Сайт о холестерине. Болезни. Атеросклероз. Ожирение. Препараты. Питание

Хлеб ржаной половина покупать во сне

Суп-харчо - классический рецепт с тклапи, рисом и тертыми орехами

Очень вкусные рецепты: с томатным соусом, с рисом, в сливочном соусе и как в детском саду

Сонник: к чему снятся овощи

Сонник толкование снов дверь

Планеты на асценденте и мс Марс на асценденте

Формы внутривидовой изоляции

Презентация «Такие разные птицы

Территория фрг.  Германия. Территория Германии: площадь и географическое положение

Презентация к уроку физики Электрические явления в природе презентация к уроку физики (9 класс) на тему Просмотр содержимого презентации «Природные электрические явления»

Салат из говядины отварной

Как приготовить бисквитный торт с фруктами Бисквит с кусочками фруктов

Как испечь немецкий штрудель?

Сыр осетинский - описание пищевой ценности этого продукта с фото, его калорийность Сыр осетинский рецепт приготовления в домашних условиях

Пикантный салат украсьте

Альтернативные формы дошкольного образования на современном этапе. Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании в свете современных требований

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» (авторы - Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина)

Программа нацелена на развитие ребенка, которое авторы понимают как приобщение к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие различных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

Выделен важный принцип, как взаимосвязь обучения и развития: программа строится на основе обучения, которое носит развивающий характер, что, влечет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Еще один важный принцип программы - интеграция, определяемая взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и художественно-творческой деятельности.

Особое внимание в программе обращается на такие принципы, как народность, культуросообразность, взаимосвязь эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, индивидуальный подход, преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Большое место в программе отводится детской художественной литературе и фольклору (потешки, пословицы, поговорки, загадки), при этом литература рассматривается как важнейший вид искусства, а не только как средство развития речи и ознакомления с окружающим миром.

Программа разработана на основе отечественных и зарубежных исследований. В ее основу положены многолетние исследования сотрудников кафедры эстетического воспитания МГОПУ. Апробирована в дошкольных учреждениях Москвы и Московской области.

Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных учреждений и учебно-воспитательных комплексов «Природа и художник» (автор - Т.А.Копцева)

Программа нацелена на формирование целостных представлений о природе как живом организме и художественной культуре как части культуры духовной, на

приобщение к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество детей и освоение художественного опыта прошлого.

Основной принцип программы - «диалог культур».

Программа рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы).

Особенностью программы является блочно-тематическое планирование. Основные разделы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».

Первый блок «Мир природы». Изображение с помощью различных художественных материалов (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь, Цветная бумага и т.д.) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п.

Знакомство с пейзажем и натюрмортом, с произведениями декоративно-прикладного искусства и др.

Второй блок «Мир животных». Изображение с помощью различных художественных материалов «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п.

Знакомство с анималистическим жанром.

Третий блок «Мир человека». Изображение с помощью различных художественных материалов «одухотворенных образов» людей (члены семьи, люди разных возрастов и т.п.), мира фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т.п.

Знакомство с творчеством книжных иллюстраторов, а также художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.

Четвертый блок «Мир искусства». Изображение с помощью различных художественных материалов сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений.

Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

Первая задача - воспитательная.

Вторая задача - Передача и преумножение опыта творческой деятельности.

Третья задача - обучение способам деятельности.

Четвертая задача - сообщение на доступном ребенку уровне знаний об истории искусств, о способах форм творчества различных национальных культур, приобщение к региональной и мировой художественной культуре.

Программа «Росинка». Модуль программы «В мире прекрасного» (авторы - Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова)

«Росинка» - педагогическая система воспитания и развития детей от3 до 7 лет, представляющая собой комплекс модульных программ по физкультурно - оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников. Модуль «В мире прекрасного» представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В нем представлены все виды художественной деятельности детей: изобразительная, декоративно-прикладная, музыкально-исполнительская и музыкально-образовательная, театрально-художественная деятельность, знакомство с разными видами искусства.

Задачи программы: воспитание эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения с взрослыми.

Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитии активного интереса к изобразительному искусству и музыке. Одна из ее основных целей - помочь в поиске пути к доброму, духовному. Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение слышать, видеть, чувствовать и сопереживать.

Программа непрерывного образования «Детский сад - школа» «Художественный труд» (автор - Н.А.Малышева)

Основная цель - преемственность обучения дошкольников и младших школьников. Формирование психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-эмоционального восприятия окружающего мира, навыков и умений происходит в процессе ознакомления детей с народным творчеством, отечественной культурой и эстетическими ценностями.

В соответствии с программой занятия делятся на четыре основные части: «Я учусь работать»; «Я уже что-то умею»; «Я знакомлюсь с рукоделием»; «Сам придумай из...».

Основные задачи - всестороннее и гармоническое развитие детей 2-7 лет, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности; создание необходимых условий для укрепления творческого потенциала ребенка и педагога.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые призваны помочь ребенку (самостоятельно и с помощью взрослого) освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в нем, приобрести умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром.

Программой предусмотрена работа по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализация этого опыта в самостоятельной творческой деятельности (сделать, создать).

Ориентированная на творчество ребенка «Гармония развития» в то же время обращена к педагогу. Она не только дает широкие возможности для создания необходимых условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление самих педагогов, позволяет реализовать идею субъективной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогам предоставляется возможность активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические задачи, творчески варьируя и прогнозируя результат; самостоятельно конструировать на предложенной основе иное вариативное содержание и развивающую среду, максимально приспосабливая их к конкретным условиям детского сада, группы и задачам воспитания и развития ребенка.

Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет - «Радость творчества» (автор - О.А.Соломенникова, ред. - Т.С.Комарова)

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Система работы построена на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С.Комаровой, основана на интеграции различных видов деятельности.

Программа «Радость творчества» рассчитана на два года обучения.

Программа предусматривает диагностическое обследование детей, оснащена конспектами занятий по всем блокам. Апробирована в Москве, Московской области и Хакасии.

Эстетическое обучение и воспитание детей: экспериментальная программа для детей от 3 до 10 лет (авторы-Г.В.Арзямова, З.П.Морозова, Т.Д.Стульник, Н.П.Огрызко, Т.А.Дельская)

Предназначена для дополнительного образования. Опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства под руководством Б.П.Юсова. В основу программы положена идея раннего обучения грамоте, музыке, изобразительному искусству, танцу и другим видам эстетической деятельности через игру.

Материал объединен тематически. Конкретизируется в соответствии с возрастом.

3 года - «Мир насекомых и животных» (окружающий мир раскрывается в звуках, красках, танцах с учетом того, что ребенок видит в основном снизу вверх и на уровне своих глаз).

4 года - «Мир животных и птиц» (развивается тема предыдущего года с учетом возрастных изменений ребенка).

5 лет - «Мир рыб и животных» (у ребенка расширяются горизонты видения, с ним можно говорить о рыбах, повадках домашних, диких и экзотических животных).

6 лет - «Рыбы, птицы, звери, насекомые» (ребенку дается элементарная, но целостная картина животного мира).

7 лет - «Мир человека, мир людей» (этот мир по-новому открывается перед ребенком, переступившим порог школы и оказавшимся один на один с многообразными проблемами социализации и адаптации в новой среде).

8 лет - «Мир представлений, фантастический мир человека» (за основу берутся сюжеты русских и восточных волшебно-фантастических сказок, в том числе «страшных»;это, с одной стороны, отвечает детской тяге к «страшилкам, «ужастикам», а с другой - помогает справиться с иррациональными детскими страхами).

9 лет - «Образы и символика народного искусства» (образы фольклора разных народов ребенок пытается воспроизвести в музыке, живописи, танце и т.д.)

10 лет- «Обычаи и обряды разных народов» (закрепляется представление о мультикультурной целостности человечества, этнических и цивилизованных особенностях разных народов).

Занятия подразделяются на индивидуальные и групповые (последние могут проводиться как с детьми одного возраста, так и с детьми разных возрастов).

Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» (автор - О.А.Куревина)

Направлена на формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на выявление способностей самовыражения через различные формы творчества, начиная с раннего возраста.

Представлены разделы: «Развитие речи», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Пластика, ритмика и театральные формы». Выделены проблемные блоки: «Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства»; «Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства»; «Знакомство с жанровым многообразием искусства»; «Формирование навыков анализа произведений искусства через освоение средств художественной выразительности»; «Активизация ассоциативного мышления».

Каждое положение программы адресовано педагогу и ребенку, что дает возможность соотносить поставленные задачи с результатом их решения в ходе учебного процесса.

Программа предусматривает вариативность в выборе иллюстрированного материала, способов активизации художественного мышления, последовательности изучения проблемных блоков.

образовательный дошкольный программа монтессори

Программа художественно-эстетического цикла для детей от3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов»

Направлена на развитие гармонически творческой личности ребенка средствами искусства.

Цель программы - формирование универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать не только отдельные виды искусства, но и искусство в целом.

Задачи программы: развитие любознательности дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика; способностей как способов

самостоятельного решения задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной; творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; коммуникативности.

Программа рассчитана на три года обучения.

Интегрированное взаимодействие искусств. Соединение разных видов искусства в одном художественном событии.

Активные действия, творчество самих детей.

Богатство чувств и ощущений. Живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения.

Связь с ближайшим окружением, национальными художественными традициями и обычаями.

Духовное напряжение, возвышение и утончение духовных потребностей и интересов детей как высшая ступень их полихудожественного развития.

Программа является ориентировочной: она обозначает лишь общее содержание и направление в работе, поэтому приветствуется инициатива в выборе материала, в чередовании тем занятий.

Программа творческо-эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы - Н.А.Варкки, Р.Р.Калинина)

В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу, художественно-творческая деятельность.

Основная цель - раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала дошкольников через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности как средства интеграции индивидуального опыта и навыков, полученных детьми в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т.д.).

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей.

Мойдодыр - блок охраны и укрепления здоровья.

Задачи: развитие потребности в активной двигательной деятельности; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; элементарных навыков безопасного поведения в повседневной жизни; усвоение элементарных культурно-гигиенических навыков; ознакомление со строением человека, с функционированием его организма, формирование адекватного отношения к своему телу.

Почемучка - блок интеллектуального развития. Задачи: развитие

устойчивого познавательного интереса, основных когнитивных процессов, различных форм мышления; формирование представления о единстве и многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерностях развития; развитие творческо-речевой деятельности, формирование устойчивого интереса и любви к художественному слову, эстетического восприятия литературы; расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов.

Арлекино - блок творческо-эстетического развития. Задача: обогащение духовного мира различными средствами(музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры; развитие чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; пластической и мимической выразительности.

Золушка - блок социально-психологического развития.

Задачи: приучение к выполнению правил этикета, культуры поведения общения; развитие нравственных качеств, нравственного сознания, нравственных чувств и поведения, доброжелательного отношения детей к взрослым и сверстникам, эмпатии, эмоциональной отзывчивости по отношению к людям, животным, героям художественной литературы т.д., самостоятельности, формирование навыков самообслуживания и эстетического оформления окружающей предметной среды.

Мери Поппинс - блок профессионального и личностного развития педагогов.

Задачи: овладение современными педагогическими и психологическими знаниями (возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, современные технологии обучения и воспитания и пр.); совершенствование педагогического мастерства; создание условий для развития эмпатии, коммуникативных способностей, эмоциональной уравновешенности, саморегуляции, эрудиции педагогов, формирование коллектива единомышленников; создание условий для постоянного самообразования педагогов, повышения их общего культурного уровня.

Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?» (автор - С.А.Золочевский).

Цель - приобщение к культуре как к системе общечеловеческих ценностей, открытие красоты окружающего мира, места и роли в нем человека-творца, развитие в игре способности к эстетическому восприятию и творчеству.

Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить Красоту; приобщение к символической реальности Культуры через предметно-смысловой диалог с педагогом, а затем с произведением искусства; воспитание нравственного отношения к миру и к себе через чувственное восприятие, а затем осознание красоты поступка, чувства, произведения, т.е. путем эстетического развития.

Программа состоит из четырех частей и проводится в четыре этапа.

На первом этапе («Путешествие в Страну волшебных красок») организуется одноименная игра, цель которой - создать атмосферу, задающую тон всем последующим занятиям. На этом этапе дети в игре учатся смешивать краски, видеть разницу между краской и открывают для себя эмоциональную насыщенность отдельных цветов.

На втором этапе («Какого цвета...мир?») встает задача разрушения ложных стереотипов цветовосприятия («небо голубое», «море синее» и т.п.). Восприятие цвета в произведениях живописи начинает носить более осмысленный характер. Дети обнаруживают, что в искусства цвет является носителем различной информации, может выражать состояние художника и влиять на настроение зрителя.

На занятиях третьего этапа («Красота Добра») на первый план выходит новая задача - выражение в цвете свое отношение к событию, герою, т.е. развитие «эстетического цветовосприятия» и использование цвета для выражения личного отношения.

Занятие последнего, четвертого этапа («Самое красивое») направлены на решение ранее поставленных задач, но на новом, более разнообразном и сложном материале.

Программа предусматривает организацию трех индивидуально-образовательных маршрутов на основе результатов диагностики:

для детей с трудностями в психологическом развитии;

для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями;

для одаренных детей.

Программу целесообразно использовать в работе с детьми в системе дополнительного образования.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы - Н.Э.Басина, О.А.Суслова).

Основана на интеграции разных видов искусства. Является результатом исследовательской и педагогической работы, проводившиеся в течение семи лет в образовательном комплексе детский сад - школа МУО и культуры «Гуманитарный центр «Театр» Екатеринбурга. В центре внимания авторов - проблемы психологии восприятия искусства и детского творчества. Программа предназначена для работы с детьми 3-10 лет.

Программа содержит следующие разделы.

Природный и неприродный материал и его свойства.

Цвет как признак материального мира и как средство искусства.

Звук как признак материального мира и как средство искусства.

Эмоции как переживаемые человеком чувства и как эстетическое переживание окружающего мира.

Движение как свойство материального мира и как выражение эмоционального состояния персонажа и пространства в произведении искусства.

Линия в окружающем нас мире природы и линия как средство искусства.

Фактура природного и неприродного материала и фактура ткани художественного произведения.

Ритм и симметрия в природе как средство в искусства

Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних отношений, связей в жизни персонажа и пространства в искусстве, как взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов языка искусства.

Основные принципы курса: взаимодействие; соизмерение; анализ учебного материала, введение в художественный материал с учетом возрастных особенностей психологии ребенка, «метафоры»; одушевления неживого.

Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор - Г.С.Швайко)

Представлена в трех книгах (для средней, старшей и подготовительной к школе групп). Каждая содержит программные положения и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации.

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности; познавательной активности; воспитание культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества.

Во все циклы включены перечни тематических занятий по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. Каждое занятие представлено развернутым конспектом.

Цель - развитие творческих способностей детей 3-9 лет в изобразительной деятельности. Является результатом практического опыта работы с детьми.

Представлен календарно-тематический план изобразительной деятельности в четырех вариантах. Это даст возможность варьировать темп, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога.

Программа апробирована в Образовательном центре «Гармония» (Санкт-Петербург).

Программа создана в результате неблагополучного состояния развития детей раннего возраста в условиях семьи. Анализ проблемы выявляет явное противоречие между теорией и практикой воспитания детей раннего возраста.

Цель программы - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода в жизни человека; убедить их в необходимости воспитывать дитя с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка; оказать помощь в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания.

Структура программы - программа состоит из четырех глав. Впервые в нее включен раздел посвященный пренатальной педагогике. В конце каждого параграфа и главы кратко излагаются и выделяются шрифтом основные положения программы воспитания и развития.

Глава 1. «Мы ждем тебя, малыш!» Главная мысль первой главы - призыв к родителям: Любите своего малыша до его рождения и уже тогда побольше общайтесь с ним. Это очень важно для его развития.

Глава 2. «Как я буду расти и развиваться». В этой главе раскрываются особенности физического и психологического развития ребенка от рождения до 3-х лет. Раскрыты и основные особенности нервной системы ребенка.

Глава 3. «Гуленька». Посвящена проблемам развития и воспитания ребенка 1-ого года жизни. В этой главе большое внимание уделено режиму дня, показано, как он изменяется с развитием ребенка, как организовать отдельные режимные моменты (кормление, укладывание, закаливание, бодрствование).

Глава 4 «Я сам». Раскрывает программу развития и воспитания детей 2-3-го года жизни. Большое место отводится освещению процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Даны советы, как сделать переход малыша в детский сад безболезненным для него и как снять тревогу и напряжение с себя.

Из всех этих глав, можно выделить одну главную объединяющую ЦЕЛЬ: Помощь семье в организации внутрисемейного общения, в создании теплой атмосферы любви, взаимоуважения, ответственности за ребенка.

Программа «Детство» создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка - дошкольника в разных видах деятельности. Все содержание программы условно объединяются вокруг 4-х основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Назначение блока «Познание» - помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение и др.), развить познавательную активность, любознательность.

Блок «Гуманное отношение» - ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.

Основой блоков «Познание» и «Гуманное отношение» служит содержание блока «Созидание», назначение которого - помочь детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные, развивать детскую самостоятельность и творчество.

Базовой основой для осуществления содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Его значение - создать условия для полноценного физического и психологического здоровья ребенка в детском саду, помочь ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

«Радуга» - это целостная система поступательного развития детей, предполагающая, что одни и те же воспитатели работают с детьми начиная с младшего и кончая старшим возрастом, т.е. до выпуска из детского сада.

Основными принципами, положенными в основу программы, являются следующие:

уважение к свободе и достоинству каждого ребенка как маленького, но полноправного Человека;

создание условий для развития индивидуальности каждого малыша;

обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей;

учет возрастных психологических особенностей;

наличие «свободного педагогического пространства» для проявления личности и индивидуальности воспитателей.

Программа основывается на 3-х принципах:

Воспитание должно быть свободно.

Воспитание должно быть индивидуально.

Воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.

Центральным моментом в идеях Монтессори являются максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.

Для того чтобы ребенок мог развить свой духовный потенциал, необходимо создать условия. Специально подготовленная «окружающая среда» («подготовительная среда», по Монтессори) может следовать этому. Эту специально создаваемую среду можно назвать «духовной экологией». Находясь в такой среде, ребенок может изучать духовные ценности. Обозначим основные составляющие «духовной экологией»:

мир во всем многообразии цветов и оттенков;

фактура предметов и их форма (объемное восприятие);

гармония композиции;

Свободное и выразительное движение;

полное развитие вкусовых ощущений;

Ребенок, находясь в специально созданной окружающей среде, путем проб и ошибок приобретает жизненный опыт.

Цель Вольфдорской педагогики - привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий. Это рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, пение, один раз в неделю эвритмия - особый вид художественных занятий.

Главное для родителей - это здоровье ребенка, и физическое, и духовное. Родителям необходимо быть ответственными за будущее ребенка, руководствуясь здравым смыслом. И тогда из маленького крохи вырастет гармонично развитый человек.

Программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей.

Важным является сенсорное развитие ребенка с восприятия явлений окружающего мира начинается познание.

Большое внимание уделяется развитию речи, эмоциональной сферы ребенка, а также усвоению морально-этических норм.

Заключение

Анализ каждой программы показал, что у всех программ одна ЦЕЛЬ: развитие у детей умственных способностей, но каждая программа развивает их по-разному.

Например, программа «Кроха» - это прекрасная помощь родителям; она учит будущих родителей любить своего ребенка еще до его рождения, помогает родителям найти правильный выход из какой-либо ситуации связанной с ребенком.

Когда ребенок вырастает и идет в детский сад, становясь дошкольником, он начинает изучать новые предметы, открывать для себя что-то новое и интересное, у него начинаются занятия; например, по программе «Радуга» все занятия должны проводиться в игровой форме, так чтобы ребенку было интересно, чтобы он сразу же вникнул в суть игры и начал заниматься вместе с другими детьми, ведь через игру ребенок усваивает гораздо больше информации, чем через обычное занятие.

По методике Монтессори, известного итальянского педагога, воспитание должно быть индивидуально, свободно, опираясь на данные наблюдений за ребенком.

По ее мнению «Ребенок, находясь в специально созданной среде, путем проб и ошибок приобретает жизненный опыт».

Естественно каждый педагог выбирает «лучшую» для себя программу, но какую бы он ни выбрал, он должен преподнести ее так, чтобы ребенок потянулся за знанием, а не отвернулся от них.

Список литературы

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович - СПб.: «Акцидент», 1995.

Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги» (Модуль воспитания детей раннего возраста) /Сост. К.Белая - М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2002.

Радуга: программа и руководство для воспитателей средней группы детского сада /Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.; сост. Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 1994.

Соломенникова О. О некоторых парциальных программах по художественному творческому развитию дошкольников.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - с.9-18.

Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей / Галанов А.С.- М.: Школьная Пресса, 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности государственной политики РФ о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях. Основные типы образовательных учреждений. Направления совершенствования системы воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2012

    Государственные образовательные стандарты. Система показателей статистики дошкольного образования. Графическое отражение изменения числа детских садов в Брянской области. Анализ динамики обеспеченности местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Проблемы краеведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) в исследованиях отечественных ученых. Анализ программ и учебно-методических пособий. Понятие, цели, задачи, место и роль краеведения в ДОУ. Формы и методы краеведческой работы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2013

    Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Распределение времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях: сон, питание, прогулки. Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста, а также воспитание у них нравственных чувств.

    Формы организации активного отдыха. Методика проведения физкультурного досуга и физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений. Организация проведения дня здоровья и каникул в разных возрастных группах детского сада.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Основные фазы организационной работы дошкольных учреждений. Педагогический коллектив и его состав. Государственная система подготовки кадров дошкольных работников. Отделение срочного социального обслуживания (ССО). Задачи, стоящие перед отделением ССО.

    контрольная работа , добавлен 18.02.2010

    Организация инновационной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Проявление инновационного потенциала работников системы дошкольного образования как результат развития общеобразовательной практики. Классификация педагогических технологий.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Основные отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях. Исследование нетрадиционных техник рисования и разработка коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Педагогические условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи в физическом развитии старших дошкольников. Особенности сотрудничества педагога и родителей в физическом воспитании ребенка.

    дипломная работа , добавлен 07.09.2015

    Композиция и колорит в живописи. Теория живописи, истоки жанровой картины. Формирование русской жанровой живописи. Методические аспекты обучения школьников изобразительному искусству. Идеи и задачи программы обучения детей изобразительному искусству.

Одной из наиболее актуальных проблем в развитии современного образования является проблема обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

В целях создания благоприятных условий для решения этой задачи рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

В этой ситуации, говоря о вариативных организационных формах дошкольного образования, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу». Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1-7 лет, в том числе и для детей 5-7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества и т.п.), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения.

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста.

«Дошкольная образовательная группа» как организационная форма - мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня (это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа).

Можно представить перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста следующим образом:

детский сад полного дня;

группы кратковременного пребывания в детском саду;

группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

дошкольные группы на базе разных культурно-образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь должна идти именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. Дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы.

Одной из основных задач дошкольных образовательных групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Перечисленные формы образования детей старшего дошкольного возраста можно разделить на три модели, положив в основу характер организации образовательного процесса:

группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

В экспериментальную деятельность по апробации различных моделей и вариативных программ развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет в 2007-2010 гг. включены следующие регионы:

в Центральном Федеральном округе - Белгородская и Смоленская области, город Москва;

в Приволжском Федеральном округе - Чувашская Республика, Пермский край, Нижегородская и Ульяновская области;

в Северо-западном Федеральном округе - Вологодская и Новгородская области;

в Сибирском Федеральном округе - Агинский Бурятский автономный округ, Кемеровская и Омская области;

в Южном Федеральном округе - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области;

в Уральском Федеральном округе - Свердловская и Тюменская области в Дальневосточном Федеральном округе - Республика Саха (Якутия) и Приморский край.

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть может быть представлена тремя уровнями:

уровень - базовый - психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

уровень - основные модели образования детей старшего дошкольного

возраста для двух типов дошкольных образовательных групп - полного дня и кратковременного пребывания - и семьи;

3 уровень - специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:

совместной деятельности взрослого с детьми и

самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку - совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа не использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции и т.п.).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами). Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ.

Таким образом, эти две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

1.1 О российских программах дошкольного образования.

Среди факторов, влияющих на эф-фективность и качество образова-ния детей в ДОУ, важная роль при-надлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процес-са в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концеп-цию дошкольного образования, фикси-рует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специа-лизированная, парциальная програм-ма) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализа-ции программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация до-школьного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании про-грамм и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательно-му учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из ком-плекса вариативных выбирать те про-граммы, которые наиболее полно учиты-вают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских са-дов, осваивая разные программы, мо-гут вносить в них изменения (основа-ние: п. 19 Типового положения о до-школьном образовательном учрежде-нии), не нарушающие общей концепту-альной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализа-ции, социально-экономические, эколо-гические, климатические условия, куль-турные, национальные и другие особен-ности своих регионов (область, край, ре-спублика). Воспитатели могут также ис-пользовать (адаптировать) лучший ми-ровой педагогический опыт. Таким обра-зом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, ва-риативность) программ рассматрива-ется как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие ин-дивидуальности ребенка, учесть образо-вательные запросы семьи, уровень и на-правленность работы ДОУ, а также спо-собствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образователь-ных учреждениях Российской Федера-ции, в общеобразовательных учрежде-ниях, которые посещают дети дошколь-ного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в раз-витии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об обра-зовании» реализуются общеобразова-тельные программы, которые подразде-ляются на основные и дополнительные.

Анализ современной ситуации пока-зывает, что наряду с недостаточной ин-формированностью о современном ви-довом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учиты-вают, как избранные ими программы со-относятся со спецификой образователь-ного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совмес-тимость программ.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педаго-гов, осознанного выбора и компетент-ной реализации образовательных про-грамм. В этой связи становится очевид-ным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ре-бенка дошкольного возраста.

Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных уч-реждений Российской Федерации». Од-нако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с уче-том современных видов программ, кото-рые определены в Законе РФ «Об образо-вании» (основные, дополнительные, при-мерные).

1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.

Социальные, экономические и идеологические изменения, про-исходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

За 30 лет после принятия ООН «Декларации прав ребенка» мно-гие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права де-тей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только разви-вает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, ко-торые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои дей-ствия в отношении детей.

Основная идея Конвенции заключается в обязательном обеспе-чении интересов и прав детей, создании необходимых мер для вы-живания, развития, защиты и обеспечения активного участия под-растающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полно-ценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъек-та общества во всем комплексе гражданских, политических, эко-номических, социальных и культурных прав.

Анализируя современное состояние организации педагогичес-кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь-ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в ис-торию.

Дошкольные учреждения руководствовались в своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государ-ственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламенти-рованной программе неизбежно ограничивала возможности для пе-дагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуаль-ные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.

Многие педагоги и ученые были обеспокоены реальным поло-жением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоин-ством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образова-нию СССР - центральным органом, направляющим и регламенти-рующим в тот период работу всех учреждений образования в стра-не, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспита-ния» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отри-цательных сторон современного состояния общественного дош-кольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка ука-зывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмеча-лось, что в основном дошкольное воспитание по существу своди-лось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, са-моценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного обра-зования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доб-ра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.

Ключевые позиции обновления дошкольного учреждения состо-яли в следующем:

охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического);

гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;

раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до- школьном учреждении;

обеспечение преемственности между всеми сферами социаль-ного становления ребенка;

радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.

В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей построения педагогичес-кой работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспе-чивает чувство психологической защищенности, развитие индиви-дуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и прин-ципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уде-лялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрос-лого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.

Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков и ученых, вобрала в себя взгляды педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необ-ходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и об-разования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом ра-ботников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы обра-зования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не со-держала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной програм-мы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспи-тания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был пред-принят.

В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Вре-менное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частно-сти, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообра-зию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учи-тывает индивидуальные особенности детей. Положение давало воз-можность каждому дошкольному учреждению выбирать из имею-щихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, исполь-зовать разнообразные формы работы.

«Основными функциями дошкольного учреждения, - говорит-ся в Положении, - являются:

охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей;

обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;

забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Следует подчеркнуть, что задачи и функции дошкольного уч-реждения, сформулированные в Положении, основаны на отноше-нии к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об ок-ружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психи-ческое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для до-школьников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не толь-ко трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением пре-дусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предпри-имчивости.

Государственная политика в области образования была отра-жена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1991).

Принципы (ст. 2), на которых основывается образование, состоят в следующем:

гуманистический характер образования, приоритет общече-ловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного раз-вития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, ува-жения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в ус-ловиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образо-вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что до-школьное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендован-ных государственными органами управления образованием, вне-сении изменений в них, а также в разработке собственных (автор-ских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла не-обходимость в подготовке разнообразных программ, которые на-ряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подго-товки и публикации вариативных программ набирал темпы.

Следует подчеркнуть, что многие программы были разработа-ны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создава-лись авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое пись-мо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспе-чивать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья де-тей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного раз-вития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусмат-ривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотрен-ное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совмест-ной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через раз-нообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном уч-реждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы пока в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учрежде-ние будет работать.

Воспитание привычек нравственного поведения у детей в средней группе

Несмотря на разнообразие альтернативных программ, большинство детских садов до сих пор пользуется базисной типовой программой детского сада. Нравственное воспитание входит в число основных задач данной программы...

Высшее сестринское образование в России. Особенности, проблемы, перспективы

Болонский процесс предусматривает, прежде всего, введение обучения состоящего из двух циклов. Первый цикл продолжительностью не менее трех лет заканчивается получением первой академической степени и дает право доступа ко второму циклу...

Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста

В педагогической литературе описывается несколько способов интеграции. Одним из них является интеграция содержания учебного материала. Объективная сторона, как показывает анализ педагогической литературы...

Колядки Белозерского края в народной традиции и современной культурно-образовательной практике

Актуальной задачей современной педагогической практики является обучение и воспитание детей на основе позитивного опыта народной пдеагогики...

Методика использования технологии электронного обучения при изучении раздела "Информационная деятельность человека" предмета "Информатика и ИКТ" (для 10-11 классов информационно-технологического профиля)

Понятие «электронное обучение» (ЭО) сегодня употребляется наряду со старым термином «дистанционное обучение». ЭО - более узкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)...

Мониторинг ВУЗов

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

Концепция дошкольного воспитания - главный нормативный документ, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования. 1989г...

Конечная цель экологического образования - формирование экологического мировоззрения, экологической культуры. Однако чтобы данная цель была достигнута, необходима соответствующая организация образовательного процесса...

Роль дошкольного образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка

Скаутинг как воспитательная система: история, теория, практика

История скаутинга в России начинается с первого отряда юных разведчиков, основанного 30 апреля 1909 г. в Павловске под Петербургом гвардейским офицером О.И. Пантюховым...

Экологическое воспитания детей старшего дошкольного возраста

Эколого-краеведческое образование младших школьников

Проанализируем особенности рассмотрения краеведческого компонента в некоторых программах экологического образования младших школьников...

Частный детский сад может быть создан как негосударственная образовательная организация, реализующая основную общеобразовательную программу дошкольного образования, или как организация, предоставляющая услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.

Задачами групп выходного дня могут являться:

· помощь родителям в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста;

· усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;

· социально-нравственное воспитание детей.

Центр игровой поддержки для детей до 1,5 лет при дошкольных образовательных учреждениях - форма организации детей раннего дошкольного возраста, направленная на обеспечение ранней социализации и адаптации их к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Структура центра может быть представлена следующими направлениями:

· консультативно-методической поддержки родителей детей раннего дошкольного возраста в организации воспитания и обучения ребенка;

· интегративные сюжетные занятия для детей раннего дошкольного возраста, направленные на познавательное и речевое, сенсорное и интеллектуальное развитие, а также детско – родительское сотворчество, музыку и гимнастику;

· лектории, тренинги, мастер - классы для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Центр игровой поддержки и развития детей дошкольного возраста от 1,5 до 6 лет при образовательных учреждениях – структурное подразделение образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – ЦИПР). ЦИПР осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей дошкольного возраста на основе современных игровых технологий.

ЦИПР функционирует по принципу детской площадки : комплексные развивающие занятия разной продолжительности от 1 до 3 часов сочетаются с профессиональным консультированием специалистов - психологов, педагогов и логопедов .

В таких центрах может быть представлен цикл программ так называемой «Школы раннего развития»:

Детские социальные игровые комнаты в жилых домах и общежитиях - форма организации детей дошкольного возраста, проживающих в жилых домах, общежитиях города.

Создаются в целях присмотра, ухода и досуговой деятельности детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

школьный образование дошкольный учреждение

С 1991 г. в России разрешено открыть частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения). По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:

  • - привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;
  • - для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М. В. Ломоносова и др.).

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников. Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Первый детский сад в Москве работал таким образом, что утром из одной комнаты трехкомнатной квартиры многодетной семьи вся мебель переносилась в другие комнаты, чтобы освободить место для занятий, вечером мебель перетаскивали на свое место. Потом многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа “Семейный лад”, открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина не единственный известный мне православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви. Во время освящения школы 8 октября 1990 года, в день памяти св. Сергия Радонежского, о. Артемий сказал: Теперь ваша школа будет находиться под покровительством св. Сергия. С тех пор каждый год 8 октября школа отмечает свои именины.

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве мне известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением школа N 1060 в Стремяном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Туле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но всё же заметным инновационным движением.

В наших, российских условиях вальдорфские школы существуют менее десяти лет и старшее звено еще только формируется. Однако в московской школе несколько учеников для пробы сил сдавали в этом году экзамены в другие престижные школы и поступили все. Двое перешли в эти школы. Остальные остались в своей. Мама мальчика, которая забрала своего ребенка из московской школы и перевела в школу рядом с домом, очень благодарна школе за всё, что получил там ее сын. Но интересно вот что: согласно ее рассказу учителя школы, в которой учится ее сын говорят, что он - единственный ученик в классе, который хочет учиться и учится с удовольствием. Особый вопрос - это вопрос аттестации. В состоянии ли вальдорфская школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных стандартов? Сразу скажу, что так поставленный вопрос очень абстрактен. Ведь часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам не справлялись с нагрузкой в государственной школе. В вальдорфской школе они получают шанс и опыт показывает, что такие дети к концу обучения очень часто выходят на весьма высокий уровень. Здесь следует сказать, что согласно вальдорфской концепции в возрасте начальной и средней школы в человеке формируются более глубокие пласты и уровни личности, которые мы называем психологическим здоровьем и на передний план должны выступать не формальные требования к знаниям - это будет позже, в старшем звене - а человеческие отношения с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья (мы различаем три уровня здоровья) к которому относятся и закладка глубинных нравственных ценностей. Всё это очень трудно формализовать, оценить в цифрах и графиках. От того, как учитель стоит на уроке, как он говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни человека - сегодняшнего ученика - гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Всё это идет в подсознание, в более глубокие уровни, в то время как чисто внешние знания скоро после экзаменов забываются и, в сущности, мало нужны человеку в жизни. Этот подход, ставящий более широкие человеческие задачи перед школой и являющийся ни чем иным, как практической реализацией принципов гуманизации образования, и составляет специфику вальдорфского учебного процесса. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и является прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но он нуждается в дальнейшем совершенствовании и конкретизацией в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации. Само слово стандарты ассоциируется с производственной сферой изготовления продукции, но никак не с педагогикой. - Итак, задача соответствовать требованиям государственных стандартов привносится в школу извне и с необходимостью наносит ущерб здоровому учебному процессу. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс. Разные школы делают это по-разному, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.

Теперь более конкретно о ситуации в разных городах. Школа “Семейный лад” прошла аттестацию и аккредитацию по начальной школе. В настоящее время школа готовится к аттестации старшего звена и разрабатывает свои предложения по методу тестирования учащихся, адекватные специфике работы с детьми в данной школе. Три года назад успешно прошла аттестацию школа в Стремяном переулке. В настоящее время она работает в режиме государственной школы и контролируется местными органами управления. Недавно несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные и, соответственно, подлежат контролю наравне с другими государственными школами. Одна школа - негосударственная. Коллектив этой школы желает работать в соответствии с идеей, чтобы государство приняло нас такими, каковы есть. При этом, однако, по заверениям сотрудников школы, речь не идет о несоответствии стандартом. Уровень стандартов мы обеспечим. Но нам важно, чтобы аттестация проходила на основе требований к детям, соответствующим природе ребенка, а не абстрактным принципам. Ведь очень многое зависит от самой процедуры аттестации и проверки детей. Принципиально я считаю, что стандарты должны ориентироваться на педагогику, а не педагогика на стандарты. - Успешно прошли аттестацию и аккредитацию начального звена школы в Жуковском и Ярославле. Методист Центра развития образования г. Ярославля Полещук Светлана Михайловна, проводившая аттестацию по поручению департамента образования города дала развернутое заключение: “В апреле 1998 была проведена проверка соответствия уровня знаний детей 4-го класса Свободной вальдорфской школы г. Ярославля государственному образовательному стандарту. Проверка показала, что знания учащихся на выходе из начальной школы соответствуют требованиям образовательного минимума по русскому языку, математике и чтению. Аттестационной комиссией было отмечено, что в учебный план школы включены предметы, способствующие развитию творческих способностей детей, что к сожалению не присутствует в учебном плане нашей традиционной школы. В школе работает коллектив единомышленников. Педагоги школы стремятся к такому методу работы и к таким человеческим отношениям, в результате которых учителя, родители и ученики становятся по настоящему близкими людьми. Каждый ребенок в этой школе - личность. Дети комфортно чувствуют себя на уроке. Они не боятся высказывать свое мнение, свою точку зрения. Учитель для них прежде всего друг, что зачастую мы не встречаем в массовой традиционной школе. Аттестационная комиссия единодушно пришла к выводу о том, что такие школы, как вальдорфская школа в нашем городе, имеет право на свое существование”. Более того, они являются альтернативой современной традиционной школе, которая только сейчас делает первые шаги в изменении подходов к ребенку, ставя главной задачей воспитание личности что, к сожалению, остается пока только лозунгом.

Хотелось бы добавить ко всему вышесказанному, что вальдорфское движение у нас необычайно молодо. Можно сказать, что его научное освоение еще только начинается. Только серьезный научный подход может сделать эту, безусловно, интереснейшую и живую педагогику актуальной для нашей российской школьной системы, то есть речь, конечно, не может идти о простом заимствовании. Но, с другой стороны, без живых школ-лабораторий никакая наука не будет по-настоящему плодотворной для жизни.

Остается только добавить, что большинство вальдорфских инициатив, которым сейчас исполнилось шесть-семь лет, начинали свою работу и продолжают вести ее в очень трудных условиях. Учителя вальдорфской школы в Жуковском первый год работали практически без зарплаты. В крайне трудных условиях проходило становление и многих других школ.

Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: “Помоги мне это сделать самому”. Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма. Учебно-педагогический комплекс № 7 “Маросейка” входит в состав городской экспериментальной площадки “Новые педагогические и организационно-управленческие технологии (Метрополис-Москва)”. Разработана программа экспериментальной площадки УПК, определившая приоритетные направления работы на данном этапе:

  • · подготовка специалиста по методике М. Монтессори, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход к ребёнку, обеспечивающий психологическую защищённость и успешность его развития;
  • · качественное изменение подготовки специалиста;
  • · разработка и использование новых образовательных технологий в процессе обучения по методу М. Монтессори;
  • · учебно-поисковая, научно-исследовательская работа студентов, как условие и средство формирования учебных и мыслительных навыков.

С целью реализации этого направления были разработаны учебные программы, методические и учебные пособия по использованию дидактических материалов, лекционные курсы, рекомендации по организации педагогической практики, создан интегрированный курс музыкальных дисциплин с использованием элементов Монтессори-системы.

Я рассматриваю деятельность такого учебного заведения, как продолжение большой работы, рассчитанной как на сегодняшний день, так и на много лет вперёд. Ведь в основе работы лежат принципы, важные для каждого из нас:

  • - все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо;
  • - в процессе воспитания наобходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый имеет предпосылки для развития своей личности;
  • - индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа “Чистое сердце” и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

Вам также будет интересно:

Рецепт с курагой Овсяные хлопья с изюмом рецепт
Завтрак – самый важный приём пищи, и это уже давным-давно ни для кого не секрет. Пользу...
Как приготовить шницель из курицы на сковороде
;Хотите порадовать любимых и родных чем-нибудь вкусным? Приготовьте шницель из куриной...
Вертута из дрожжевого теста с брынзой
Ветрута - традиционный молдавский пирог из вытяжного теста. Именно благодаря ему выпечка...
Cонник косить, к чему снится косить во сне видеть
Домашний сонник Коса, косить к чему снится Если сновидцу снится коса или ему приходится...
Сонник: к чему снится коса
приснилась коса (косить)Увиденная во сне коса, сигнализирует о возможном нарушении ваших...