Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Философия Нового времени. Ф

Введение

XVII – XVIII вв. в истории Европы принято называть Новым временем. К началу этого периода вся западноевропейская культура под влиянием утверждающегося капиталистического общественного строя стала подвергаться глубокой трансформации. Эти изменения, прежде всего, проявили себя во взглядах на науку. Ее стали рассматривать как главное средство рационализации практики и даже как основу житейской мудрости.

Эта ориентация на науку не могла не отразиться на философии. Первейшую задачу прогрессивная философия стала усматривать в обосновании методологии научного исследования. Но развитие знания может осуществляться либо в форме развития опытных наук, опирающихся на эксперимент, либо в форме построение теоретических систем, подчиненных строгим правилам логического вывода. Поэтому не случайно в философии Нового времени сложились два основных течения: эмпиризм и рационализм.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новая философия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений .

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум .

Цель данной работы: познакомиться с философией Рене Декарта и Френсиса Бэкона. А так же изучить методы познания их философии и рассмотреть вопрос о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.

В данном реферате я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Изучить общую характеристику эмпиризма и рационализма
  2. Познакомиться с философией эмпиризма Фрэнсиса Бэкона
  3. Изучить рационализм Рене Декарта
  1. Общая характеристика

Период развития философии, получивший название Новое время, связан с тем, что закладываются новые основания философствования. Эти основания находятся в разуме человека. Культурно-историческими условиями возникновения Нового времени стало развитие всех традиций в период эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения подготовила почву для Нового времени, освободив философскую мысль от схоластики.

Основные черты этого периода: окончательная победа антропоцентризма в философии, в основе философского мировоззрения – принцип рациональности, предмет философии смещается в область гносеологии, главная проблема философии – поиск методов познания.

Направления философии Нового времени: эмпиризм (сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт, основатель Ф. Бэкон, представители Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационализм (сторонники которого считают, что в основе познания лежит разум, основатель Р. Декарт, представители Б. Спиноза, Лейбниц), оформляется также субъективно-идеалистическое направление.

Самостоятельным этапом в русле новоевропейской философии является философия французского Просвещения. Ее характерные черты: критика Церкви как института; материалистическая направленность философии; новая идеология, («проект Просвещения»). Французскими просветителями в деизме (направлении, понимающем Бога, как задающего импульс развитию мира и не принимающего дальнейшего участия в его развитии) оформилась концепция естественной религии (Руссо): «истинно-естественная религия» должна способствовать сосуществованию людей в границах общего блага.

Для Нового времени характерно движение Реформации, связанное с реформой католической церкви в VI – VII вв., результатом чего стало возникновение новой ветви христианства – протестантизма. Протестантская этика, основанная на центральной идее – необходимости личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии оказала серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, раннебуржуазного идеала «правового государства» и новых предпринимательских ориентаций в хозяйственной практике.

  1. Эмпиризм Френсиса Бэкона

2.1. Основы философии Фрэнсиса Бэкона

Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание - сила» 2 . Цель науки увеличивать власть человека над природой. Для ее достижения наука должна постигать истинные причины явлений. Поэтому вся прежняя схоластическая наука должна быть коренным образом перестроена.

Первым шагом на пути реформы науки Бэкон считает освобождение разума от постоянно грозящих ему четырех видов заблуждений или идолов. Первый вид заблуждений он именует идолами рода. Это – заблуждения, порождаемые тем, что разум человека подобно кривому зеркалу может искаженно отражать факты. Идолами пещеры, Бэкон называет заблуждения, которые порождаются предрасположениями людей. К идолам площади, Бэкон относит коллективные заблуждения (вера в авторитеты, мифы и т.д.). Наконец, разум должен избавиться и от идолов театра – веры в то, что только аристотелевская силлогистика – это единственный метод постижения истины.

Вторым, самым важным шагом на пути к становлению подлинной науки Бэкон считает реформу метода. Ученый не должен уподобляться пауку, который производит ткань из себя, т. е. он не должен выводить знание из собственных понятий. Он не должен уподобляться и муравью и только собирать неосмысленные факты. Он должен уподобляться пчеле. Собирая факты, он должен перерабатывать их в разуме, докапываясь до причин происходящего . И в своем главном сочинении «Новый Органон» (само название говорит, что оно направленно против логики Аристотеля, изложений в сборнике его сочинений под названием «Органон»), он разрабатывает такой метод поиска причинных связей – метод исключающей индукции. Основные слагаемые этого метода – метод сходства, метод различия и метод сопутствующих применений (к ним в последующем Дж. Ст. Миль добавил объединенный метод сходства и различия и метод остатков).

Суть метода сходства простая. Из того, что, например, радуга наблюдается во время дождя, когда светит солнце в солнечный день в игре кристаллов, в пыли водопадов, когда светит солнце, ученый должен усмотреть одну общую черту: прохождение солнечного света через прозрачную сферическую или призматическую поверхность. Это и будет причиной радуги. (В обычной индукции мысль идет в другом направлении. Следуя обычной индукции, мы, например, констатируем, что в этой местности вороны черные, в другой т.д. и что белые вороны – редкие исключения, и из этого делаем вывод все вороны - черные). Бэконовская исключающая индукция до сих пор составляет основу методологии всех экспериментальных наук.

Ф. Бэкон подводит под свою методологию мировоззренческую базу. Вся окружающая нас природа – это материя, совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотъемлемым свойством материи является движение. Оно не ограничивается механическим перемещением, а насчитывает 19 видов или форм. Задача науки, в том, чтобы исследовать разные комбинации этих форм и доискиваться до причин разнообразных явлений.

Политические убеждения Ф. Бэкона отразились в его «Новой Атлантиде», утопически изображающей процветание монархического идеального общества, в котором жизнь организована на рациональных основах науки и техники.

2.2. Заблуждения разума

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки— изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала ее энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для реформы науки и развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками:

1) идолы рода;

2) идолы пещеры;

3) идолы рынка;

4) идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характеристиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый по знанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его
суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

К идолам рынка или площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.

В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания.

Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.

2.3. Методы познания

Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение Бэкон излагает аллегорическим способом.

По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы. «Путь паука»представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы» , который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них. Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.

Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.

Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами и хозяевами природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают».

Важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал главным препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный метод.

Бэкон учил, что индукция — это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему.

Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического ин-
дуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять
таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах); 3) Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него);
5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

  1. Рационализм Рене Декарта
  1. Основы философии Рене Декарта

Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), как и Бэкон, выступил с требованием коренной реформы схоластической науки. Он также констатирует, что ее ориентация на аристотелевскую силлогистику позволяет ей в лучшем случае объяснить, как из известных общих предпосылок с логической необходимостью вытекает частное знание. Но она не может объяснить логику творческого мышления, открывающего в области математики и других теоретических науках новые истины. И Декарт поставил своей целью создать логику творческого мышления, логику интеллектуальной интуиции.

Эта логика основывается на четырех простых правилах. Первое – надо принимать за истинное лишь то, что воспринимается разумом ясно и отчетливо. Второе – надо делить рассматриваемую сложившуюся проблему на более простые проблемы. Третье – надо от решения простых проблем переходить к более сложным. Четвертое – надо делать обзоры каждого шага, чтобы ничего не осталось без внимания.

Но интеллектуальная интуиции как и аристотелевская дедукция для построения содержательного знания нуждается в исходных содержательных предпосылках. Из опыта их получить невозможно, потому что он не дает всеобщего и необходимого знания. И Декарт ищет их в самом мышлении. Оно, усомнившись во всяком знании, тем не менее, констатирует свое сомнение. Но то, что сомневается, мыслит. Значит, существует нечто мыслящее: «Я». Отсюда знаменитый вывод Декарта: «Я мыслю, значит, существую (Cogito ergo sum) 3 ». Исходя из этой предпосылки Декарт, пытался вывести идею бога, а затем убеждение в существовании внешнего мира. Но относительно всех других предпосылок (аксиом) содержательного знания он вынужден был признать, что они суть врожденные идеи.

Представление о разуме как реальности, строящей с помощью интеллектуальной интуиции все знание о мире, с одной стороны, и убеждение в признании внешнего мира – с другой неизбежно привели Декарта к дуализму, к выводу о том, что в основе мироздания лежат две субстанции: субстанция мыслящая и субстанция протяженная. Протяженная субстанция – это беспредельная материя, сохраняющая, постоянное, хотя и бесконечно большое, количество движения. Постепенно усложняясь, она порождает планеты, вещи и, наконец, людей с их страстями. В человеке субстанция мыслящая и субстанция протяженная совпадают, ибо человек состоит из души и тела. Но движения души, желания, страсти мысли управляют поведением человека. Значит, мыслящая субстанция через человека и его поступки может вторгаться в строй мироздания и нарушать имеющееся в нем количество движения. Объяснить эту антиномию души и тела картезианство (учение Декарта и его последователей) не могло. Поэтому оно распалось. Картезианцы – материалисты А. Арно (1612-1694), Гейдрик де Руа (1598-1679) и др. отвергли представление о существовании духовной субстанции и стали рассматривать человека как полностью материальное существо. Картезианцы – идеалисты Гейлинк (1625-1669), Клауберг (1622-1665), Мальбранш (1638-1715) и др. использовали картезианские идеи для создания религиозной философии окказионализма (occasion), согласно которой бог в каждом конкретном случае приводит обе субстанции в соответствие.

  1. Методы познания

Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должны быть объединены в единую систему. Их единство мыслитель уподобляет мощному древу, корни которого - метафизика, ствол - физика а ветви - механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) есть фундамент систематического познания; этикой оно увенчивается. Таков общий архитектонический проект здания науки и философии, предложенный Декартом.

Истоки и задачи методического сомнения, обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания, в том числе и те, относительно истинности которых имеется давнее и прочное согласие (что в особенности относится к математическим истинам) подлежат проверке сомнением. Причём теологические суждения о Боге и религии не составляют исключения. Согласно Декарту, надо - по крайней мере, временно - оставить в стороне суждения о тех предметах и целокупностях, в существовании которых хотя бы кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл методического сомнения Декарта: Сомнение не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать ясная и очевидная первоистина, особое высказывание: в нём пойдет речь о чём-то таком, в существовании чего уже никак нельзя усомниться. Сомнение, разъясняет Декарт, надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Его цель - отнюдь не частные, второстепенные по значению знания. В итоге сомнения и - парадоксальным образом, несмотря на сомнение, - должны выстроиться, причём в строго обоснованной последовательности, несомненные, общезначимые принципы знаний о природе и человеке.

Философское знание должно опираться, по Декарту, на положение, истинность которого не вызывает сомнения. Для того чтобы найти такое положение, он становится на позиции радикального скептицизма, отвергая все, в чем можно хоть как-нибудь усомниться. Провозгласив сомнение исходным пунктом всякого исследования, Декарт ставит цель - помочь человечеству избавиться от всех предрассудков. В основе знания должно лежать, по его мнению, утверждение очевидное и достоверное.

Сомнительными для него оказываются существование бога, внешнего мира и собственного тела. Несомненно лишь положение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходя из акта мышления, Декарт пытается доказать необходимость правильного познания бытия.

Только обладая истинным методом, возможно, по Декарту, «добиваться познания всего» 4 . В «Рассуждении о методе» Декарт выделяет четыре основных правила метода.

Первое правило требует принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне самоочевидно.

Второе правило предлагает делить каждую сложную вещь на более простые составляющие. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей.

Согласно третьему правилу, следует придерживаться определенного порядка мышления, начиная с простых элементов и переходя постепенно к более сложным.

Четвертое правило ориентирует на достижение полноты знания и требует составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

  1. Интуиция и дедукция

Двумя основными путями, ведущими к познанию мира, являются, по Декарту, интуиция и дедукция.

Под интуицией он разумеет понятие ясного и внимательного ума настолько простое и очевидное, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим. Прообразом такой интуиции являются аксиомы геометрии. Исходя из интуитивно-достоверных основоположений, следует двигаться по ступеням дедукции, т.е. продвигаться от общих положений к частным.

Разрабатывая рационализм, Декарт полагал, что в акте познания разум человека не нуждается в чувственных вещах, поскольку истинность знаний находится в самом разуме, в постигаемых разумом представлениях и понятиях. Для оправдания учения о разуме как главном и единственном источнике знаний, Декарт был вынужден признать, что нематериальная, т.е. духовная субстанция имеет в себе изначально ожденные идеи. К ним он относит идею бога, идею духовной субстанции, идею материальной субстанции, идею чисел и фигур, идеи различных геометрических фигур и т.д. Правда, врожденные идеи - это еще не готовые истины, а предположения разума. Поэтому в познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Разум же может достичь истинного знания, если будет исходить из достоверного, дедуктивного метода. При этом Декарт полагал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире.

Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные для него являлись своего рода машинами. Отличие человека от них виделась ему в наличии у него двух субстанций - телесной и духовной, а также в том, что у человека имеются врожденные идеи.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий. Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени. Если в
средневековой философии центральное место отводилось
учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология.

Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Субъект — это носитель познавательного действия, объект— это то, на что направлено это действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако, Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии — онтологию.

  1. Субстанции и их атрибуты

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии Бога", от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт, как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение, чувство, желание - модусы мышления; фигура, положение, движение - модусы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому: "Если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги будут равны между собой", или положение "Из ничего ничего не происходит". Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, о характере и источниках врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космология, и соответственно понятия души и жизни, центральные в натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу движение и обеспечивает постоянство всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на каком основании мы можем применять математику для изучения природных явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением, то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом виде было создано представление о природе как о гигантской механической системе, приводимой в движение божественным "толчком". Таким образом, метод Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

Заключение

Вывод 1-го раздела: Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.

Вывод 2-го раздела: Философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию, формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение “нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше время. Мир Бэкона - яркий предвестник мира новоевропейской науки, ее духа и метода, но в нем еще отчетливо различимы приметы и приемы средневекового миросозерцания.

Вывод 3-го раздела: Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления.

Цели поставленные вначале работы достигнуты, задачи рассмотрены. В данном реферате мы познакомились с эмпиризмом Фрэнсиса Бэкона и рационализмом Рене Декарта.

Библиографический список

1. Философия. Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко,В. П. Ратникова – М.: 2007. – 622 стр.

2. Островский Э.В. Философия: Учебник / Островский Э.В. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 313с.

3. Философия: Учебник для технических вузов. А.Г.Спиркин – М.: Гардарики, 2000. – 368 стр.

4. Философия. Курс лекций. А. А. Радугин – М.: Центр, 2004 . – 336 стр.

5. Философия: учебник / А.В. Аполлонов, В.В. Васильев, Ф.И. Гиренок [и др.]; под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2013. - 672с.

6. Риккерт Г. О понятии философии. – Н.: «Логос» 1910. – 33 стр.

7. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Избранные философские произведения, т.1. – М.: 1960. – 127 стр.

8. Абрамов Ю. А., Демин В.Н. «Сто великих книг» - М: «Вече», 2009.

9. Алексеев П.В. История философии: учеб. – М.: Проспект, 2010 – 240с.

10. Балашов Л.Е. Философия: Учебник / Л.Е. Балашов. – 4-еизд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. – 612с.

2 Цитата из работы Фрэнсиса Бэкона «Опыты, или наставления нравственные и политические»

3 лат. — «Мыслю, следовательно, существую», утверждение которое появляется в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе», написанное в 1637 году.

4 Цитата из работы Рене Декарта Рассуждение о методе» (1637г)

Начавшееся в XV-XVI вв. развитие капитализма приоб-ретает интенсивный характер в последующее время. Развитие производительных сил обостряет общественные противоречия, углубляет конфликт между основными борющимися классами - буржуазией и феода-лами. В ряде стран Западной Европы совершаются буржуазные революции. Новый буржуазный строй рождал потребность в экспериментальных исследованиях природы. Наука становилась серьезной производительной силой.

Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению сознания людей. Начинался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени . Она стала опираться, прежде всего, на науку. Лидирующее положение в естествознании занимала меха-ника. Возобладал механицизм, он получил распространение и в философии.

Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Широко использо-вались приемы изолированного рассмотрения объектов природы, разложения их на части; целое представлялось как простая сумма частей, а часть наделялась свойствами це-лого.

Родоначальником философии Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон . Главный его труд - «Новый органон». Он был первым философом, поставившим своей целью создать научный метод, опирающийся на опытное знание. Бэкон, подвергнувшись резкой критике господствовавшей схоластической концепции, делает попытку осуществить «великое восстановление наук». И хотя в его сочинениях не раз отмечается, что им не предлагает-ся «никакой, всеобщей цельной теории», можно с полным основанием считать, что он придерживался материалистической традиции. Бэкон признает безусловное существование природы, ее объективный характер.

Бэкон решительно меняет сложившееся отношение к истине. Истинность определяется не достоинством предмета науки, а своей обоснованностью и практической эффективностью. Любая область бытия, любое явление природы и со-циальной жизни одинаково достойны изучения. В своей клас-сификации наук, он отдает предпочтение, прежде всего истории, поэзии и философии. Философия должна служить делу поко-рения сил природы, превращению ее в «царство человека». Бэкон говорит о знании как о силе, обращает внимание на необходимость различия двух видов опыта — плодоносного и светоносного. Плодоносные опыты - опыты, приносящие непосредственную пользу человеку. Светоносные - это такие опыты, целью которых является познание наибольших существенных и глубинных связей природы, ее законов и свойств.


Бэкон обращает внимание на важность освобождения мышления человека от субъективных помех, от заблуждений, названных им «идолами». Существуют идолы рода, пещеры, рынка и театра. Идолы рода присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. Идолы пещеры представляют собой заблуждения отдельных людей, вследствие специфических особенностей т/и человека. Идолы рынка - заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов, которые особенно распространены на рынке. Идолы театра утверждают веру в авторитеты. Обычно это ложные представления о природе, некритически заимство-ванные старых философских систем. Критика Бэконом «идолов» имела положительное значение, способствовало развитию естествознания и освобож-дению общественного мнения от духовного засилья церкви, звала в познании к исследованию причин явлений.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

Исследовательский метод, разработанный Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона Новый Органон» и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент .

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной . Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом . Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт . Вслед за Бэконом Декарт провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Но если Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, то Декарт предлагал в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию .

Исходным пунктом своей метафизики Декарт считал универсальное, методологи-ческое сомнение. Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном - в том, что он сомневается, т.е. мыслит, осуществляет акт самосознания. «Я мыслю, значит я сущест-вую».

В то же время Декарт явно завышал роль разума. Сильна у него была и теоло-гическая традиция. Он считал, что Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.

Декарт сохранил принципиальные взгляды средневековых мысли-телей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.

Дуалистическая концепция обусло-вила и теоретико-познавательные позиции Декарта. Познавательная деятельность человека слагается из трех классов идей. Среди них - идеи, полу-чаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями; идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фан-тастичными или реалистичными). Наконец, врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.

Декарт развивает рационализм : в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.

Разум - главный и единственный источник знаний. Декарт считал, что математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Следовательно, исследования во всех науках, включая философию, начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.

Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Декарт уверен, что существует достоверное познание. Декарт считает, что не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, следовательно, познание чувствительного восприятия мира возможно.

Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. Следовательно, в познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям. Это утверждение рационализма. Разум неизбежно достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма Декарт создал учение о рационализме .

4 правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;

2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.

Философия Нового времени. Общая характеристика

Историческими предпосылками этого периода в истории мышления традиционно считают научную революцию 16-17 веков и становление экспериментального природоведения. Главной своей задачей философия этой эпохи считает разработку и обоснование новых методов познания. На этом основании были сформированы два направления. Это эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Первый провозглашает, что базовый смысл научное познание получает из чувственного опыта. В разуме нет ничего иного, он ничего не привносит. Интеллект только обобщает данные этого опыта. Рационализм же утверждает, что основной смысл научного познания состоит в деятельности разума и мыслительной интуиции. Интересно, что и тот и другой подходы считали для себя идеалом математику. Рассмотрим двух представителей этого периода, оказавших большое влияние на своих последователей.

Эмпиризм и Френсис Бэкон

Работа «Новый Органон», принадлежащая известному английскому мыслителю и политическому деятелю эпохи Елизаветы Френсису Бэкону, поставила главные задачи, которые должна была решать философия Нового времени. Это прежде всего познание природы, а затем - овладение ее силами. Ведь именно этому философу принадлежит знаменитый афоризм «Знание - сила». Но для того чтобы наши понятия о мире превратились в практическую мощь, нужен был новый и эффективный метод («органон» - от греческого слова).

Первым шагом к нему должно быть очищение нашего познания от «идолов» - то есть, разного рода заблуждений, укорененных в недостатке информации, субъективности, неточности языка, слепой вере и т.д. Для этого, считал ученый, нужно исходить только из непосредственного изучения природы и действовать самостоятельно в своих выводах, не опираясь на авторитет. Если наша цель, - рассуждает философ - дать человеку силу овладеть природой, то основными методами должны быть эксперимент и индукция. То есть, следует ставить опыт, делать вывод, а потом, от единичных фактов и наблюдений идти к обобщениям. Из всех трех возможных путей познания, с точки зрения Бэкона, философия Нового времени должна выбрать один. Это не путь паука, выводящего истину из самого себя, не путь муравья, только накапливающего факты, но не понимающего их, а путь пчелы. Следует перерабатывать нектар данных в мед истинной науки.

Философия Нового времени и Рене Декарт

Этого французского философа считают родоначальником рационализма. В своих «Размышлениях о методе» он тоже подчеркивает значение науки для человечества. Но при этом эксперимент мыслитель считает только условием познания.

А главную роль в методологии он отводит дедукции. Для этого философ разработал четыре правила.

  1. Нужно во всем и всегда сомневаться. И только то, что не может быть оспорено, принимать за начало рассуждения.
  2. Каждую сложную проблему надо делить на очень простые составные и очевидные части.
  3. Следует начинать с простых вещей и постепенно переходить к сложным.
  4. Нужно видеть перед собой всю цепь рассуждений.

Если разум будет руководствоваться этими правилами, а также критериями истинности и очевидности, то у него не будет препятствий в восхождении к истине. Философия Нового времени в лице Декарта тоже оставила нам расхожий афоризм. "Мыслю, следовательно, существую как разумный человек," - восклицал философ. Это ведь очевидно. Поэтому данная фраза является основной, и с нее следует начинать любое рассуждение, в том числе и доказательство собственного существования, математических идей и даже Бога.

Методологические и гносеологические идеи в философии Нового времени: Ф. Бекон, Р. Декарт

Введение

Как известно, философия Нового времени берет свое начало в XVII веке, и ее основные черты тесно связаны с разложения феодального общества того времени и развитием нового общества – буржуазного.

В философии Нового времени появляется новая ориентация – ее идеи и утверждения опираются главным образом на научные данные, и на первый план выдвигаются основы теории познания, или гносеологии. Тем не менее, несмотря на упомянутые изменения, все еще продолжается полемика между двумя философскими направлениями, которая берет свое начало еще от средних веков. Эти направления носят название рационализм и эмпиризм.

В рамках данной работы рассмотрим и проанализируем методологические и гносеологические идеи двух ярких представителей рационализма и эмпиризма – Р. Декарта и Ф. Бекона.

Методологические и гносеологические идеи Р. Декарта как представителя рационализма.

Для наиболее полного понимания данной темы дадим определение понятию «рационализм». Итак, термин рационализм происходит от латинского слова «разум» и характеризуется как единая система гносеологических убеждений. Рационализм сформировался в процессе развития точных наук в XVII - XVIII вв. Основная идея рационализма заключается в следующем: научное знание, которое обладает свойственными ему логическими чертами, достигается посредством разума. Разум в данном случае выступает как источником научного знания, так и критерием истинности.

Французский математик и философ Рене Декарт, являясь основателем картезианства, был убежден в том, что, по его словам, «на истину натолкнется скорее один человек, чем весь народ». В своих суждениях Декарт отталкивается от так называемого «принципа очевидности», который гласит, что любое знание должно быть проверено при помощи «света разума», что предполагало отказ от любых принятых на веру суждений.

Декарт также известен тем, что предложил в математике свою систему координат, которая впоследствии была названа декартовой прямоугольной системой координат. До утверждений Декарта, научное знание являлось лишь скоплением случайных истин, а по его суждениям, оно должно было быть сформировано как целостная система. Точкой отсчета для этой системы, по Декарту, являлась истина – наиболее достоверное и очевидное утверждение.

Знаменитый аргумент Декарта «Сogito ergo sum» - «я мыслю, а значит, существую», который он сам считал неопровержимым, говорит о том, что разум значительно превосходит чувства.

Тем не менее, источником мышления в суждениях Декарта выступает Бог как всемогущий творец, который наделил человека естественным светом разума: «все смутные идеи являются продуктом человека, а, следовательно, ложны; все ясные идеи идут от Бога, следовательно, истинны». Таким образом, формируется своеобразный замкнутый круг – существование любой реальности, и Бога как такового, становится достоверным благодаря самосознанию, которым человека наделяет Бог.

Декарт также считал, что материя способна делиться до бесконечности, а процесс движения происходит с помощью вихрей; таким образом он отождествлял пространственную протяженность с природой, и представлял возможность изучать природу не как отдельные объекты и явления, а в виде процесса ее формирования, например, посредством геометрических объектов. Таким образом, Декарт видел окружающий мир как систему тщательно сконструированных деталей: растение является таким же механизмом, как, например, часы, с той лишь разницей, что совершенство часового механизма настолько же уступает совершенству механизма растения, насколько искусность Бога как Высшего Творца отличается от искусности человека как творца конечного. Данный принцип Декарта впоследствии был интерпретирован в кибернетику как теорию моделирования разума и гласил, что «ни одна система не может создать систему сложнее себя самой».

Далее рассмотрим методологию Декарта применительно к собственно философскому познанию. Для того, чтобы отыскать непреложные истины, которые являются основой всего знания, Декарт предлагает прибегнуть к методическому сомнению, т.к., по его мнению, только посредством сомнения можно обнаружить истины, не подвергающиеся сомнению.

По сущности, Декарт открыл лишь одну непреложную истину – «я мыслю, значит, существую» - непосредственно о самом существовании познающего мышления. Но в этом утверждении заключается масса идей, как философских, так и например, математических, несущих в себе очевидность и непреложность идеи разума.

Согласно утверждением Декарта, все возможные и окружающие вещи формируются двумя независимыми друг от друга, целостными субстанциями – мыслящей и телесной, т.е. душой и телом, которые сотворил и поддерживает Бог. А разум по Декарту является конечной субстанцией – «…вещь несовершенная, неполная, зависящую от чего-то другого и... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам...».

Атрибутами этих субстанций являются протяжение – для телесной и мышление – для мыслящей.

Таким образом, можно сделать выводы, что основные принципы картезианства проистекает из общей его философской направленности. Методология и гносеология Декарта отличается так называемым растворением волевого феномена в непреложном интеллектуализме.

Одно из жизненных правил Декарта звучит так: «Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей».

Перечисленные идеи и принципы философского направления Декарта в дальнейшем послужили основой для развития идеализма. С другой стороны, математические взгляды Декарта на природу и окружающий мир характеризуют его философию как один из этапов материалистического мировоззрения Нового времени.

Методология и гносеология Ф. Бэкона как представителя эмпиризма

Английский философ и историк Ф. Бэкон по праву считается основоположником эмпиризма как опытной науки Нового времени, т.к. он первым поставил перед собой цель сформировать научный метод познания. Он выступал против схоластической философии того времени, и, в противопоставление ей, создал доктрину философии, в основе которой лежит опытное познание, т.е. «естественной» философии. Его принципы основываются на естественном созерцании окружающего мира посредством эмпиризма и аналитического подхода к различным явлениям. Согласно Бэкону, должна быть создана глобальная программа реформации интеллектуальных устоев, а философские принципы и доктрины, существовавшие ранее, им критиковались.

Во время творческой деятельности Бэкона опытные науки получили наибольшее признание и развитие, и Бэкон предпринимает попытку так называемого «великого восстановления наук», основы которой были изложены в написанных им трактатах, таких как «Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», и других не менее выдающихся работах. В этих работах исследовались различные природные процессы и явления.

Во-первых, Бэкон создал совершенно новую классификацию наук. Основами всех наук, согласно Бэкону, являются те науки, в которых раскрываются такие способности души человека, как фантазия, память, разум, и.т.д. Таким образом, основными науками должны были являться такие науки, как философия, история, поэзия и др.

Согласно Бэкону, основной целью всех наук и познания должно быть усовершенствование жизни человека во всех ее отраслях, и господство человека над природой.

Понять, насколько успешна та или иная наука, можно лишь анализируя практические результаты данных наук: «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». Бэкон придерживался принципа, что знание, безусловно, является силой, но только лишь с тем условием, что оно истинно. Именно поэтому Бэкон противопоставляет в своей теории два вида практического опыта: светоносный и плодоносный. Плодоносный опыт – это опыт, приносящий пользу человечеству, в то время как светоносный – это опыт, целью которого является познание и исследование свойств различных веществ и природных явлений.

Светоносный вид опытов, по мнению Бэкона, представляет наибольшую значимость и ценность, поскольку плодоносные опыты невозможно осуществлять без их практических результатов. Как считал Бэкон, ложность обретаемого нами знания обусловлена сомнительными доказательствами, опирающимися на силлогистическую, состоящую из понятий и суждений доктрину доказательств различных идей.

Бэкон подвергает резкой критике аристотелевскую теорию силлогизма, основываясь на том, что понятия, используемые в дедуктивном способе доказательства являются результатом слишком поспешно полученного знания. Согласно Бэкону, главным принципом перестройки системы наук должно стать создание абсолютно новой концепции, включающей в себя усовершенствование методов познания и обобщения.

Методология Бэкона заключается в индуктивно-опытном методе познания, включающем в себя постепенное формирование абсолютно новых суждений посредством анализа и исследования природных явлений и соответствующего истолкования полученных результатов. По мнению Бэкона, такой метод является наиболее эффективным.

Противопоставляя индукцию и дедукцию, Бэкон писал: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

Индукцию как метод познания Бэкон выдвигает на передний план и считает самым истинным методом познания окружающего мира.

Рассмотрим методологию Бэкона на конкретном примере. Необходимыми этапами индуктивного метода, по его мнению, являются сбор фактов и их систематизация. Бэкон предлагает осуществлять это посредством составления 3-х исследовательских таблиц: таблицы присутствия, таблицы отсутствия и таблицы промежуточных ступеней.

Например, для того чтобы найти формулу тепла, необходимо собрать в таблице присутствия различные случаи тепла, отсеивая при этом все случаи, с теплом не связанные. В таблице отсутствия, напротив, собираются случаи, не обладающие теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На основании полученных данных можно выделить все принципы как присутствия тепла, так и его отсутствия. Наконец, в таблице промежуточных ступеней отражаются случаи, в которых тепло присутствует, но в той или иной степени. Сопоставив вместе все три таблицы, можно получить принцип, лежащий в основе тепла – движение. Таким образом, такой метод предполагает анализ общих свойств различных вещей и явлений.

Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона предусматривает также проведение определенного эксперимента, который в процессе исследования целесообразно варьировать, повторять, перемещать из одной области в другую, и только после этого на основе полученных данных можно получить соответствующие результаты.

Таким образом, основой своего метода познания Бэкон называет опытного обобщения фактов. Отличие эмпирического метода Бэкона заключается в том, что он максимально основан на разум в процессе анализа, систематизации и обработки фактов.

Свой метод сам Бэкон сравнивал с деятельностью пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.

Согласно Бэкону, реформа и совершенствование науки невозможно без очищения разума от четырех видов заблуждений, которые он называет идолами: это идолы пещеры, рода, театра и площади.

Идолами рода Бэкон называл ошибки, которые обусловлены природой и наследственностью человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде".

К идолам рода, согласно Бэкону относится и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. К этому относится, например, тот факт, что орбиты вращающихся планет часто необоснованно считали некруговыми.

Идолами пещеры – являются ошибки, свойственные отдельному человеку или определенным группам людей в силу субъективных предпочтений и симпатий. Например, одни исследователи верят в непреложный авторитет древности, другие отдают предпочтение нововведениям. "Человеческий разум - не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".

Идолы площади (рынка) - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

Идолы театра (теорий) - это заблуждения, которые возникают посредством бесспорного подчинения определенному авторитету. Одной из основных концепций Бэкона являлась борьба с авторитарным мышлением; он справедливо считал, что исследователь должен искать истину не в суждениях великих людей, а в вещах.

проистекающие из безусловного подчинения. Но ученый должен искать истину в вещах, а не в изречениях великих людей. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Следует безоговорочно признать лишь один авторитет, авторитет Священного Писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Разведение двух истин - божественной и человеческой - позволило Бэкону примирить существенно различные ориентации познания, вырастающие на почве религиозного и научного опыта, укрепить автономность и самозаконность науки и научной деятельности. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по мнению Бэкона, своего рода "философский театр".

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в дальнейшем, вплоть до XIX в.

Влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами.

Литература

    Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. Учебное пособие. - Москва, «Проспект», 1997 г.

    Гуревич П.С. Философский словарь. - Москва, «Олимп», 1997 г.

    Декарт Р. «Сочинения в двух томах». Том 1. - Москва, «Мысль», 1989 г.

    Ляткер Я.А. «Декарт». - Москва, «Мысль», 1975 г.

    Соколов В.В. «Европейская философия XV - XVII вв». - Москва, 1984.

    Субботин А.Л. «Фрэнсис Бэкон». - Москва, «Мысль», 1974 г.

Интеллектуальный дух эпохи Нового времени нашел наиболее яркое воплощение в философских системах англичанина Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и француза Рене Декарта (1596-1650). Суть мировоззрения Нового времени концентрировано выражена в афоризме Бэкона «Знание – сила». Знание, прежде всего – научное, философ признал наиболее эффективным источником положительных изменений человеческой жизни. Самой важной задачей философии Бэкон объявил создание нового метода научного познания. Он верил в то, что наука должна приносить людям реальную пользу, что она – не цель, а средство, призванное способствовать удовлетворению человеческих потребностей. Бэкон выступил основоположником индуктивного метода познания действительности. Важной частью гносеологического учения Бэкона является разработанная им типология заблуждений, идолов или призраков, мешающих человеку познавать действительность. Автор выделял четыре типа идолов, давая им образные названия. «Идолами рода» он полагал препятствия, обусловленные человеческой природой. Человек судит обо всем природном мире по аналогии с собственной природой. К «идолам пещеры», по утверждению Бэкона, относятся ошибки, возникающие вследствие субъективных представлений о действительности, присущих некоторым группам людей. «Идолы рынка» – это препятствия, связанные со случаями неправильного использования языка, когда значения слов формируются не на основе постижения сущности предмета, а под воздействием случайных впечатлений. «Идолами театра» именуются препятствия, возникающие от подчинения ума ошибочным воззрениям, которые завлекают человека подобно инстинкту театральных представлений.

Декарт – выдающийся философ, который стремился к максимальной ясности и дедуктивной строгости процесса научного познания. Стремясь доказать могущество разума, Декарт прибегает к критике ориентации чувственного познания на то, чтобы быть единственным критерием истинности знания. «Мыслю, следовательно, существую» - говорил Декарт. Основные правила, ведущие к познанию истины, Декарт формулирует в работе «Рассуждение о методе». Таких правил четыре. Во-первых, за истину следует принимать то, что самоочевидно, что воспринимается легко и отчетливо и не дает повода к сомнению. Во-вторых, каждую вещь необходимо делить на простые составляющие, доводя исследователя до самоочевидных вещей. В третьих, путь познания заключается в продвижении от простых элементарных вещей к более сложным. В-четвертых, необходима полнота перечисления, систематизации как познанного, так и непознанного, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Выстраивая рационалистическую методологию познания действительности, Декарт заявляет о целесообразности перехода от наиболее общих представлений философского характера к более частным положениям отдельных наук, и далее – к максимально конкретным знаниям.

Существенным вкладом в философию явилась метафизика Декарта, в основу которой была положена идея «субстанции». Будучи дуалистом, Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций – мыслящей и материальной. Обе они являются творениями Бога, который представляет собой высшую субстанцию, обладающую врожденными идеями.

Философское учение Декарта оказало существенное влияние на учение голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632-1677). Согласно Спинозе, существует единая субстанция, то есть Бог или природа. Отождествление Бога и природы Спинозой позволяет считать его пантеистом. Природа для него – причина самой себя, к тому же она не может познаваться ничем, кроме себя. Субстанции свойственно бесконечное множество атрибутов, выражающих ее высшую сущность. Если количество атрибутов субстанции бесконечно, то людям раскрываются только два из них: «мышление» и «протяженность». Из атрибутов проистекают модусы, представляющие собой различные состояния высшей субстанции. Спиноза заявляет о том, что свобода человека есть осознанная необходимость.

Немецкий мыслитель, философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) в противовес учению Спинозы разработал концепцию множественности субстанций. Субстанции у Лейбница – это духовные сущности, названные монадами. Монады представляют собой «элементы всех вещей». Познание природы монад тождественно познанию всего сущего в мире. Монады абсолютно неделимы, но обладают при этом богатым и многообразным содержанием. Человеческий разум, подобно монадам, тоже един, однако, при всем богатстве своего содержания, не может быть разделен на части. Монады представляют собой всю Вселенную, при этом для каждой из них характерны разные уровни различения восприятий и разные углы рассмотрения. Монады находятся вне причинно-следственных связей. Их взаимоотношение, предопределенное Богом, представляет собой гармонию, синхронное взаимодействие.

Вам также будет интересно:

Жареная треска на сковороде
Среди множества рыбных рецептов большой популярностью у хозяек пользуются блюда из трески,...
Салат из кольраби: рецепт с яйцом и с майонезом (фото)
Добрый день, друзья! Сегодня у нас капуста кольраби - это витаминная бомба, с большим...
Готовим заливное из говядины: рецепт с фото
Мясное и рыбное заливное обычно готовится к праздничному столу, поскольку это блюдо служит...
Пикантный салат украсьте
В жизни довольно часто происходят какие-то праздничные события, и возникает необходимость...