться довольно большой популярностью.

Из изучения противостояния взглядов материалистической и религиозной философии на мировоззрение, происхождение человека следует то, что в силу противоположного подхода этих двух пастырей общественного сознания к вопросам мироздания, каждое направление философии пытается убедить массы, что только ее точка зрения соответствует истине. Мы вольно или невольно следуем путями, проложенными философами. Взглянув на сложившуюся ситуацию взглядом стороннего наблюдателя, не составляет большого труда понять: наседка - не обязательно мать, а существующие философские концепции могут быть далеки от истины и отражают не более чем уровень развития современной цивилизации. Тем не менее третьего нам не дано и количество сторонников того или иного направления философии зависит не только и не столько от степени интеллектуального развития личности, сколько от ее материального, духовного и, главное, физического состояния.

Современное общество имеет разные точки зрения на происхождение жизни, но все они лежат где-то между представлениями материалистической и религиозной философии. В заключение хочется сказать, что на самом деле религия и наука не могут противостоять друг другу потому, что в различных описаниях и доказательствах существуют временные несоответствия одних доказательств другим. К примеру, вокруг имени Дарвина идет борьба. Дарвинизм пытаются противопоставить религии. На мой взгляд, каждому мыслящему человеку должно бы быть ясным, что никакая теория происхождения видов, если только она не противоречит здравому смыслу, не может противоречить Библии, так как в Библии излагается лишь принципиальная сторона вопроса о происхождении человека, а именно, что Бог завершает творение мира созданием человека. Библия говорит, что человек - это венец создания, образ и подобие Самого Бога. Она утверждает, что человек (по своему строению тела) состоит из земли, а по духу своему божественному душа человека - это "дыхание Божества". О том, как появились все виды на Земле, и как долго продолжался процесс их развития, а также о самом процессе создания человека, Библия ничего не говорит, потому что это уже сфера науки, но не религии. Поэтому дарвинизм, совершенно независимо от того, истинен он или неистинен, как естественнонаучная теория, не может быть противопоставлен религии.

Еще пройдет немало времени до того момента, когда человечество создаст единую доктрину о происхождении человека на Земле, вместив в себя все истинные моменты и из религиозных верований и из научных гипотез. И может быть все-таки, появиться ответ на вечный вопрос « Что появилось раньше, курица или яйцо?»

Список использованных источников и литературы

2. Культурология (Гладышева С.Г.). Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)». - М., 2009.

3. Интернет-ресурсы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Проблема возникновения и развития человека, ее сущность и характеристика взглядов. Различные взгляды на происхождение человека. Последователи Чарльза Дарвина, их взгляды на проблему происхождения человечества. Характеристика их мировоззрения и сущность.

    реферат , добавлен 22.02.2009

    Сущность человека с точки зрения психологии и философии. Историческая связь психики с деятельностью человека, ее возникновение и законы изменения. Философские размышления M. Шеллера, А. Гелена, Г. Плесснера, Л. Фейербаха, К. Маркса о сущности человека.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Современное состояние проблемы человека. Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза. Философские концепции происхождения человека. Варианты человеческого самопознания. Социальные признаки и психологические особенности человечности.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Мифологическое сознание и его эволюция, развитие теоретического мышления и становление философии. Анализ процессов возникновения философии, основных этапов философского мировоззрения. Система общих теоретических взглядов на мир и место в нем человека.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Общая характеристика современной религиозной философии, формы мировоззрения. Неотомизм – наиболее разработанная философская доктрина современной католической церкви. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена, суть его интуиции.

    реферат , добавлен 01.03.2012

    Понятие и структура мировоззрения, его основные исторические типы (миф, религия, философия). Исторические изменения предмета философии. Характеристика социальных функций философии. Соотношение философии и современной науки. Специфика философского знания.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Мнения античных философов о человеческих потребностях. Альтруистическое учение Ф. Бекона. Значение влечений согласно Т. Гоббсу. Материалистическое обоснование общественных явлений Ж.Ж. Руссо. Взгляды представителей немецкой философии на природу человека.

Вам также будет интересно:

Из чего производят инсулин
Препарат, позволяющие сдерживать течение сахарного диабета, одновременно снижая уровень...
Эстрада ссср Советские эстрадные певцы 60х 70х годов
Советские звезды эстрады сильно отличались от нынешних. Они обходились без лимузинов и...
Государственный комитет по чрезвычайному положению Мнение бывших участников гкчп
Основная цель путчистов заключалась в том, чтобы не допустить ликвидации СССР, которая, по...
Жареная треска на сковороде
Среди множества рыбных рецептов большой популярностью у хозяек пользуются блюда из трески,...
Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)
Добрый день, друзья! Сегодня у нас капуста кольраби - это витаминная бомба, с большим...