Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Хлеб ржаной половина покупать во сне

Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Сонник: к чему снятся овощи

Сонник толкование снов дверь

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Анализируем роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Cочинение «"Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек" (По роману Р

Проблематика романа «451 по Фаренгейту»

Роман Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» представляет собой тематически расширенную версию рассказа «Пожарник», опубликованного в журнале «Гэлэкси Сайенс Фикшн» в феврале 1951 г., и являет нам целый комплекс проблем, с которыми, по мнению автора, со временем, возможно, придётся столкнуться человечеству. Название романа происходит от химического свойства бумаги самовоспламеняться при температуре 451 градуса по Фаренгейту (233 градуса по Цельсию).

Изображая Америку ХХI века, Брэдбери моделирует картину будущего на основе существующих сегодня тенденций. Писатель в своём романе создаёт антимодель с помощью символики своих фантазий. Он размышляет о судьбах земной цивилизации, о будущем Америки, с её нестандартно сформировавшимся менталитетом, с её национальным колоритом. США, выведенные в книге, -- это, по сути дела, всё те же Соединённые Штаты ХХ столетия, с их культурой потребления, с навязчивой рекламой в подземке, с «мыльными операми» и искусственно уютным мирком коттеджей. Только всё доведено до крайности, до того самого пресловутого «абсурда»: пожарники не тушат пожары, а сжигают запрещённые книги; людей, предпочитающих ходить пешком, а не ездить на машинах, принимают за сумасшедших; возбраняется даже любоваться природой. Малейшие отступления от общепринятого образа жизни вызывают репрессии [Любимова 2001].

Развитие науки, стремительный рост технологий изменил мышление людей. Технический прогресс значительно облегчил жизнь человека, вместе с тем сильно подавив у него инстинкт самосохранения. Выжить в новом обществе, становящемся не только технократическим, но и тоталитарным, людям помогают стадные чувства, и прежде всего это сказывается на духовных сторонах жизни человека. Нормой поведения становится потребительское существование, при котором единственную пищу для ума дают развлечения, реальность заменена примитивными телеиллюзиями [Зверев 1989].

Мир, описанный Брэдбери, стал таким не в одночасье. В ХХ веке к таким средствам массовой информации и связи, как газеты, почта, телеграф, телефон, добавились радио, телевидение, видео -- и аудиосистемы, компьютерная сеть и т.д. Значительно возросли объёмы информации, поглощаемой человеком, что привело к информационным перегрузкам. Зачастую несущая в себе разрушительное, агрессивное начало, а порой обладающая противоречивым, конфликтным характером, информация начала оказывать негативное воздействие на психику и здоровье людей. Возникла необходимость создания методов защиты от такого воздействия. Рэй Брэдбери в своём романе представляет один из вариантов решения данной проблемы: репрессии по отношению к литературе начались не сами собой -- они вынужденная мера. Когда в какой-то момент стало ясно, что информационную сферу нужно сокращать, возник вопрос: какую её область? Без средств связи уже не обойтись, а телевидение и реклама уже давно стали неотъемлемой частью жизни людей, и слишком многие в них заинтересованы с практической точки зрения. Решение было найдено в избавлении от книг [Чаликова 1991].

Попытку аргументировать это решение делает сослуживец и оппонент главного героя Гая Монтэга, брандмейстер Битти. Причиной, по которой книги отходят на задний план, он видит экстенсивное развитие культуры, её расширение с неизбежной девальвацией: «Раз всё стало массовым, то и упростилось... Когда-то книгу читали лишь немногие -- тут, там, в разных местах. Поэтому и книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов, когда население удвоилось, утроилось, учетверилось, содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка... Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт... Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую... Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем...» [Брэдбери 2008, 114].

Итак, зачем книги, если есть телевизор, рассуждает Битти. Да и от чтения больше вреда, чем от просмотра телепередач -- книги тревожат, заставляют думать. Они опасны! Люди, читающие книги, становятся «интеллектуалами», выделяются из остальной публики, на что-то претендуют. «...Книга -- это заряженное ружьё в доме соседа, -- заявляет Битти. -- Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?».

Как быть? Очень просто: взять и запретить, сжечь. Пожарных, объясняет Битти, «сделали хранителями нашего спокойствия. В них, как в фокусе, сосредоточился весь наш вполне понятный и законный страх оказаться ниже других. Они стали нашими официальными цензорами, судьями и исполнителями приговоров... ... Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие» [Брэдбери 2008, 124].

Роман «451 градус по Фаренгейту» -- тонкая и искусная критика общества потребления, страх перед его деградацией, предостережение обывателю. Описанное Брэдбери общество потребления сжигает на кострах не книги, оно сжигает самого себя - свою историю, свою культуру. Ценность романа -- в той страшной картине будущего, которая вполне может стать правдой. Американский идеал беззаботной жизни, мечты о всеобщем равенстве, отсутствие лишних тревожных мыслей - этот предел мечтаний общества может обернуться и кошмаром, если не внять предостережениям автора [Новиков 1989].

Оба рассматриваемых в исследовании романа написаны примерно в одно время, что сводит к нулю вероятность использования одного романа при написании другого, но, тем не менее, произведения имеют множество общих черт, позволяющих отнести эти произведения к антиутопическому жанру.

1) В обоих произведениях действие разворачивается в странах, где происходит более или менее ярко выраженное насилие над личностью, ограничение её свобод. Степень личностной несвободы в произведениях различна. Оруэлл описывает типично тоталитарное общество со всеми его атрибутами, как то строгие регламентированные нормы поведения, слабое экономическое развитие, фигура вождя в образе «старшего брата», тотальное наблюдение за каждым человеком. Брэдбери предлагает нашему вниманию совершенно другое, с виду, общество. На первый взгляд, в мире Брэдбери царит полное благополучие: нет голода, явного насилия, более того, отсутствует видимая власть, нет ни картин лидеров, ни трансляции пламенных речей, ни каких либо других атрибутов тоталитаризма, однако благополучие этого мира является лишь внешним [Шишкин 1990].

2) Следуя канонам жанра, протагонисты романов противопоставлены обществу, их отличное от общей массы мышление вынужденно вовлекает их в борьбу против этой массы. Борьба Уинстона Смита заканчивается поражением, так как описанный Оруэллом мир в своей тоталитарности устойчив и совершенен настолько, что у героев оппозиции не остаётся никаких шансов. Рэй Бредбери отнёсся к своему герою чуть лояльнее. Мир романа «451 градус по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Оруэллом. Бредбери оптимистично допускает возможность сопротивления, потребительскому обществу противопоставлены загнанные в леса хранители культурного наследия, люди-книги, к которым впоследствии и отправляется главный герой романа Гай Монтег [Шишкин 1993].

3) Сходной является роль женщин в обоих романах. Образ мысли главного героя сравнивается с образом мысли абсолютно лояльных социуму людей, и как ни странно, у обоих авторов в роли такой противоположности выступают жёны героев (в случае с Оруэллом - бывшая жена). И Уинстон Смит, и Гай Монтег страдали от абсолютного конформизма столь близких (или теоретически должных быть близкими) людей. Сходно у обоих авторов и то, что катализатором, взбунтовавшим обоих героев против режима, стала девушка: Кларисса у Брэдбери и Джулия у Оруэлла.

4) Обращает на себя внимание и социальный статус главных героев обоих романов, оба они имеют некоторое положение в обществе и имеют доступ к определённому набору благ. Следовательно, нельзя сказать, что им было совершенно нечего терять. Однако внутренняя свобода на другой чаше весов перевешивает в обоих произведениях.

5) Чрезвычайно схожи и способы воздействия властей на умы населения; в обоих романах наиболее важным способом влияния на человека является телевидение, транслирующее огромное количество патриотических программ у Оруэлла или совершенно бессмысленные мыльные оперы у Брэдбери.

6) Главной движущей силой, заставившей героев поставить на кон всё, что они имели, и даже свою жизнь, стали две вещи: любовь и литература. Движение к знаниям двигало этими людьми. Нельзя не обратить внимание на то, что профессией обоих было уничтожение информации: как сжигание книг у Брэдбери, так и работа над корректированием истории у Оруэлла.

Таким образом, обнаружив столько общих черт в произведениях этих достаточно разных писателей, можно сделать вывод, что взгляды антиутопистов на угнетение нравственных свобод весьма схожи, также схожи и их взгляды на те силы, которые должны противостоять злу: любовь, верность, тяга к знанию и независимости мышления. В современном авторам буржуазном обществе они уже видели элементы «программирования личности» [Лазаренко 1991]. Нравственную позицию обоих писателей можно проиллюстрировать высказыванием Р.Эмерсона: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».

Перед глазами читателей предстают Соединенные Штаты в эпоху сравнительно недалекого будущего, как представляет его себе сам автор в 50-е годы 20 века. Гай Монтэг, молодой мужчина в возрасте около 30 лет, служит в команде пожарников. Однако перед ним и его коллегами стоит задача не защищать здания и людей от огня, а разыскивать книги и немедленно сжигать их, точно так же сжигаются и дома людей, которые держат у себя печатные произведения.

Монтэг усердно выполняет свой служебный долг уже на протяжении ряда лет, не задавая себе вопросов, почему от книг необходимо немедленно избавляться. Однако случайно встретившаяся на его жизненном пути юная девушка по имени Кларисса заставляет мужчину задать себе те вопросы, которые никогда ранее не приходили ему в голову. Новая знакомая Гая любит мир природы и уединение, в отличие от большинства своих ровесников, обожающих скоростную езду, аттракционы и непрекращающиеся весьма примитивные сериалы. Именно эта девушка вынуждает Монтэга задуматься о том, является ли он счастливым человеком в той высокотехнологичной Вселенной, в которой обитают он и многие миллионы его соотечественников. Пожарный начинает размышлять о том, насколько уныла, бесчеловечна и лишена всякого душевного тепла окружающая его обстановка.

В это же время с супругой Гая Милдред происходит несчастный случай, едва не закончившийся трагически. Женщина по ошибке принимает слишком много снотворного, однако муж успевает вызвать «Скорую помощь», и медики спасают Милдред, используя для переливания крови новейшие приспособления. Супруги Монтэг состоят в браке уже довольно давно, однако у них так и не появилось ребенка, молодая женщина никогда не стремилась стать матерью. Каждый из двоих существует в собственном мире, муж и жена фактически не разговаривают между собой. Милдред всецело поглощена просмотром многочисленных сериалов, стены их квартиры представляют собой огромные телеэкраны, и жена Гая желает, чтобы и четвертая стена помогала ей поддерживать ощущение общения с героями телевизионных новелл.

Несколько встреч с Клариссой во многом меняют Монтэга, он пытается разговаривать с товарищами о смысле их работы, однако они категорически не желают его понимать, намекая на полнейшую неуместность подобных бесед. Во время очередного вызова хозяйка жилища, в доме которой обнаруживаются книги, отказывается уходить прочь и сгорает в огне вместе с дорогими для нее литературными произведениями.

Гай до глубины души потрясен случившимся. На следующее утро мужчина просто не в силах, как обычно, выйти на службу, он жалуется жене на неважное самочувствие, но Милдред испытывает лишь раздражение от того, что ее супруг отступает от привычных, стереотипных действий и установок. К тому же Монтэг узнает от жены о том, что его новая подруга Кларисса совсем недавно погибла под колесами автомобиля, и семья девушки уже уехала с прежнего места жительства.

К Гаю прибывает его руководитель мистер Битти, он старается вернуть подчиненного к его прежнему душевному состоянию, рассказывая о том, что в нынешнем веке скоростей и высоких технологий произведения классиков уже совершенно не нужны, на их чтение нельзя затрачивать более 15 минут, и даже это время необходимо сократить до минимума. В этом обществе любого человека стремятся превратить в марионетку, не имеющую никаких собственных взглядов и желаний, манипулировать которой не составляет никакого труда. Начальник говорит Монтэгу о том, что люди должны быть абсолютно одинаковыми, тогда в обществе наступит полный порядок, и все граждане станут безоблачно счастливыми, в глазах Битти книга является неким заряженным ружьем, которое жизненно необходимо разрядить, то есть сжечь. Однако Гай уже прячет у себя те книги, которые ему удалось изъять из сожженного его командой жилища. Мужчина предлагает жене прочесть их совместно, но Милдред не разделяет его желания.

Пожарник стремится найти каких-либо единомышленников, он начинает общаться с профессором по фамилии Фабер, давно уже находящимся на подозрении у коллег Монтэга. Сначала ученый относится к Гаю с подозрением, но затем убеждается в том, что этот молодой человек заслуживает доверия. Фабер мечтает о возобновлении книгопечатания, полагая, что после третьей атомной войны американцы наконец потянутся и к чтению, хотя бы немного забыв о тотальном засилье телевидения.

Угроза войны становится все более реальной и зримой, по радио уже объявляется всеобщая мобилизация. Монтэг ссорится с женой, совершенно не желающей интересоваться книгами. Отправившись на работу, он получает очередной вызов. К своему удивлению, Гай вместе с командой прибывает к собственному дому. Выясняется, что подруги Милдред поторопились донести о нахождении в его жилье литературной продукции.

Выполняя распоряжение начальника, Монтэг сжигает свой дом. Но затем мистер Бинти видит приемник, данный Гаю для связи профессором Фабером, и молодой мужчина уничтожает его и двух других товарищей с помощью огнемета, не видя для себя иного выхода.

С этого момента пожарник превращается в опасного преступника, разыскиваемого и преследуемого повсеместно. Однако тут же начинается и настоящая война, поэтому Монтэгу все же удается скрыться. По указанию профессора Гай ускользает из города и далее встречает весьма необычных людей. Ему становится известно о том, что в действительности в Соединенных Штатах уже давно имеется оппозиция действующей политике, и интеллектуалы, желая противостоять варварскому уничтожению книг, буквально заучивают достаточно объемные литературные творения наизусть. Каждый из них запоминает какую-либо ценную книгу, и все с нетерпением ожидают, когда накопленные ими сведения потребуются обществу.

Существует надежда, что эти люди действительно стараются не напрасно. На город, покинутый Гаем Монтэгом, сбрасывается множество вражеских бомб, и от технологического совершенства, полностью лишенного всяких проявлений человечности, остаются только руины.

Гришин С.А. 1

1 Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г.Казань)

Шарыпова Т.П. 1

1 КФ ФГБОУ ВО "РГУП" (г.Казань)

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Что для нас есть - современный мир? Или стоит спросить по-другому, чего мы достигли? Теперь у каждого есть телевизор в доме, в любое время мы можем пойти в кинотеатр и посмотреть фильм, правда большинство снято в жанре комедия, множество развлекательных центров, компьютерные игры, очки виртуальной реальности, казалось бы, всё это достижения науки, и теперь человек может жить, не зная горя, скуки и проблем. Но всё ли так прекрасно, как кажется? К чему приводит все нововведения и расширения массовой культуры общества? Рэй Бредбери дал ответа на эти вопросы в произведении «451 градус по Фаренгейту». Сначала стоит ответить на вопрос, что такое потребительское мышление и массовая культура в целом? Ни для кого сейчас не секрет, что от образа мышления человека, зависит качество его жизни. Между мышлением создателя и мышлением потребителя существует огромная пропасть. Потребитель по кругу повторяет одни и те же системы и редко смотрит на них со стороны. И никогда специально не работает над их улучшением. Он всегда только работник своей корпорации, которого интересует не общий успех всего предприятия, а лишь то, когда закончится рабочий день, чтобы можно было ничего не делать, отдохнуть, расслабиться. Потребитель мечтает о миллионах на автопилоте, чтобы просто чесать живот, лежа в гамаке. Человек мыслит либо в созидательном ключе, стремясь к постоянному росту и развитию, либо стараемся убежать от ответственности, прежде всего, за свою жизнь, улучшение её качества и собственное развитие, тем самым обрекая себя на духовную гибель. Это и есть потребительское мышление, но потребительское мышление не может существовать без, так называемой, «массовой культуры». Не стоит вдаваться подробности, как функционирует и существует в обществе данная культура, стоит лишь подчеркнуть, что массовая культура имеет коммерческий характер, то есть - её цель получение прибыли, за счет удовлетворения потребностей огромного пласта людей.

Что в этом плохого? - спросите вы меня. И прежде чем ответить на этот вопрос, давайте представим на минуту мир, в котором человек забыл о жестокой реальности, мир, где каждый счастлив, мир развлечений и веселья. Именно в таком мире потребительское мышление будет господствующим, а массовая культура будет находиться на пике своего развития. Что в этом мире больше всего будет пугать человек, будет вызывать ненависть и скуку. Конечно, книги. Книги обладают особой силой, они снимают с нас, так называемые, «розовые очки» и открывают нам глаза на все морщины и недостатки лица жизни. Тем, кто ищет только покоя, хотелось бы видеть перед собой восковые лица, без морщин и волос, без выражения. «Мы живем в такое время, когда цветы хотят питаться цветами же, вместо того чтобы пить влагу дождя и соки жирной почвы», - так отзывается о таком обществе один из героев произведения. То есть человек желает получать всё готовое, забывая о труде и заботах производства нужного продукта. Тем самым общество забывает о проблемах производства, а значит и обо всех проблемах вообще. Наш мир не идеален, в нём множество проблем, забот и стресса. Это и различные проблемы человечества, и войны, и болезни, и философские вопросы, и много другое, что будоражит наш мозг. Массовая культура закрывает глаза людям, старается отвлечь их от проблем. Умным людям сложно жить в нашем мире, они осознают реальность, они волнуются, когда им говорят об экологических проблемах, глобальном потеплении. Незнающие же люди, лишь кивают головой и идут домой смотреть телевизор с бутылкой пиво под подмышкой, считая, что эти проблемы кто-то да решит. И это неправильно, потому что если человек не будет замечать все недостатки жизни, то рано или поздно, всё это обернется в разрушение, как для индивида, так и для общества в целом. Как же исправить такое положение? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте.

Свободное время и цели жизни современного человека

Как мы тратим своё свободное время? Тут хотелось бы сравнить реальность и фантастический мир Рэя Бредбери. Давайте прочтем следующее слова: «Да. Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите свое свободное время? Либо вы мчитесь в машине со скоростью сто миль в час, так что ни о чем другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности, либо вы убиваете время, играя в какую-нибудь игру, либо вы сидите в комнате с четырехстенным телевизором, а с ним уж, знаете ли, не поспоришь». В нашей реальности, нет четырехстенных телевизоров и люди не мчатся на машинах со скоростью в сто миль в час, однако, сейчас и редко встретишь начитанного человека, человека, который кроме различных игр и сериалов, может поговорить на свободные темы, человек, с которым можно подискутировать и усомнится в своей точке зрения. Таких людей становится все меньше, но почему? Здесь играет важную роль воспитание, образ жизни и цели самого человека. Давайте выйдем на улицу и зададим простой вопрос прохожим, в чем цель вашей жизни? Большинство сразу же ответят заработать деньги, построить дом, завести семью и посадить дерево. Казалось бы, хорошие цели, но они обыденные, люди не скажут вам, что их целью является постоянное саморазвитие, постоянное движение вперед, желание прожить жизнь не впустую. И снова вопрос, кто виноват, сам человек? Не всегда, человек - лишь совокупность социальных норм и ценностей, существующих в обществе. То есть человек напрямую зависит от общества, в котором он рос. Именно поэтому Гая Монтэга устраивала его жизнь до встречи с Клариссой, именно поэтому современный человек только и стремится к материальным богатствам, забывая про духовные блага и высокие цели жизни.

Истинное и ложное счастье для человека

Очень интересен и конфликт между новоиспеченном «революционером» и консервативным «защитник общества», представленный в образе брандмейстера Битти. Брандмейстер, человек начитанный, он знает, что скрывают за собой книги и лишь выполняет «заказ» общества. Монтэг же только начал читать, поэтому, когда происходит первая перепалка касаемо книг, Битти с лёгкостью доказывает ему то, что книги - зло, они порождают социальное неравенство, они нарушают покой и стабильность общества. В какой-то степени брандмейстер даже прав говоря, следующее: «Человек, умеющий разобрать и собрать тевизорную стену, - а в наши дни большинство это умеет, - куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок». В этом есть смысл, ведь и вправду, человек, изучающий наш мир, будет задумываться, какой же он, по сравнению со всем миром, маленький и ничтожный. Однако этот ничтожный и одинокий человек может сделать для человечества больше, он двигает наше общество вперед и, возможно, в будущем мы будем смотреть в небо и вспоминать об этом одиноком человеке, который смог измерить и исчислить Вселенную, он оставит свой след в истории, он запомнится нам. Он сможет ответить на все свои философские вопросы о нашем мире и вселенной, и, зная ответы, он будет уже не ничтожным и одиноким, а знающим и великим. В то время как человек, который способен лишь починить телевизор, так и останется в масштабах Вселенной одиноким и ничтожным.

Истинное лицо и несовершенство всего потребительского мышления

Конец произведения, когда Монтэг покидает город и встречает других начитанных людей, очень интересен. Ведь, он осознает, что независимо о том, что говорили другие, этих людей много, все они ждут, лишь возможности, которая в скором времени им представится. И уничтожение города бомбой, показывает нам, как несовершенно то общество. Зная о приближение войны люди не задавались вопросом, как скоро и почему? Не беспокоились и продолжали жить в своем маленьком счастливом мире. И уничтожение города, показывает, что если человек будет закрывать глаза на всё происходящее, то рано или поздно природа или что-то иное сотрет его и всё общество с лица Земли. Люди в таком обществе, хоть и кажутся внешне счастливыми, глубоко в душе очень несчастливы, это доказывает эпизод с Милдред. Она, типичный представитель этого общества, противник книг и разума. Только на момент, когда отключается телевизионная стена, она посмотрела на себя и увидела свое лицо, лицо, ужасающее своей пустотой, одно в пустой комнате, пожирающее глазами само себя. И в секундах до её смерти она поняла, что ужасна и что жизнь, которую она прожила, бессмысленна и ничтожна. Но изменить что-либо уже было невозможно. В этом и проблема, человечество всегда осознает свои ошибки, только после их последствий….

Заключение

Рэй Бредбери - удивительный писатель, он показывает нам всё несовершенство потребительского мышления и массовой культуры и главную проблему человечества - желание жить в радость, забывая о жестоких реальностях существующего мира. И пока эта проблема будет существовать, общество будет вынуждено двигаться в неправильном направлении. Индивиду будет казаться, что его жизнь прекрасна и счастлива, но в реальности далеко это не так. Массовая культура вправе существовать, потому что если человек будет думать только об отрицательных сторонах жизни, то рано или поздно он сойдет с ума. Однако эта культура не должна вставать на господствующие позиции, как и мышление потребителя. Может, когда-то люди, наконец, поймут, что чтение книг и разговоры с близкими, важнее какого-то телевизора, компьютерных игр или иного глупого времяпровождения. И именно только после данного понимания, общество сможет изменить свой маршрут, сможет сделать резкий скачок вперед, забыв своё ужасное прошлое и двигаясь в прекрасное будущее…

Этот роман считается одним из самых известных его работ. Роман был издан в 1953 году. Смысл книги заложен уже в самом названии: 451 градус по Фаренгейту – это температура горения бумаги. В антиутопии рассказывается о недалёком будущем Америки.

Вконтакте


По мнению автора, в будущем перестанут читать книги, и все производство будет направлено лишь на маркетинг, продажу и «отепление» человечества. Даже в таком неприглядном будущем Рэй Брэдбери смог разбавить тьму лучиками света в виде любви и жажды человека к познанию.

Рэй Брэдбери – мэтр фантастики

Именно так часто называют этого писателя . И неудивительно: большинство рассказов Брэдбери написал именно в жанре фантастики, он заложил множество традиций этого жанра. Автор написал 11 романов, 21 пьесу и около 400 рассказов.

В конце 40-х Брэдбери написал пять произведений , благодаря которым, как он рассказывал, и разгорелся «451 градус по Фаренгейту». «Пешеход», «Костёр», «Лучезарный феникс», «Эшер II», «Изгнанники».

В этих рассказах были наблюдения на тему цензуры, запрещённого чтения, силы личности и спасения искусства. Уже позже, в 1949 году Брэдбери, связав эти рассказы воедино, написал книгу «Пожарный». Тогда редактор издательства посчитал, что книга недостаточно проработана и вернул рукопись на доработку.

Спустя год кропотливой работы, Брэдбери завершил роман в том виде, в котором мы его знаем теперь, и назвал его «451 градус по Фаренгейту» . Википедия сообщает, что роман был издан тиражом 255 тысяч книг, сейчас в интернете легко можно найти бесчисленное количество онлайн-изданий. Брэдбери стал знаменитым, а книга об антиутопичном будущем вошла почти во все школьные курсы литературы.

По сюжету главный герой Гай Монтег работает пожарным . В этом мире они не тушат огонь, а, наоборот, разводят. Пожарные сжигают книги и их владельцев, потому что в будущем читать запрещено. Правительство делает все, чтобы устроить массовое отупение человечества – так людьми проще управлять. Гай Монтег десять лет сжигал книги и людей, у которых находили запретный товар. При этом он не задумывался о том, хорошо это или плохо – до определённого момента.

Однажды Монтег встречает молодую мечтательную девушку по имени Кларисса Маклеланд. Мимолётная встреча выбивает Монтега из привычной колеи. Кларисса сразу предупреждает, что она – сумасшедшая, но это не отталкивает Монтега. На вопрос «счастливы ли вы?» он не знает ответ. Этот вопрос переворачивает его жизнь.

Дома жена Монтега отравилась таблетками . Она не пыталась покончить с собой, просто закидывала снотворное одну за одной и не заметила, как отравилась. Монтег понимает, что в его жизни все происходит машинально, даже брак превратился в бессмысленную рутину. Его жена мечтает о стене-телевизоре, уже четвёртой в их доме. На этом её мечты заканчиваются. Детей она не хочет и всё больше погружается в мир сериалов и телешоу.

Монтег, благодаря коротким встречам с Клариссой, вырывается из рутины и уже не может с тем же беспристрастием жечь книги. На очередном вызове хозяйка дома отказывается покинуть дом, и её сжигают вместе с книгами. Гай Монтег не понимает, ради чего она умерла, и на следующий день не выходит на работу – он чувствует себя больным и разбитым. Тут же он узнаёт, что Клариссы больше нет – она попала под машину.

К больному пожарному приходит начальник, брандмейстер Битти . Судя по описанию, он неглупый человек, но придерживается радикальных взглядов: Битти читает наставления и рассказывает про общество потребления. Книги становятся меньше, издания сокращаются. Все делается для того, чтобы человек мог проглатывать информацию. Классические книги перекраивают в 15-минутное шоу. Битти внушает, что люди должны быть одинаковы, что в современном мире нет места личностям. Только тогда все будут счастливы. Книга в таком мире – оружие, поглощающее человеческий разум.
Монтег слушает, но уже не может остановиться. Кларисса и женщина, сгоревшая в огне, не отпускают его. Гай Монтег принёс домой книги. Когда он предлагает жене вместе прочитать, та в ужасе отказывается. Пытаясь разыскать других владельцев книг, Монтег выходит на очередного подозреваемого: профессора Фабера. За ним давно следят пожарные, и поначалу Фабер говорит с Монтегом с осторожностью. Потом все же рассказывает о своём изобретении: книгопечатание. Теперь любые книги можно размножить, пусть пока и в малых количествах. Фабер даёт приёмник-капельку, благодаря которому они могут связываться в любой момент. Кроме того, приёмник поможет Фаберу узнавать о работе пожарных изнутри.

Когда над страной нависает угроза третьей войны , Фабер надеется, что после неё люди вспомнят о книгах и решат вернуться к истокам. Монтег же ведёт свою личную борьбу: он показывает книги не только жене, но и её подругам. Они не выдерживают и доносят на него. Выезжая на очередной вызов, Монтег с удивлением подъезжает к собственному дому. Начальник Битти заставляет его собственноручно уничтожить книги. В этот момент Битти обнаруживает передатчик в ухе Монтега. Гай, стараясь сохранить тайну, направляет огнемёт на Битти и двух товарищей, после чего скрывается. Его поиски объявляют по всей стране, называя опасным преступником.

В этот же момент начинается война. За Монтегом высылают Механического Пса – холодного робота убийцу. Монтегу удаётся уйти, но Механический пёс вместо него убивает случайного прохожего. Его выдают за мёртвого Гая, чтобы показать, что никто не может уйти безнаказанным.

По подсказкам Фабера, герой уходит из города и находит тайное сообщество . Оказалось, все это время были люди, которые сохраняли книжную классику – в своей голове. Они заучивали книги целиком, а потом разносили знания, воспроизводя книги прямо из головы. Все общество с нетерпением ждёт окончания войны. Они верят, что когда на страну сбросят бомбы, человечество вернётся к тому, с чего начало. Тогда людям вновь понадобятся книги.

Герои

Анализ романа

Структура и сюжет романа основаны на противопоставлениях: свет и тьма, суета и спокойствие.

Искренняя и живая Кларисса противопоставляется сухой, статичной Милдред . У жены главного героя даже лицо с застывшими чертами. Освещённый тёплым светом веранда Клариссы совсем непохожа на холодную спальню Монтега.

Название второй главы «песо и сито» намекает на невозможность наполнения жизни смыслом. Когда Монтег в этой главе пытается прочесть в метро библию, он не может разобрать ни слова – все сознание забивает громкая музыка.

В конце книги мы видим, наконец, светлую сторону пламени: это утренние лучи солнца, освещающие вереницу людей. Ведёт просветителей, что символично, Монтег, ещё недавно сжигавший книги.

Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание которого и его анализ приведены в данной статье, помогут глубже понять проблематику, поднятую автором.

Роман Рэя Брэдбери является ярким образцом антиутопии. Со временем книга приобрела славу и стала символом всего жанра. Мало найдется любителей фантастики, которые не знакомы с этим произведением.

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» – история создания

В последствии, сам Рэй Брэдбери удивлялся удивительному успеху романа. Он называл свое произведение “грошовым”, так как при написании он потратил на него всего восемь долларов.

Рэй Дуглас Брэдбери (1920-2012)

Первый текст вышел в форме рассказа и назывался “Пожарник” (дата создания 1949 год). Далее, перечитывая его, Брэдбери утвердился в мысли, что герои все ещё продолжают жить своей жизнью и принял решение расширить и дополнить “Пожарника” до формата романа.

Интересно, что Рэй Брэдбери написал весь роман, от оглавления до последней страницы, на пишущей машинке, взятой в прокат.

Книга состоит из трех частей, объем составляет примерно 300 страниц.

Антиутопия была издана в 1953 году (оригинальное название на английском: Ray Bredbury “Fahrenheit 451”). Свое название книга получила благодаря температуре горения бумаги, которая и составляет четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту. Интересно, что в произведении есть много цитат других авторов, например, Свифта или Шекспира.

Также есть сведения, что идея сожжения книг берет свое начало в Нацистской Германии, когда уничтожалось все, что противоречило национальной идее того времени.

Роман получил разные отзывы – публика приняла его неоднозначно. Но уже в 1954 произведение удостоилось награды Американской академии искусств и литературы. Позже сам автор адаптировал его для театральной постановки.

В 2018 году в США вышел фильм на основе произведения Рэя Бредбери.

Главные герои произведения

Итак, главные действующие лица:

  1. Гай Монтэг – главный персонаж книги. В некоторых переводах встречается как Гай Монтэг. Он работает пожарником будущего и выезжает на срочные вызовы, когда у граждан обнаруживают книги. Их следует сжигать с помощью специального приспособления для поджигания бумаги. Гай никогда не задумывается, почему и зачем он должен выполнять свое задание, он полностью согласен с текущим государственным устройством. Но в один момент в его жизни происходит встреча с так называемой литературной оппозицией, что в корне меняет восприятие Монтэга. Постепенно он разочаровывается в телевидении, отдаляется от жены, теряет веру в свою службу. Он начинает замечать ограниченность и жестокость своего мира, он становится полноценной личностью, способной на спасение знаний, которые хранятся в книгах.
  2. Кларисса Маклеллан – молодая женщина, которая смогла пробудить одной из первых интерес к литературе у Монтэга. Она принадлежит к необычной семье. Всех родственников уже давно подозревают в причастности к чтению, ведь каждый вечер они подолгу и громко общаются между собой, что вызывает непонимание и негодование окружающих.
  3. Битти – Брандмейстер. Будучи начальником пожарной службы, где работал Монтэг, он одни из первых заподозрил нездоровый интерес Гая к книгам и знаниям. Именно он сказал фразу, в последствии ставшую крылатой: “Хранить книги – это не преступление. Преступление – читать их”. Именно диалоги Битти и Гая стали путеводной нитью романа. Через разговоры и споры начальника и подчиненного показана основная мысль и проблема романа.
  4. Милдред – жена Монтэга. Именно с помощью ее персонажа Рей Бредбери демонстрирует безразличие, апатию и бесчувственность общества, описываемого в романе. Женщина проводит свое свободное время, сидя перед экранами телевизора, и совершенно не интересуется окружающим миром. Когда у ее мужа обнаруживаются книги, она первая доносит на него, не испытывая никаких сожалений.
  5. Фабер – товарищ Гая, профессор английского языка. В свое время он пытался протестовать против законов, запрещающих книги, потому, встретив Монтэга, он отнесся к тому с подозрительностью, но позже преподаватель понимает, что Гай пытается познать мир литературы и соглашается стать его проводником в мир книг.

Второстепенные персонажи

Подруги Милдред – недалекие и жестокосердечные женщины, они ничем не интересуются кроме сериалов, а мужей считают досадным неудобством. Именно они находятся у Милдред, жены главного героя, когда Гай приносит книги в дом. Вместе с женой Монтэга доносят на него властям.

Механический пес – роботизированная собака, которая по нюху определяет нарушитилей и имеет иглу с прокаином — наркотиком, от которого нет пробуждения.

В романе показано недалекое будущее Америки, какое виделось автору в пятидесятые года XIX века.

Гай Монтэг работает пожарником, но его задача бороться не с огнем, а с книгами, ведь в новом обществе литература под запретом.

Когда пожарники будущего находят книги, они их сжигают с помощью специального оборудования, а так же сожжению подлежат дом и имущество виновного.

Гай выполняет свою миссию безропотно – он не задумывается над смыслом происходящего. Но однажды он встречает молодую женщину по имени Кларисса. Она не такая, как все: в ней чувствуется живой огонь и интерес к окружающему. Эта встреча навсегда меняет главного героя, он начинает переосмысливать свое существование и окружающие его порядки.

Кларисса и ее семья уже давно находятся на плохом счету у государственных служб: они подозрительно шумно и весело проводят вечера, а в их доме до позднего часа горит свет. Девушка увлечена общением, природой, но она очень одинока.

Она первой задала роковой вопрос Монтэгу — счастлив ли он? Именно с этого началось путешествие Гая в мир, отличный от привычного примитивного общества. Он приходит к мысли, что невозможно и дальше жить так бессмысленно: интересоваться только сериалами и примитивными парками аттракционов.

Одним из пусковых моментов стал эпизод, когда Милдред принимает смертельное количество снотворного и Монтэг находит ее без сознания. Нет, она не собиралась покончить жизнь самоубийством, она просто механически глотала пилюлю за пилюлей, что еще раз доказало всю абсурдность социального строя будущего. Люди больше не человечны, они живые роботы.

Гай вызывает медиков, которые бездушно, но качественно выполняют свою работу – приводят Милдред в сознание с помощью новейших машин по переливанию крови. Это событие заставляет главного персонажа утвердиться в мысли, что так существовать невозможно.

Монтэг начинает превращаться из живой машины в человека – он задает неудобные вопросы и анализирует окружающую обстановку, что вызывает обеспокоенность у его коллег и начальства.

Следующим толчком для героя становится вызов к женщине, которую уличили в хранении книжек. Но обвиняемая отказывается покинуть дом и книги и выбирает смерть в огне.

Это потрясло Гая, он не может больше работать как раньше, он не способен заставить себя выйти на работу на следующий день.

Жена не понимает аргументы мужа, ее раздражает, что привычная спокойная рутина нарушена. Милдред совершенно не сочувствует Гаю. Единственной ее целью является установка четвертой телевизионной стены в доме, таким образом она бы могла получить полное удовольствие от просмотра новых сериалов, ведь как раз накануне ей прислали сценарий нового шоу, в котором зрители могут принимать живое участие.

В это время до Монтэга доходит весть, что Кларисса погибла – она попала под автомобиль, а ее семья уехала после случившегося. Это еще больше усугубляет душевные метания героя.

В конце концов, к Гаю приходит обеспокоенный его поведением начальник, брандмейстер Битти. Он желает вернуть Монтэга в ряды законопослушных граждан – без чувств и знаний. Он произносит речь перед Гаем, которая показывает основные принципы общества, описываемого в романе: скорость, сжатость, бесчувственность. Никому не интересно слушать долгую историю, ни красочное описание — чем короче, тем лучше.

В данной ситуации можно легко увидеть опасность книг: они мешают обуздать человеческий разум полностью. Потому есть только одно решение – сжигать все, что волнует человеческий ум и душу.

Монтэг понимает, что он зашел уже слишком далеко и нет пути обратно. Он больше не способен быть глупой пешкой. Гай начинает искать единомышленников. Он выходит на старого профессора, преподавателя английского языка. Но тот относится к герою с опаской, учитывая его профессию и реалии того времени. Но, увидев, что Гай искренне ищет новый путь, он решает ему помочь.

Фабер сводит Монтэга с другими приверженцами книг и поверяет ему свои идеи о возобновлении печати произведений. Он надеется, что на пороге третьей атомной войны американцы снова ощутят потребность в чтении и книгах. Также он рассказывает, что оппозиционеры научились обходить запрет на литературу – они попросту заучивают произведения наизусть. Так, например, есть человек-роман, а есть человек-повесть. В одной части страны живет первая глава книжки, а в другой — вторая, третья и т. д.

Профессор дает Гаю прощальный подарок – секретный приемник, который можно спрятать в ухе. Это дает возможность Фаберу быть в курсе всех событий в среде пожарников и позволяет держать связь.

Итак, мобилизированы миллионы – война становится реальностью, но в доме Монтэгов своя трагедия. Гай показал книги жене и ее подругам, которые были в гостях у них дома, но попытка заинтересовать их не возымела действия, женщины в ужасе и смятении уходят, чтобы тут же донести о произошедшем.

Роман заканчивается сценой, где Милдред предает Гая, позвонив и доложив властям, что у них есть книги.

Анализ “451 градус по Фаренгейту”

Рэй Брэдбери описывает социум, который больше не пытается жить своим умом и сердцем. Люди получают сжатую информацию с телеэкранов и радиоприемников.

Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.

Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:

  1. Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
  2. Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
  3. Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
  4. Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.

Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.

Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.

Вам также будет интересно:

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт
Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу...
Как приготовить шницель из курицы на сковороде
;Хотите порадовать любимых и родных чем-нибудь вкусным? Приготовьте шницель из куриной...
Вертута из дрожжевого теста с брынзой
Ветрута - традиционный молдавский пирог из вытяжного теста. Именно благодаря ему выпечка...
Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть
Домашний сонник Коса, косить к чему снится Если сновидцу снится коса или ему приходится...
Сонник: к чему снится коса
приснилась коса (косить)Увиденная во сне коса, сигнализирует о возможном нарушении ваших...