Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Сонник: к чему снятся овощи

Сонник толкование снов дверь

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Запеканка в мультиварке творожная с манкой

Замы Министра обороны РФ: имена, звания, достижения Кто руководит и управляет вс рф

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт

Как приготовить шницель из курицы на сковороде

К 324 черный принц. Великая отечественная - под водой

Вокруг фильма "Загадка черного принца" крутилось много прибрежной пены.

На снимке: К-324, ССВ-506 "Находка", эм USS Peterson (DD-969)

Я решил опубликовать рассказ, которым со мной любезно поделился непосредственный участник событий - к3р Александр Воробьев :
Первый раз посмотрел в интернете фильм "Загадка черного принца" 22 февраля 2012 года, спустя 28 лет после этого события, непосредственным участником которого я являлся.
В то время я был кап. 3-го ранга и находился на борту ССВ-506 в качестве наставника командира БЧ-4 (лейтенанта из студентов). Одновременно имея образование радиоразведчика (окончил Академию Связи, факультет радиоразведки, группа КГБ), консультировал по вопросам разведки командира ССВ-506 кап.3-го ранга Л. Шутова.
Я крайне удивлен выдумками автора фильма, который свалил в кучу все противоречивые события 1983 года, а особенно "геройством" командира К-324.


С 23 по 28 октября 1983 года мы находились в Гаване с задачей пополнения запасов и отдыха экипажа. События в Гренаде начались 25 октября, а 27 октября все было закончено. Фидель Кастро объявил в стране чрезвычайное положение и привел ВС в повышенную БГ, но на этом все закончилось, возможно по совету Москвы.
Аэродром в Гренаде строили по проекту Англичан, а рабочие были в основном кубинцы, которые и оказали достойное сопротивление, но силы были не равны.Длина взлетной полосы аэродрома не позволяла принимать стратегические бомбардировщики СССР.
Полагаю, что эти события никак не связаны с выходом К-324 на БС. Сам кап.2-го ранга Терехин заявил, что ему поставлена задача разведки системы гидроакустики ВМС США. С этой задачей К-324 справилась успешно, вывела из строя гидроакустику американского корабля.
29 октября мы вышли из Гаваны и направились в район Норфолка, где должна произойти смена с нашим разведкораблем, кажется ССВ-501. Мы не встретились с кораблем и не смогли получить весточки с Родины, а на это время мы были в море более 6 месяцев. Нам приказали полным ходом следовать в точку аварии К-324. Когда до лодки оставалось 40-50 миль я установил УКВ ЗАС связь с лодкой, переговорил с командиром БЧ-4, а потом пригласили на связь своим командиров. Узнав о том, что к-324 намотала на винт кабель-тросс, командир СВ-506 предложил отправить на помощь 2 катера с аварийно-спасательными группами, деферентовать лодку и попробывать с помощью газовых резаков убрать кабель. Командир К-324 был назначен, приказом из Москвы, старшим группы,и он согласился с планом, но начало работ перенес на 4 часа позже, ссылаясь на разницу во времени. Вот это обстоятельство и стало решающим так как через 4 часа в район прибыл эсминец ВМС США "Петерсон" (USS "Peterson"). Мы доложили об этом факте в Москву, нам приказали прекратить работы и не подпускать эсминец к лодке. Вот и началась карусель вокруг лодки, благо маневренность и скорость ССВ-506 позволяли отжимать эсминец от лодки. Все это продолжалось до подхода второго эсминца ВВС США, далее соревноваться в маневрах было бесмысленно, тем более американцы подняли вертолет и производили фотосъемки лодки. Вскоре мы перехватили радиограмму слудущего содержания:"Современная лодка ВМФ СССР потерпела аварию 200 миль юго-западнее Бермудских островов. ВМС США предоставилась прекрасная возможность по всестороннему изучению ТТХ лодок этого класса". Думаю, что вот эта телеграмма говорит о всех "заслугах" перед Родиной командира К-324 кап. 2-го ранга Терехина.
О погоде. Погода была великолепная, волнение моря 1балл (видно на фото), температура 23-25 град. Никогда на широте 30 град. северной не бывает в конце октября 50 град. жары. Здесь подводники лукавят, стараясь показать как им было тяжело.

Получаем указания следовать в район острова Куба. Лодка должна идти самостоятельно на дополнительном винте, который служит для подруливания при маневрах. Доп. винт позволял идти со скоростью 1-2 узла. Вот тут и началось самое интересное. кап. 2-го ранга Терехин категорически отказался идти на Кубу, так как у него на борту ядерное оружие. Формально он был прав, но приказ есть приказ. Лодка по всей видимости не имела прямой связи с Москвой, кроме одностороннего быстродействия на передачу. Космическая связь в этом районе маловероятна, а КВ связь для К-324 на прием не проходит, поэтому команды шли с ССВ-506, который имел прямую связь с Москвой. В результате повторного приказания лодка взяла курс к берегам Кубы. Командир К-324 утверждает,что на эсминце "Петерсон" был поднят сигнал к высадке десанта. Никаких сигналов подобного рода не было. Захват лодки, чего опасался Терехин, в присутствии советского разведчика ССВ-506-это катастрофа, это война, на что силы ВМС США без решения президента и конгресса не пойдут. Это мы часто нарушали международные правила, сближаясь с авианосцами и лодками ВМС США до недопустимого расстояния, опасно маневрировали чтобы изучить радиотехническое оборудование и сделать фотоснимки до последней заклепки, а еще вовремя поднять документацию о боевой деятельности противника. Американцы не делали секретов о своей боевой подготовке и после приборок выбрасывали за борт целофановые мешки. Мы все это поднимали на борт и находили очень интересные документы, например планы БП 2 флота ВМС США на месяц. А во время ракетных стрельб ПЛАРБ мы вообще не реагировали на команды покинуть район стрельбы. Нам надо было поднять укупорки, которые всплывыали при пуске ракеты. Возможно эти укупорки могли дать информацию о составе твердого топлива ракет, которое американцы начали использовать раньше СССР. Они тоже старались поднять их, но куда там, мы поднимали 80% всех укупорок и доставляли их на базу.
Теперь о возможности приближения иностранной ПЛ с целью снятия гидроакустической станции на конце кабель-тросса. Полагаю, что это абсурдное заявление Терехина. Во-первых возможно станции вообще не было, и сам кабель-тросс мог использоваться в качестве гидроакустической системы аналогично буксируемым связным антеннам типа "ласточка" и "фосфор", используемых на наших атомоходах. Во-вторых К-324 с 3-го ноября двигалась своим ходом и возможность срезать что-то не реально.
Все эти выдумки командира к-324, в том числе и угроза ядерной войны является попыткой оправдать свои безграмотные действия. Ведь очевидно, что К-324 была обнаружена противником и американский корабль вел слежение за лодкой. Сам командир узнал об этом слишком поздно и попытка оторваться от преследования и привела к катастрофе. Возможно Терехин хотел "поднырнуть" под американца и зацепил кабель-тросс.

Второй эсминец ВМС США оставил район и ушел 2-3 ноября. Буксир "Алдан" прибыл 6-7 ноября. При заведении буксирных концов никаких эксцессов и стрельбы по плотикам не было, а вот насчет сигарет "Памир"-это очень интересная история. Команды буксиров "Алдан" и"Агатан", базируясь в Гаване по сути дела были брошенные экипажи. Полуголодные, грязные, без сигарет и бритвенных принадлежностей героически по 1-1,5 года выполняли бесменно поставленные задачи. Только заходящие в Гавану развед.корабли оказывали им помощь дешевыми сигаретамим, мылом, зубной пастой, консервами, мукой и.т.д. А вот уходя в дальний поход командиру к-324 надо было бы подумать о запасе сигарет и "стрелять" у мичмана-командира буксира, и у моряков сигареты-это позор. Моряки с "Алдана" поделились с героями-подводниками последним.
7 ноября 1983 года группа в составе к-324, ССВ-506, м.б. "Алдан" и эм."Петерсон" шла к острову Свободы. Американцы первыми поздравили нас с 66 годовщиной Октябрьской Революции. Никаких мегафонных поздравлений лично Терехину не было. Это очередная выдумка. Если американцы хотят поздравить персонально командира советского корабля то они сбрасывали в воду пенал, в котором находилась большая фотография корабля и поздравление командиру с указанием его звания и фамилии. Так в 1979 году был поздравлен командующим 16 эскадры ПЛАРБ кап.1-го ранга Д. Виноселов-командир ССВ-502. Вечером американцы организовали салют, мы все приняли в этом участие, в т.ч. и К-324.
При подходе к тер. водам Кубы эм."Петерсон" поблагодарил за совместное плавание и ушел. Нас встречали два катера с группой генералов на борту. Старший из них принял доклад кап.3-го ранга Шутова, заявил, что на корабле имеется гидроакустическая станция, поэтому приказал командиру ССВ-506 находиться на входе в бухту Ниппе и не допустить прорыва вражеских пл. Мы этим и занимались хотя на корабле гидроакустической станции не было.
Срезав легкий корпус, лодка была освобождена от кабель-тросса. Поступило приказание забрать на борт кабель и опять началась мышиная возня. Терехин отказывался отдавать кабель, ссылаясь на то, что он является его алиби. Все-таки кабель (возможна его часть) был загружен на наш борт и был доставлен в Североморск. Наш поход продолжался 8 месяцев, оценка за БС-отлично. После похода я ушел на повышение в штаб СФ.
Наград за БС К-324 не получила. Более того по моим данным командир К-324 был отстранен от должности.

Осенью 1983 года советская подлодка К–324 находясь в районе знаменитого Бермудского треугольника, во время разведывательной операции спряталась, как думал ее капитан, в надежном месте, под килем рыболовного судна.

Но тихо двигаясь под «рыболовом» подложка зацепила винтом трал и намотала его на винт. И тут выяснилось, что «рыболовный траулер» был фрегатом ВМС США «Макклой», а намотанный трал - сверхсекретной системой обнаружения подводных лодок TASS.

Из-за намотанного на винт трала-обнаружителя советская лодка потеряла ход и ей пришлось всплыть. И как раз в этот момент состоялась операция американцев на Гренаде, да и Андропов как раз был при смерти. В общем, обстановка в мире была сложная.


"Чёрный принц"

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые.

Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО - Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным - китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония , затонула.

Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас - 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали.

Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают - их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой.

А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием…

Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота - не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной истории из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.

Аварийное всплытие


Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой АПЛ «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев, в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным оружием на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру », военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?

На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.

Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?


Нечаянный улов в $500 тысяч

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно.

Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Доносить на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности.

Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.

Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексон Вил. Здесь находилась судоверфь, где янки строили атомоходы типа «Огайо».

Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корпус этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал корабль разведки Северного флота «Находка».

Замысел нашего командования был такой. Как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной - писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п.

Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды » задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат.

Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.

Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок , но добыть ее пока не удавалось.

Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну.

Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США . В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской…

«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, - вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. - Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги.

Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла.

Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину , но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта. - Прим. авт.) и всплыли в крейсерское положение.

Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт.

Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается.

Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ.

Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».


«Лодкой не рисковать»

«…Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму.

Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман - в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет.

Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.

В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» - суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток…

Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке.

Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США . Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».


Противостояние на грани фола

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!».

А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон . Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить.

Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.

Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Атомоход «К-324» - территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки - это война!

Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку «К-324» прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны.

В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.


Янки остались с носом

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП Главного штаба ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.

Легко сказать - следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» - под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов.

И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать? На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Острова свободы.


Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву .

А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой.

Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день . И с нашей, и с американской стороны.


Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США ?

Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!

ЧП международного масштаба

Об этом происшествии доложили Генеральному секретарю ЦК КПСС сразу же, несмотря на поздний час: в Саргассовом море американские корабли окружили советскую всплывшую атомную подводную лодку К-324. Ее командир - капитан 2 ранга Вадим Терёхин подготовил атомоход к взрыву на случай, если американцы попытаются высадить абордажную группу.

Андропов бросил взгляд на настольный календарь - 31 октября 1983 года... Он хорошо помнил, как в октябре 1962 года в том же Саргассовом море с его заклятым Бермудским треугольником едва не разразилась термоядерная война в ходе так называемого "ракетного кризиса". Тогда точно так же американские корабли держали в тесном оцеплении всплывавшие на зарядку батарей советские субмарины, посланные на прорыв морской блокады.

В молодые годы Юрий Андропов носил китель с якорями на пуговицах, учась в Рыбинске на речного судоводителя, и потому благоволил к морякам. Но подводники в тот год его просто достали. Сначала в июне на Камчатке затонула атомарина К-429 (четырнадцать человек погибли), потом в Мотовском заливе выскочил на камни подводный ракетный крейсер стратегического назначения К-245. И вот теперь новый казус в Саргассах с К-324, который грозил непредсказуемым поворотом событий.

Главнокомандующий ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков доложил как всегда рассудительно и уверенно:

К-324 временно лишилась хода. На помощь ей следует спасательное судно "Алдан". Реактор в штатном режиме. Все люди на борту живы и здоровы.

Он не сказал лишь о том, что встреча спасателя с аварийной лодкой произойдет не ранее, чем через десять суток. А все это время К-324 проведет борт о борт с американскими эсминцами, которые держали беспомощную атомарину под дулами своих пушек.

Почему они так привязались к нашей лодке? Она что - нарушила территориальные воды США? - недоумевал генсек.

К-324 находится в международных водах, - отвечал главком. - Обыкновенная провокация на фоне высадки американской морской пехоты на Гренаду.

Это было похоже на правду. Пентагон двинул к небольшому островному государству целую армаду, от которой собственно и отделились два эсминца для конвоирования всплывшей атомарины. Но Горшков, как, впрочем, и сам командир К-324 Терёхин, еще не знал истинной причины столь агрессивного натиска на попавшую в беду подводную лодку.

Командир несчастной "Щуки", или "Призрак 7-го заказа"

Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка К-324 (по натовской классификации "Виктор III", по советской - "Щука"; американцы же прозвали ее "Черным принцем" за красоту обводов и техническое совершенство) несла плановую боевую службу в Западной Атлантике.

Русским достался роскошный трофей с наиновейшими ноу-хау американских электронщиков. И где - на полигоне ВМС США!

К-324 была седьмой по счету лодкой проекта 671 РТМ. Несмотря на счастливый порядковый номер, ее постоянно преследовали опасные каверзы. Еще на государственных испытаниях она едва не стала жертвой слепого тарана неизвестной подводной лодки. В Японском море К-324 получила под водой мощнейший удар, после которого немедленно вернулась на завод и встала в док. Казалось, злой рок преследовал "Черного принца". На капитана подлодки Терёхина смотрели как на обреченного человека - не жилец. Но тот, несмотря на все ЧП и суеверия, верил в свой корабль, в своих людей, в свою судьбу. С тем и вышел на боевую службу в сентябре 1983 года.

Итак, "невезучая" К-324 ушла от причалов Западной Лицы в Западную Атлантику. Обстановка в мире, а значит, и в мировом океане, накалялась в очередной раз. Президент США Рейган решил обложить "империю зла" ракетным частоколом в виде "Першингов", размещенных в Западной Европе. Подлетное время этих ракет к Москве и другим жизненно важным центрам СССР сокращалось до 5-6 минут. Отныне Кремль должен был жить по образному выражению заокеанского журналиста, "с американским "кольтом", приставленным к виску". Но Кремль во главе с Андроповым готовил ответные меры: выдвинуть к берегам Америки подводные ракетодромы в виде атомных крейсеров с баллистическими ракетами. Подлетное время к ним сокращалось до тех же 5-6 минут, что выгадывали американские генералы, размещая "Першинги" на берегах Рейна.

Разумеется, американский флот спешно готовился к отражению подводной угрозы. Для более надежного поиска советских ракетоносцев была разработана новейшая система подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System). Для испытания уникальной низкочастотной гидроакустической антенны в Саргассово море вышел фрегат "Макклой". Длинный кабель-шланг секретной антенны тянулся за ним, словно хвост, на протяжении полукилометра. На самом конце крепилась капсула гидролокатора. Такое буксируемое устройство помогало улавливать все шедшие из океанских глубин шумы, даже не слышимые человеческим ухом инфразвуки, неизбежные спутники подводных лодок. Командир "Макклоя" работал с американской атомариной "Филадельфия" (SSN-690) и совершенно не подозревал, что под днищем его фрегата следует советская подводная лодка К-324, растворяя свои шумы в гуле турбин надводного корабля. Капитан 2 ранга Терёхин подкрался к "Макклою" на электромоторах и в течение 14 часов вел техническую разведку, записывая параметры новейшей противолодочной поисковой системы. Он бы следовал и дольше, если бы фрегат неожиданно не изменил курс и не направился в свою базу. Но экипажу К-324 было уже не до него. Изо всех отсеков Терёхину доложили о странной вибрации прочного корпуса. Да он и сам заметил неладное. Решили, что турбина дает сбои. На всякий случай увеличили обороты, и тут корабль затрясло так, что сработала аварийная защита турбины. Пришлось всплывать.

Одна беда не приходит, это присловье стало невольным девизом несчастливой "Щуки". Всплыли и попали в эпицентр мощного тропического урагана.

Тем временем фрегат "Макклой" входил в свою базу. Его командир готов был рвать волосы на голове: проклятый шторм оборвал секретную антенну, потерян бесценный гидролокатор. Виновата стихия - а что же еще?! - но спрашивать будут с него.

Уже светало. "Щуку" вот-вот могли обнаружить. Передав радио в Москву о потере хода, Терёхин рискнул погрузиться на перископную глубину раз, другой, третий... Именно рискнул, потому что погружаться без хода да еще в ураган весьма опасно. Однако стреноженная атомарина не держала глубины - со 150 метров с трудом удалось продуться и всплыть. Командир не стал больше искушать судьбу и доверился ей всецело.

Перетягивание каната по-американски

Утром, когда шторм поутих, рейсовый канадский авиалайнер заметил в Саргассовом море дрейфующую подводную лодку. Через полчаса прилетели выяснять обстановку два патрульных базовых самолета США. Лодка была опознана как советская "Виктор III", и к ней тут же ринулись два новейших эскадренных миноносца "Питерсон" и "Николсон". Они сразу поняли причину аварии - за "Черным принцем" тянулся обрывок той самой секретной антенны, которой лишился "Макклой" и которая намоталась на огромный семилопастный винт атомарины. Русским достался роскошный трофей с наиновейшим ноу-хау американских электронщиков. И где - в полигоне ВМС США! Такое и в страшном сне не могло померещиться. Но факт оставался фактом - капсула с чудо-гидролокатором болталась за кормой К-324.

Командир "Питерсона" вызвал на связь по УКВ командира русской подлодки и предложил ему помощь в освобождении от намотавшегося троса. Терёхин отказался. Он не мог допустить на борт своего корабля специалистов вероятного противника. К-324 принадлежала к новейшему проекту советских подводных лодок и была насыщена секретной техникой. Один противолодочный комплекс "Шквал" чего стоил! Сверхскоростная подводная ракета, которой была вооружена К-324, развивала в океанской толщи скорость в 200 узлов и настигала субмарину противника на дистанции 11 километров. Это достигалось за счет двигателя на перекиси водорода и оригинальной системы снижения трения воды о корпус: снаряд летел в газовой оболочке, образованной пузырьками сжатого воздуха. Аналогов этому комплексу, обладающему почти абсолютной вероятностью поражения цели, не существует и поныне.

Кроме того, как сообщают морские справочники, "АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения", многим из которых мог бы позавидовать и суперагент 007 Джеймс Бонд, рожденный воображением Яна Флеминга. В частности, в 1975 году в ОКБ им. Н. Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки".

Но американцам нужно было вернуть во что бы то ни стало свои секреты, и они проявляли все нарастающую настойчивость - "давайте мы вам поможем!" Терёхин прекрасно понимал, что если американцы решатся взять лодку на абордаж, а дело шло именно к этому, то не поможет и великолепный "Шквал" - офицерскими же пистолетами и автоматами Калашникова эсминцы не отгонишь. И тогда он приказал командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Зарембовскому подготовить атомоход к взрыву, о чем и сообщил своим назойливым соседям.

Командир турбинной группы капитан-лейтенант Букин, - вспоминает те тревожные дни старший мичман Сергей Блажков, - предложил сформировать аварийную партию, чтобы освободиться от троса. Однако все попытки ни к чему не привели: трос был слишком плотно намотан на винт, к тому же был сделан из такого прочного материала, что его не брал ни один инструмент. Американские корабли нашим тщетным усилиям не мешали, хотя опасно маневрировали вокруг, пытаясь обрубить своими винтами злополучную антенну. В диком напряжении прошли сутки. Неожиданно эсминцы успокоились и отошли на приемлемую дистанцию. Лишь много позже выяснилось, что они повторили тот же трюк, что и мы с их "Макклоем": под К-234 подошла атомная подводная лодка "Филадельфия"...

В книге "История подводного шпионажа против СССР", выпущенной в США, этот драматический эпизод описан так: "Подлодка (К-324) всплыла и попыталась освободить трос, который намотался на ее винт. Она оказалась без движения, захватив свой трофей... Подлодка "Филадельфия" маневрировала около лодки типа "Виктор" и подошла вплотную снизу, чтобы получше рассмотреть ее. И снова неожиданно для всех часть троса с гидролокатором зацепилась за что-то уже на корпусе подлодки "Филадельфия"...

Ситуация трагикомическая: две враждующие атомарины "скованы одной цепью", точнее связаны одним тросом. Перетягивание каната - любимое развлечение моряков на всех флотах мира. Но когда канат тянут две атомные подводные лодки, дело пахнет не просто порохом, а оружейным плутонием... По счастью, (в который раз "по счастью"?) бронированный кабель-шланг лопнул и "Филадельфия" унесла капсулу с гидролокатором на своем корпусе. Инцидент был бы исчерпан, если бы на винтах К-324 не оставалось свыше 400 метров низкочастотной антенны...

На десятые сутки вынужденного совместного плавания с игрой мускулов и поединком амбиций к месту конфликта подошло, наконец, спасательное судно "Алдан" и стало заводить на К-324 буксирный трос. Вот тут-то и загремели выстрелы.

Американцы стреляли из пистолетов по буйкам троса, - рассказывает бывший старпом К-324 ныне капитан 1 ранга запаса Александр Кузьмин. - Стреляли в бессильной злобе, стараясь разбить их вдребезги, утопить трос. А может просто развлекались с горя... Однако начинать из-за "куска шланга" пусть и с секретной начинкой третью мировую войну никто не захотел. "Алдан" прикрывал нас своим корпусом от наседавших эсминцев, а затем оттащил лодку "за ноздрю" на Кубу. Там в бухте Нипе кубинские моряки помогли освободить нам винт от троса, который тут же затребовала Москва.

Видимо, там наш трофей оценили, - продолжает рассказ старпома Блажков, - нам даже предоставили четверо суток внепланового отдыха на курорте. Но Вадим Александрович Терёхин, взяв в толк обостряющуюся международную обстановку, отказался от этого заманчивого предложения. И мы с рассветом 13 ноября 1983 года снова вышли в море. До точки погружения нас провожали кубинские ракетные катера...

Вместо послесловия

В 1996 году из-за банальной нехватки средств на ремонт "Черный принц" был выведен в отстой. Он и сейчас доживает свой век на плаву, ожидая очереди на разделку.

А давнее "перетягивание каната" в Саргассовом море получает сегодня вполне счастливый финал. Бывший старпом К-324 капитан 1 ранга Александр Кузьмин, глава Союза подводников Украины, принимает в Киеве былых недругов, ныне ветеранов подводного флота США. Все вместе отправляются в Одессу, где пройдет 43-й международный конгресс подводников. Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет - тому оба. Впрочем, у американцев нет аналога этой русской пословицы. А поминать будут тех, кто навсегда остался в море.

Документальный фильм Артема Михалкова посвящается 100-летнему юбилею подводного флота России.

На рассвете 25 октября 1983 года Соединенные Штаты Америки начинают секретную боевую операцию против дружественной Советскому Союзу республики Гренада. Американский десант высаживается на маленький остров в Карибском море.

30 октября, в разгар боев, в районе перемещения военно-морских сил США неожиданно всплывает советская подводная лодка К-324. В СССР атомоходы этого класса называют "щукой", в Америке - "Черным принцем". Появление "Черного принца" шокирует Пентагон. Лодка К-324 вооружена самыми современными крылатыми ракетами с атомными боеголовками. 10 дней в центральной Атлантике шла локальная война, которая грозила перерасти в 3-ю мировую.

В картине рассказывается история тех самых 10-ти дней осени 1983 года, которые вполне можно назвать Карибским кризисом-2. Им предшествовали события жаркой политической осени: был сбит корейский "Боинг", США начали размещать в Европе ракеты "Першинг-2", СССР строил аэропорт на острове Гренада в Карибском море, войска НАТО атаковали остров.

У подводников принято считать, что есть субмарины везучие, а есть невезучие и просто бедовые. Таковой можно считать многоцелевую атомную подводную лодку «К-324» (по классификации НАТО - Viktor 3, у нас этот тип субмарин значится под шифром «Щука»), которую преследовали злоключения на протяжении всей службы в боевом составе флота.

Так, еще во время заводских испытаний летом 1981 г. у о. Аскольд «Щуку» таранила в район 4-го реакторного отсека неизвестная атомная подлодка (по некоторым данным - китайская АПЛ типа «Хань», которая, как утверждает Япония, затонула. Сами китайцы на сей счет хранят гробовое молчание). Потом были взрыв аккумуляторной батареи и объемный пожар в 1-м торпедном отсеке, где находился полный боезапас - 24 обычные торпеды и 2 с ядерным боезарядом. И только какое-то невероятное чудо уберегло «К-324» и ее экипаж от гибели и ядерной катастрофы: отсек был полностью разрушен, но торпеды не сдетонировали. Бывало, атомоход внезапно стремительно проваливался на глубину к той роковой отметке, откуда лодки уже не всплывают - их, словно скорлупу, раздавливает дикое давление воды. Причем ЧП преследовали «Щуку» даже после вывода ее в отстой. А началось все, говорят, с того, что при спуске со стапеля на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре о киль АПЛ не разбилась бутылка традиционного шампанского. Четыре раза подряд(!), что считается недобрым предзнаменованием...

Описать все злоключения «К-324» за 20 лет ее службы в составе Тихоокеанского, а затем Северного флота - не хватит и целой газеты. А посему мы остановимся только на одной истории из жизни этой субмарины. Истории захватывающей, просто невероятной, достойной приключенческой повести.

Аварийное всплытие

Поход «К-324» к берегам Америки осенью 1983 г. устроил переполох на всю Атлантику. На исходе октября американские СМИ громыхнули на весь мир сенсацией, опубликовав снимки аварийно всплывшей в Саргассовом море у берегов США советской многоцелевой АПЛ «К-324». Лодка лежала в дрейфе, дав дифферент на нос и оголив частично корму с гребным винтом.

Надо сказать, что в то время холодная война была в самом разгаре, и на выпады американцев, в т.ч. и по поводу рыскающих у берегов США атомных субмарин СССР с ядерным оружием на борту и представляющих смертельную угрозу Америке «и всему свободному миру», военно-политическое руководство СССР не реагировало. А что можно было сказать, если в Москве толком не знали, что же приключилось в Саргассовом море с находившейся на боевой службе «К-324»?

На самом деле американцев волновал не сам по себе факт всплытия нашей субмарины. Причина столь нервной реакции крылась совсем в другом. В том, ЧТО оказалось намотанным на винт «К-324». Обстановка складывалась весьма серьезная. И на острие этого противостояния волею случая оказались командир «К-324» капитан 2-го ранга Вадим Терехин и его экипаж, в руках которого в те дни была судьба всего мира.

Так что же случилось с советской субмариной в конце октября 1983 г. в Саргассовом море?

Нечаянный улов в $500 тысяч

Это была первая боевая служба в Атлантике «К-324», которая незадолго до этого перешла с Камчатки подо льдами Арктики на Северный флот и была включена в его состав. Два рубежа довольно сложной противолодочной обороны НАТО наши подводники прошли скрытно. Во всяком случае, слежки за собой не обнаружили. Однако дней через пять услышали работу гидроакустических буев. Это свидетельствовало о том, что их засекли. Доносить на КП флота об этом не стали. Потому что это минус командиру за потерю скрытности. Капитан 2-го ранга Терехин надеялся, что ему удастся оторваться «от ушей» супостата. И случай подвернулся. В нужную сторону шло какое-то большое судно. «К-324» удачно пристроилась под его днищем и четверо суток следовала к своей позиции в Саргассовом море. В результате этого маневра противник потерял контакт с нашей лодкой.

Прибыв в Саргассово море, «К-324» заняла позицию в 38 милях от базы ВМС США Джексон Вил. Здесь находилась судоверфь, где янки строили атомоходы типа «Огайо». Как раз в это время, по данным нашей разведки, должен был проходить испытания 5-й корпус этого типа лодок «Флорида». У кромки территориальных вод США ее выход контролировал корабль разведки Северного флота «Находка». Замысел нашего командования был такой. Как только разведчики обнаружат покидающую базу «Флориду», они тотчас должны передать контакт с ней экипажу «К-324», чтобы уже подводники работали с американской субмариной - писали ее характеристики, элементы маневренности и т.п. Кроме того, «К-324» должна была осуществить разведку американских систем дальнего акустического обнаружения наших кораблей. Через некоторое время терехинцы получили шифрорадиограмму: выход «Флориды» задерживается на несколько суток, смените район дежурства, следуйте в такой-то квадрат. Подводники перешли в указанный район. Гидроакустик обнаружил какое-то судно. На нашей подлодке решили, что это рыболовный траулер. Потом экипажу Вадима Терехина снова приказали сменить район. Вместе с этим «рыбаком», поднырнув под него, наши ребята поменяли позицию.

Как позже выяснится, терехинцы «присоседились» под днище фрегата ВМС США «Макклой» (McCloy), который как раз и искал «К-324» с помощью новейшего суперсекретного буксируемого гидролокатора (это несколько сот метров специального кабеля, на конце которого в капсуле находится умная гидроакустическая начинка). Советская разведка охотилась за этой новой американской системой дальнего обнаружения чужих подводных лодок, но добыть ее пока не удавалось.

Затем курсы лодки и фрегата разошлись. «Макклой», так и не обнаружив русскую субмарину (таившуюся под ним), вернулся в базу. И тут янки пришли в ужас: оказалось, что они каким-то непонятным образом утратили свою суперсекретную дорогостоящую буксируемую антенну. Командира фрегата вышестоящие начальники «драли» так, что он проклял тот день и час, когда решил пойти на службу в ВМС США. В конце концов было сделано заключение: антенна оторвалась в результате начавшегося сильного шторма. Хотя в это все равно верилось с трудом: уж больно надежно она была закреплена, танком не оторвать! Танком-то оно, возможно, действительно не оторвать, а вот подводной лодкой, да еще советской...

«С 00 до 8 часов утра 25 октября я нес вахту в центральном посту, - вспоминает бывший командир «К-324» капитан 1-го ранга запаса Вадим Терехин. - Скорость 12 узлов, идем на глубине около 100 метров. В 3 часа решил попить чаю. Только присел, завибрировал корпус и раздался сигнал аварийной тревоги. Сработала аварийная защита турбины. Мы потеряли ход. Лодка у нас одновальная, поэтому ситуация весьма серьезная! Под килем более 4 тысяч метров. Держим глубину на подруливающих устройствах на тихом ходу под электромоторами 3-4 узла. Около двух часов пытались разобраться: что же случилось? Пытались запустить турбину, но это не удалось. Механик капитан 2-го ранга Анатолий Седаков понимал, что случилось что-то с винтом, но что? Если бы намотали рыбацкую сеть - ничего подобного не произошло бы, винт ее порвал бы. Значит, это было что-то другое.

Тем временем подошло время сеанса связи с КП Северного флота. Около 5 часов утра дал команду всплыть под перископ. Однако на перископной глубине лодка не удержалась, нас выбросило на поверхность. Мы продули все ЦГБ (цистерны главного балласта.) и всплыли в крейсерское положение. Понятно, что таким образом нарушили скрытность. Бушевал сильный шторм. Выбраться на мостик не представлялось возможным. В перископ удалось разглядеть какую-то петлю на кормовых стабилизаторах сантиметров 10 в диаметре. Судя по всему, этот невесть откуда взявшийся трос и накрутился на винт. Предположили, что это какой-то кабель военного назначения. Когда удалось наладить связь, дали радио на КП флота, доложили об аварийном всплытии, ситуацию. Затем дважды пытались уйти под воду. Тщетно.

Причем второй раз стали так стремительно проваливаться на глубину, что мысль мелькнула: все, конец! Ведь на 140 метрах, на которых мы уже были, продуть цистерны тяжело. С трудом, но удалось предотвратить падение лодки на запредельную глубину. Всплыли. Шторм не унимается. Лодку водоизмещением в 7,5 тысячи тонн бросало на волнах, как пустую жестяную банку. В отсеках все, что было не закреплено и даже что крепилось, посрывало с мест и разбросало по палубе. Получили радио. КП Северного флота перевел нас на связь с ЦКП Главного штаба ВМФ. Ситуация очень серьезная. В Москве долго думали, что делать. Генеральный секретарь ЦК КПСС Андропов был болен, а ответственность за возможные последствия из-за нашего нештатного всплытия никто не хотел брать на себя».

В конце октября - начале ноября 1983 г. мир вновь стоял на грани ядерной войны. Экипаж советской АПЛ «К-324» в Саргассовом море случайно завладел одним из важнейших секретов ВМС США - суперсовременной антенной, предназначенной для обнаружения подводных лодок. Американцы были в ярости и предпринимали такие действия, чтобы отбить свой секрет, что дело чуть не дошло до вооруженного столкновения, которое могло перерасти в войну между двумя сверхдержавами... Вот как об этом вспоминает бывший командир «К-324», капитан 1-го ранга в отставке Вадим Терехин, ныне проживающий во Владивостоке.

«Лодкой не рисковать»

«...Главный штаб ВМФ наконец дал шифровку, в которой просил определить: что за трос намотала лодка на винт? И тут же приказал не рисковать кораблем и людьми. А что мы можем сделать, если корабль без хода и шторм бушует? Под вечер 26 октября стихия немного поутихла, я взял автомат, зацепился страховочным концом и стал пробираться на корму. Вплотную приблизиться к стабилизаторам и винту было невозможно. Метров с 6-7 стал стрелять по кабелю. Летят искры, пули его не берут. Значит, бронированный. Вторую попытку сделал мичман. Он с топором пробрался на корму, сел верхом на моток кабеля и как рубанет! Топор полетел в одну сторону, мичман - в другую. Что делать? Решили ждать, когда шторм совсем утихнет. Пока ждали, показался канадский авиалайнер. Мы сразу поняли: сейчас сообщит американцам и нам добавится головная боль. И точно, минут через 40 два противолодочных «Ориона» ВМС США были тут как тут. Забросали нас гидроакустическими буями, обложив со всех сторон, как охотники волка красными флажками. Когда эта пара улетела на базу, их тут же заменила другая. И так более 10 суток. Да еще вертолеты постоянно висели над нами.

В ночь на 27 октября получаем радио из Москвы: к вам направлены разведкорабль «Находка» и с Кубы спасательное судно «Алдан» для оказания помощи. Прикинули: «Находка» - суденышко небольшое, проку с него мало. А «Алдану» до нас шлепать не менее 10-11 суток...

Командир группы ОСНАЗа старший лейтенант Сергей Арбузов, прикомандированный на «К-324», из радиоперехвата узнал, что американцы штурмом захватили Гренаду, и теперь два эсминца ВМС США «Николсон» и «Питерсон» полным ходом следуют к нашей лодке. Я объявил боевую тревогу. Мы без хода, беспомощны, что ждать от янки, неизвестно. Тем более что Арбузову удалось узнать, что «К-324» зацепила и оборвала сверхсекретную суперсовременную буксируемую кабель-антенну системы ГАС TASS, которую испытывал американский эсминец «Макклой». Так невольно мы похитили большой секрет ВМС США. Стало ясно, что американцы попытаются отбить этот кабель».

Противостояние на грани фола

Подойдя к беспомощной русской субмарине, американцы стали зажимать ее в клещи: с двух сторон опасно маневрировали на расстоянии 30 м. При этом издевательски-вежливо предлагали помощь. Командир «К-324» Терехин приказал вывесить сигнал на перископ: «Спасибо, не нуждаемся! Прекратите опасное маневрирование! Имею на борту опасный груз!». А груз действительно был опасный: торпеды и ракеты с ядерными боеголовками дальностью стрельбы 3 тыс. км, запросто достающие Вашингтон. Между тем их корабли могли если не специально, то из-за волны ударить атомоход и серьезно повредить его, а то и потопить. Эсминцы, зайдя с кормы «К-324», пытались крючьями зацепить кабель-антенну. Такую же операцию производили и висящие над лодкой вертолеты. Но это не удалось сделать. Была настоящая борьба нервов, грозящая вот-вот перерасти в боевые действия.

Особенно критической ситуация сложилась 5 ноября. Янки подняли сигнал: готовим к спуску десантно-штурмовые средства! На борту эсминцев появились бойцы, демонстративно облачающиеся в костюмы аквалангистов.

Атомоход «К-324» - территория суверенного государства. Находится в нейтральных водах. Если американцы действительно решатся на захват лодки - это война! Капитан 2-го ранга Терехин пригласил на совет старпома, замполита, особиста и минера. Было ясно: если начнется штурм, подводникам не отбиться. На всякий случай командир «К-324» приказал минеру подготовить атомоход к подрыву и затоплению. Экипаж планировалось пересадить на плоты, а затем на подошедший разведкорабль «Находка».

Когда американцы стали готовить десантно-абордажную группу, командир послал в кормовую надстройку восемь офицеров с автоматами и гранатами. Приказал: стрелять, если янки решатся на штурм. Для острастки подводники демонстративно продули кормовые балластные цистерны давлением в 200 атмосфер. Пузыри с шумом до неба! Для борьбы с десантом в сложившихся условиях это тоже оружие!

Тут как раз Москва шифровку «К-324» прислала: не поддаваться на провокации, ситуация складывается чрезвычайно опасная! Терехин тогда еще не знал, что все силы НАТО приведены в повышенную боеготовность и только ждали приказа начать боевые действия. Мир оказался на грани войны. В другой шифровке за подписью Главкома ВМФ СССР Горшкова приказывалось во что бы то ни стало сохранить «трофейную» антенну и с оказией отправить в Москву. Жесткое противостояние двух сверхдержав продолжалось до 7 ноября. Но американцы так и не рискнули взять русскую субмарину на абордаж.

Первый экипаж АПЛ К-324

Янки остались с носом

8 ноября подошло спасательное судно «Алдан». Спустили водолазов. На ступице винта «К-324» обнаружили мощный клубок рваного металла и два конца кабеля, тянущегося далеко по корме. Освободить винт в походных условиях не представлялось возможным. Что касается кабеля длиной 420 м, то целые сутки наши ребята выбирали его из воды с помощью электрошпиля и размещали в 1-м отсеке. После чего ЦКП Главного штаба ВМФ дал указание: следовать на буксире на Кубу.

Легко сказать - следуйте! Завести буксир оказалось не так просто: янки до последнего не хотели отпускать советскую субмарину с «добычей». «Алдан» встал на ветер, «К-324» - под ветер. С помощью резиновых плотиков наши моряки стали заводить буксирную драгу, на что ушло около 10 часов. И когда почти все было готово, американский офицер с борта эсминца «Питерсон» расстрелял плотики из карабина. Стали делать все заново. И янки опять расстреляли-потопили наши плотики с буксиром. На «Алдане» остался последний комплект плотиков. Что делать? На сей раз операцию заводки буксира решили прикрыть кораблем разведки «Находка». Получилось! И аварийную «К-324» повели к берегам Кубы. Эсминцы ВМС США эскортировали лодку до территориальных вод Острова свободы.

Кубинцы встретили советских подводников радушно. Выделили взвод боевых пловцов для охраны лодки, на входе в бухту поставили два малых противолодочных корабля. В первый же день секретный кабель самолетом был отправлен в Москву. А вот выплавлять металл из ступицы винта «К-324» двум кубинским братьям-газорезчикам пришлось четверо суток. Через 11 суток советские подводники покинули Кубу и взяли курс в Саргассово море, где еще две недели несли боевую службу. И только потом получили приказ возвращаться домой. Пришли в базу за неделю до нового, 1984 года. У командования лодки особисты забрали вахтенный журнал и все другие документы. Говорят, все официальные документы по эпопее «К-324» в Саргассовом море засекречены по сей день. И с нашей, и с американской стороны.

Вадим Александрович, вас наградили за то, что хотя и нечаянно, волей случая, но выполнили, по сути, работу разведчиков, добыв суперсекрет ВМС США?

Слава богу, не наказали! В нашем случае это была лучшая награда!

Вадим Александрович Терехин

Вам также будет интересно:

Вертута из дрожжевого теста с брынзой
Ветрута - традиционный молдавский пирог из вытяжного теста. Именно благодаря ему выпечка...
Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть
Домашний сонник Коса, косить к чему снится Если сновидцу снится коса или ему приходится...
Сонник: к чему снится коса
приснилась коса (косить)Увиденная во сне коса, сигнализирует о возможном нарушении ваших...
Хлеб ржаной половина покупать во сне
Хлеб во сне является символом пищи для тела и ума. Видеть свежеиспеченный каравай – к...
Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами
Ароматный, сытный и наваристый суп харчо хорош для зимних обедов, когда за окном мороз и...